Сергий Юршев

Сергий Юршев

(в миру Симон Петрович) — выдающийся деятель на пользу единоверия, сын московского купца, ревностного раскольника. Оставшись сиротою, Юршев удалился в леса (в Московской губ.), где скрывались многие раскольники и всякого рода беглецы. Здесь он постригся в монашество с именем С. Схваченный вместе с другими, С. был посажен в тюрьму, но бежал в Польшу, а оттуда в иргизские скиты, где играл роль "строителя" в широком значении слова (см. Иргизские единоверческие монастыри). В 1779 г. С. участвовал на "перемазанском" соборе в Москве (см. Перемазовщина). На С. возложена была обязанность письменно полемизировать с Михаилом Калмыком и Никодимом. В сочинениях его: "Обыскательное рассуждение", "Соборное рассмотрение на ответы настоятеля Антония", "Сочинение о бегствующем священстве", "Беседословие от лица св. церкве строителя о. Сергия с сомнящимися о св. церкви и о православном священстве" проводится мысль о необходимости перемазывания беглых попов и доказывается, что истинная их исправа возможна только в Успенском монастыре, во главе которого стоял С. Безнравственная жизнь беглых попов заставила его, однако, искать правильного священства. В 1786 г. астраханский архиепископ Никифор Феотоки разослал по епархии "Окружное послание", в котором призывал заблуждающихся обратиться в недра церкви. Как бы в ответ на него, С. составил 15 вопросов в подал (1790) их Никифору при прошении, в котором "именем всего общества" обещал присоединиться к церкви, если ему будут даны удовлетворительные ответы. Ответы были даны; С. разослал списки с них по иргизским обителям и другим поповским общинам, и за это временно лишен был настоятельства (1791 г.). Возвратившись (1793) к власти, С. с большей откровенностью стал выражать свои намерения и снова был уволен (1795). Он отправился в СПб. и подал там прошение о принятии его с братиею в ведомство Казанской епархии с дозволением отправлять богослужение по старопечатным книгам. В высоч. рескрипте 19 июня 1796 г. на имя казанского архиепископа Амвросия последовала желаемая резолюция. Раскольники крайне озлобились. Иргизское собрание постановило не допускать С. в монастырь не только к начальствованию, но и на жительство; тех, которые были согласны с С., из монастыря выгнали. С. обращался за содействием к губернатору, но безуспешно. В том же году С. уехал в Стародубье, вступил в число "согласных", был посвящен в иеромонаха и поставлен настоятелем Успенского Новороссийской епархии согласнического монастыря. Здесь С. составил книгу: "Зеркало для старообрядцев, непокоряющихся православной церкви" (СПб., 1799; М., 1860).

См. "Исторические сведения об иргизских мнимо-старообрядческих монастырях до обращения их к единоверию" ("Православный собеседник", 1857, стр. 388—466); Н. Соколов, "Раскол в Саратовском крае" (Саратов, 1888).

{Брокгауз}



Сергий Юршев

(до постриж. Симон) — игумен Белорусского единоверческого мон. 1783 г., писатель.

{Половцов}


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Сергий Юршев" в других словарях:

  • Сергий (в миру Симон Петрович Юршев) — выдающийся деятель на пользу единоверия, сын московского купца, ревностного раскольника. Оставшись сиротой, Юршев удалился в леса (в Московской губернии), где скрывались многие раскольники и всякого рода беглецы. Здесь он постригся в монашество с …   Биографический словарь

  • Сергий раскольник — (в миру Симон Петрович Юршев) выдающийся деятель на пользу единоверия, сын московского купца, ревностного раскольника. Оставшись сиротою, Юршев удалился в леса (в Московской губ.), где скрывались многие раскольники и всякого рода беглецы. Здесь… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Сергий, в мире Симон Петрович Юршев — выдающийся деятель на пользу единоверия, сын московского купца, ревностного раскольника. Оставшись сиротою, Юршев удалился в леса (в Московской губ.), где скрывались многие раскольники и всякого рода беглецы. Здесь он постригся в монашество с… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • БЕГЛОПОПОВЦЫ — Старообрядцы, к рые в отличие от беспоповцев принимали священников, переходивших от правосл. Церкви (беглых попов). Б. во 2 й пол. XVII XVIII в. Старообрядец «поповщинской». Гравюра. XVIII в. (РГБ) Старообрядец «поповщинской». Гравюра. XVIII в.… …   Православная энциклопедия

  • Иргизские единоверческие монастыри — Манифестом 4 дек. 1762 г. раскольникам, бежавшим за границу, обещана была в случае возвращения их в Россию свобода богослужения и некоторые др. льготы; вслед за тем отведены были в заволжской части Саратовской губ. 70000 десятин удобной земли для …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»