- Серафим Протопопов
(в миру Симеон Иванович) — епископ Самарский и Ставропольский (1818—1891 гг.); род. в 1818 г. в Москве на Сретенке, сын священника. Обучался в Московскй духовной семинарии и с 1840 г. в Московской академии, где в 1844 г. окончил курс со степенью магистра и 12 декабря назначен на духовно-учебную службу в Казанскую духовную академию, где был бакалавром, профессором и с 1854 г. инспектором. В 1847 г., 8 ноября, постригся в монашество с именем Серафима, 19 ноября рукоположен в иеродиакона и 20 ноября — в иеромонаха, а 8 июня 1852 г. возведен в сан архимандрита. В 1854 г. его профессорские труды увеличились назначением его редактором журнала "Православный Собеседник" и членом цензурного комитета. После 12-летней службы в академии, 11 октября 1855 г. был назначен ректором Симбирской семинарии, а 9 июля 1856 г. переведен на такую же должность в г. Тверь, где дан был ему в управление и Тверской Отроч монастырь. После долгого пути приобретения знаний, образования характера, воли и такта, столь необходимых для лиц, готовящихся к архипастырскому служению, архимандрит С. 21 февраля 1866 г. был назначен епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии, хиротонисан 10 апреля 1866 г. Самостоятельное его святительство началось 4 апреля 1869 г., когда он был назначен епископом Смоленским и Дорогобужским; в 1874 г., 2 октября, он был уже епископом Рижским и Митавским, а с 8 декабря 1877 г. — Самарским и Ставропольским, где прослужил 13 лет и 11 января 1891 г., после двухмесячной тяжкой и мучительной болезни, скончался. В 1886—8 гг. присутствовал в Св. Синоде, рассматривал, значительно дополнял и изменял учебные программы духовных семинарий. По своим личным качествам, образованию, твердости характера и непреклонности воззрений и убеждений, он был один из выдающихся иерархов русской церкви. Он не писал для печати, но беседа его, постоянно умная и поучительная, всегда отличалась тактом, многоведением, замечательною критическою оценкою фактов и глубиною мысли.
Здравомыслов, "Иерархи Новгородской епархии".
{Половцов}
Серафим Протопопов
(Симеон Иванович) — епископ Самарский и Ставропольский.
Родился в 1818 году в городе Москве в семье священника.
Первоначально обучался в Московской духовной семинарии.
В 1840 году поступил в Московскую духовную академию.
12 декабря 1844 года, по окончании курса духовной академии, назначен учителем Казанской духовной академии.
15 ноября 1845 года получил степень магистра и назначен бакалавром Казанской духовной академии.
8 ноября 1847 года пострижен в монашество; 19 ноября рукоположен в иеродиакона, 20 ноября — во иеромонаха.
С 11 июля 1851 года — профессор Казанской духовной академии.
8 июня 1852 года возведен в сан архимандрита.
27 июня 1854 года назначен инспектором Казанской духовной семинарии, редактором журнала "Православный собеседник" и членом цензурного комитета.
11 октября 1855 года переведен ректором Симбирской духовной семинарии.
9 июня 1856 года перемещен на ту же должность в Тверь.
31 декабря 1857 года поставлен настоятелем Тверского Отроча монастыря.
10 апреля 1866 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии.
С 14 апреля 1869 года — епископ Смоленский и Дорогобужский.
2 октября 1874 года перемещен епископом Рижским и Митавским.
8 декабря 1877 года назначен епископом Самарским и Ставропольским.
В 1886—1888 годах присутствовал в Святейшем Синоде по вопросу изменения и дополнения учебной программы духовных училищ.
Скончался 11 января 1891 года после двухмесячной тяжелой болезни. Погребен в Самарском Александро-Невском соборе, в приделе святителя Алексия.
Епископ Серафим по своим личным качествам, образованию, твердости характера и непреклонности воззрений и убеждений был одним из выдающихся иерархов Русской Церкви.
Он не писал для печати, но беседа его, постоянно умная и поучительная, всегда отличалась тактом, многоведением, замечательною критическою оценкою фактов и глубиною мысли. Он оставил о себе прекрасную память в Казанской духовной академии. Был отличным администратором по управлению епархией, заботился о разработке письменных памятников, требовал составления церковных летописей.
Особенным попечением епископа Серафима пользовалось училище для девиц духовного звания. Он расширил здание училища, улучшил содержание воспитанниц.
Прекрасно знал древние языки (еврейский, греческий и латинский) и новые (немецкий и французский).
Вел строго аскетическую жизнь. Был духовным руководителем будущего епископа Омского и Семипалатинского Григория (Полетаева, 11914).
В отношении к людям был очень добр, сердечен, справедлив и отзывчив на всякое доброе дело. Его обращение с другими может служить образцом благородства. Ум, энергия, полезный труд, серьезное отношение к делу всегда находили в нем соучастника и покровителя, а также просвещенного руководителя. Много внимания и энергии уделял развитию школьного образования.
Будучи инспектором Казанской духовной академии, отличался большой строгостью. Студенты звали его "пилой" за придирчивость и мелочные нападки, но уважали его за то, что он старался приготовить всегда отличный стол, белье и платье студентам. Тут действительно "пилил" он эконома Филарета без всякого милосердия, несмотря на то, что монах Филарет был под покровительством ректора Агафангела. Студенты благодарны были Серафиму и за его руководство в практической жизни — он нередко после вечерней молитвы преподавал им самые дельные правила житейского обращения, поведения в чужом доме и прочее. В Самарской епархии его с любовью и уважением вспоминали не только священники, но и их жены, бывшие воспитанницы епархиального училища, которому преосвященный уделял много внимания. При нем был выстроен в Самаре новый Александро-Невский собор, где он нашел себе вечное упокоение.
Литература:
Санковский А. В. Краткое описание церквей Смоленской епархии. — Смоленск, 1898, вып. 1, с. 16.
Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древних времен до настоящего времени. — Новгород, 1897. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1410, 1411,1413.
Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 386. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 42, 383, 453, 593.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 20, 33, 77, 78.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 386. Самарские епархиальные ведомости. — 1869, № 11, с. 245. — 1878, № 4, с. 74—76. — 1879, № 11, с. 193; № 20, с. 386. — 1886, № 7, с. 161; № 13, с. 261. —1887,№7.-с. 163. — 1891, № 1, с. 32; № 2, с. 33—41, 61—64; № 3, с. 57—93; № 5, с. 150—157; № 13, с. 437.
— 1892, № 2, с. 84. — 1893, № 3, с. 27—34. Приложение к Самарским ведомостям. — 1886, № 3, с. 57.
Христианское чтение. — СПб., 1869, июнь, с. 978, 980.
— 1872, май, с. 184; июнь, с. 215. — 1875, июль-декабрь, с. 532. Душеполезное чтение. — М., 1906, март, с. 421.
Известия по Казанской епархии. — 1878, № 2, с. 34.
— 1886, №12, с. 290. Исторический вестник. — СПб., 1882, октябрь, с. 19.
— 1889, октябрь, с. 232—233. Труды Киевской духовной академии. — 1888, сентябрь, с. 219; октябрь, с. 59. Русская старина. — СПб., 1870—1918; 1907, октябрь, с. 41.
Православный собеседник. — Казань, 1898, октябрь, с. 374. — 1900, ноябрь, с. 480. — 1902, ноябрь, с. 742. Церковный вестник. — СПб., 1891, № 3, с. 47—48 (некролог).
Журнал Московской Патриархии. — М., 1959, № 11, с. 43.
Прибавления к "Церковным ведомостям". — СПб., 1891, № 3, с. 86—87. — 1900, № 52, с. 2180. Русский архив. — М., 1910. — Кн. 1, № 1, с. 100.
Православное обозрение. — М., 1886, январь, с. 637—640.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 1954,1993, 2082. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 18, с. 347.
Большая биографическая энциклопедия. 2009.