Саблуков, Гордий Семенович

Саблуков, Гордий Семенович

— род. в 1804 г. в Аскинском заводе Оренбургской губ., ум. 29 января 1880 г. в Казани. Сын священника, С. учился в Оренбургской семинарии, высшее образование получил в Московской духовной академии, где окончил курс со степенью кандидата богословия в 1830 г. По окончании курса он преподавал в Саратовской духовной семинарии еврейский язык и гражданскую историю и в то же время стал изучать арабский и татарский языки по случайно им приобретенным — татарской грамматике Троянского и арабской хрестоматии проф. Болдырева. В 1837 г. С. был назначен преподавателем татарского языка в семинарии, а в 1841 г. исправлял калмыцкий букварь священника Дилигентского по заметкам известного знатока монгольского языка проф. Казанского университета А. В. Попова, раньше рассматривавшего этот букварь. С. выдавался среди своих сослуживцев обширностью познаний и трудолюбием, вследствие чего семинарское и епархиальное начальство возлагало на него множество разнообразных поручений. Саратовский архиерей пр. Иаков обратил особенное внимание на С., приблизил его к себе и привлек к разбору восточных древностей, находимых близ старейших городищ в нижнем Поволжье от времени Золотой Орды — Укека (Увека) и в Цареве. Определяя и описывая монеты пр. Иакова, С. приобрел вскоре такие познания в нумизматике, что к нему стали обращаться любители древних монет; из них особенно выдаются: владелец Усть-Укека Н. Я. Маурин и обер-прокурор II департамента сената М. К. Цеймерн. Несмотря на свои служебные занятия, С. охотно разбирал и описывал присылаемые к нему монеты; Н. Я. Маурину, с которым он был в более близких отношениях, он не только определил множество монет, но и написал для него историю древнего Укека. В 1843—1844 гг. известный исследователь русского народного быта А. B. Терещенко был послан Министерством Народного Просвещения для раскопок на месте Сарая в Цареве; не зная ни татарского, ни арабского языков, он не мог обойтись без руководителя: таковым явился С. Он делился с Терещенко своими сведениями по истории Кипчакской орды, по изучению древнего быта татар и по восточной нумизматике и кроме того помогал ему в собирании материала для книги, вышедшей под заглавием "Быт русского народа" в СПб. в 1848 г. — Через Терещенко и через Цеймерна о занятиях С. узнали в Петербурге. Академик Френ заинтересовался описанием джучидских монет, составленным С., вступил с ним в переписку, доложил о нем Академии наук, исходатайствовал высылку четырех академических изданий и посылал для пользования разные книги по нумизматике из своей собственной библиотеки. — Н. И. Костомаров, находившийся в административной ссылке в Саратове, был редактором "Сарат. губ. вед." и предложил преподавателям духовной семинарии участвовать в этой газете. С. доставил для напечатания несколько статей, касающихся мусульманских обрядов и разных русских обычаев, и приготовил к печати перевод Ибн-Фоцлана, но губернатор Кожевников нашел излишним помещение этого перевода в газете.

В 1849 г. С. был вызван в Казань для участия в работах состоявшего при тамошней духовной академии переводческого комитета, занимавшегося переводом на татарский язык священных и богослужебных книг; одновременно с этим он был назначен бакалавром греческого языка в Казанскую Духовную Академию и преподавателем татарского языка в духовную семинарию. Товарищи С., наставники Саратовской Духовной Семинарии, радовались его повышению и выразили свое к нему уважение и расположение поднесением серебряного вызолоченного кубка с надписями на татарском, арабском, еврейском и персидском языках следующих слов: смирение, терпение, труд и дружба. В этих надписях указаны и выдающиеся душевные качества С. и его любовь к изучению восточных языков, влечение к которым он чувствовал с детства.

В 1856—1858 гг. С. преподавал татарский и арабский языки в противомусульманском отделении Каз. Дух. Академии, а после выхода в отставку бакалавра Н. И. Ильминского остался в этом отделении единственным наставником и главное внимание обратил на противомусульманскую полемику, которую преподавал в строго систематической форме. Он сам составил программу этой науки, стараясь совместить в ней изучение ислама по источникам и опровержение его по сравнению с христианством. Интересен отзыв о С. одного из бывших его слушателей в Каз. Дух. Академии проф. Аристова (в книге о Щапове). "Г. С. Саблуков, — говорит он, — был отличным знатоком восточных и классических языков; он преподавал у нас греческий язык замечательным образом. Каждое слово, каждое выражение выяснял путем сравнительной филологии, сообщал громадную массу сведений историко-этнографических, литературных, бытовых и археологических. Вообще его приемы преподавания можно считать образцовыми, да вдобавок и поучиться у него было чему. Он постоянно для объяснения византийских писателей прибегал к восточной литературе и указывал их взаимную связь... Он был полным олицетворением идеала ученого мужа, образцом необычайного трудолюбия, высокой честности и святой жизни".

После того как С. вышел в 1862 г. в отставку, просветительная деятельность его приняла еще более широкие размеры. Он посещал крещено-татарскую и мусульманские школы, где разговаривал с учениками о разных предметах, ездил по татарским деревням, принимал у себя на дому миссионеров, учеников крещено-татарской школы и шакирд мусульманских школ. Ученые татары изумлялись его знанию мусульманства и его праведной жизни, а некоторые из них считали его даже тайным мусульманином, уверяя, что нельзя так хорошо знать их закон, не будучи мусульманином. Татары называли С. Гордей-бабай (дедушка), и он пользовался между ними большой любовью и известностью не только в городе, но и далеко в окрестностях, куда он предпринимал иногда летом прогулки пешком, чтобы потолковать с каким-нибудь муллой. Когда Православное Миссионерское Общество учредило в Казани частный миссионерский приют, а вслед за тем образовалась комиссия для переводов священных и богослужебных книг на инородческие языки, С. сделался одним из самых деятельных членов этой комиссии и особенно потрудился при рассмотрении и проверке перевода "Служебника на церковнославянском и татарском языках".

С. испытал много горя в своей семейной жизни: в 1847 г. он лишился жены, по смерти которой остался с тремя малолетними детьми; сын его, подававший большие надежды, умер в молодых годах; дочь, бывшая замужем за профессором Каз. Дух. Академии И. П. Гвоздевым, тоже умерла. Осталась только одна дочь, вышедшая замуж за профессора Каз. Дух. Академии И. Я. Порфирьева; у нее-то С. спокойно провел последние годы своей жизни. С осени 1879 г. он стал недомогать. а 29 января 1880 г. мирно скончался; при погребении его сказано 6 речей, проникнутых искренним чувством любви и уважения; особенно трогательны речи бывшего профессора академии, а в то время занимавшего кафедру богословия при Казанском университете М. М. Зефирова, и священника крещено-татарской школы В. Т. Тимофеева, выяснившего значение для татар доброго Гордея-бабая. Приведем характеристику С. из речи проф. Зефирова: "Строгий к себе, он был снисходителен к другим. Ему была совершенно чужда обычная слабость людей — судить и рядить других; он не мог этого терпеть и в других. Кротость и благость сердечная проникала все его нравственное существо. Скромность его простиралась до застенчивости. В его обычном смирении чуялась редкая высота души. Но душевные его качества легче было чувствовать, нежели изобразить их словом. Скажу одно: от всего его существа веяло благоуханием непорочной совести, чистоты и ясности сердечной".

Из сочинений С. нам известны следующие печатные труды: 1) "Состояние православной российской церкви в царстве Кипчакской и Золотой Орды". Уч. Зап. Каз. Унив. 1842 г., II, стр. 38—55. — 2) "Исследование о месте Сарая — столицы Кипчакской Орды". Ibid., стр. 55—75; перепечат. в "Сарат. Губ. Вед." 1843 г., №№ 48—49. — 3) "Монеты Золотой Орды", "Саратовские Губ. Вед.", 1844 г., №№ 2—4. — 4) "Очерк внутреннего состояния Кипчакского царства". Ibid., №№ 26—36. 2-е изд., испр. и дополн., Казань, 1895 г., 60 стр. (Отзыв о 1-м изд. в статье В. В. Григорьева "О местоположении столицы Золотой Орды — Сарая". СПб., 1845 г., стр. 40, 86, 87). — 5) "О магометанском пении при богослужении". Сарат. Губ. Вед., 1845 г. — 6) "Несколько заметок о русском языке в Сарат. губ.". Ibid. — 7) "Черты из жизни русских татар". Ibid., 1846 г., №№ 25, 27—29. — 8) "Очерк генеалогии, географии и образа жизни половецкого народа". Ibid., 1848 г., № 12. — 9) "Родословная тюркского племени", соч. Абуль-Гази, ч. І. Казань. 1854 г. (перевод). — 10) "Путевые записки двух ходжиев" (1751 и 1783 гг.). Казань, 1862 г. — 11) "Сличение мохаммеданского учения о именах Божиих с христианским о них учением". Казань, 1873 г. (Рецензия Е. А. Малова Прав. Соб., 1874 г., январь). — 12) "Заметка по вопросу о византийской противомусульманской литературе". Прав. Соб. 1878 г., III, стр. 303. (По поводу статьи Ф. А. Курганова, напеч. в той же книге под тем же заглавием). — 13) "Коран, законодательная книга мохаммеданского вероучения". Перевод с арабского. Казань, 1878 г. — 14) "Приложения к переводу Корана", вып. І. Казань, 1879 г. (№№ 13 и 14 изд. Комиссией миссионерского противомусульманского Сборника при Каз. Дух. Акад.). — 15) "Сведения о Коране — законодательной книге мухаммеданского вероучения". Казань, 1884 г. — 16) "Рассказы мухаммедан о Кыбле". Казань, 1889 г.

О деятельности С. в переводч. комитете см.: 1) в истор. записке: "Двадцатипятилетие Каз. Дух. Акад.". И. П. Гвоздева, отд. от. из Прав. Соб., 1868 г., стр. 87—90; 2) в "Записк. Мис. Общ.", сост. под покровит. Государыни Императрицы. СПб., 1867 г., вып. III, стр. 86—106. — 3) Некролог Г. С. Саблукова, напис. протоиер. Е. А. Маловым и 6 речей, произнес. при погребении. напеч. в Пр. Соб. 1880 г., март и отд от. Казань, 1880 г., 48 стр. — 4) Знаменский, П. В. "История Каз. Дух. Акад." (1842—1870 гг.). Казань. 1891—1892 гг., т. І — III.

В. Корсакова.

{Половцов}



Саблуков, Гордий Семенович

(† в 1880 г.) — ориенталист, профессор Казанской духовной акад. по миссионерству против магометан, знаток магометанства. Ему принадлежит лучший перевод (с арабского) Корана Магомета (Казань, 1878); приложение к нему (1879) и два трактата: "Сведения о Коране "(Казань, 1884) и "Сличение магометанского учения о именах Божиих с учением о них христианским" (1873). О других его ученых работах, особо не изданных, см. в "Православном собеседнике" за 1880 г., где находится и биография этого ориенталиста. Им переведена также на русский язык с турецкого 1-я часть "Истории турок" соч. Богадур-хана (в III ч. "Библиотеки восточн. историков").

{Брокгауз}


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Нужно сочинение?

Полезное


Смотреть что такое "Саблуков, Гордий Семенович" в других словарях:

  • САБЛУКОВ Гордий Семенович — (1804 80) российский востоковед. Труды по истории, нумизматике, археологии, этнографии Поволжья, кипчаков, Золотой Орды. Автор первого русского перевода Корана с арабского языка …   Большой Энциклопедический словарь

  • Саблуков Гордий Семенович — Саблуков (Гордий Семенович, умер в 1880 г.) ориенталист, профессор Казанской духовной академии по миссионерству против магометан, знаток магометанства. Ему принадлежит лучший перевод (с арабского) Корана Магомета (Казань, 1878); приложение к нему …   Биографический словарь

  • Саблуков Гордий Семенович — [1804 близ Уфы, ‒ 29.1(10.2).1880, Казань], русский востоковед, миссионер. Из семьи священника. Окончил Оренбургскую духовную семинарию (1826) и Московскую духовную академию (1830). В 1830‒49 преподавал историю и восточные языки в Саратовской… …   Большая советская энциклопедия

  • Саблуков (Гордий Семенович) — (Гордий Семенович) – б. проф. Казанской дух. академии по миссионерству против магометан, ориенталист, считается одним из лучших знатоков магометанства. Из его трудов, помещенных в различных духовных журналах и вышедших отдельными изданиями,… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Саблуков, Гордий Семенович — Гордий Семёнович Саблуков (1804, близ Уфы, 29 января (10 февраля) 1880, Казань) востоковед, профессор Казанской духовной академии по миссионерству против магометан, знаток ислама. Из семьи священника. Родился на Архангельском заводе (позже… …   Википедия

  • Саблуков Гордий Семенович — Гордий Семёнович Саблуков (1804, близ Уфы, 29 января (10 февраля) 1880, Казань) востоковед, профессор Казанской духовной академии по миссионерству против магометан, знаток ислама. Из семьи священника. Родился на Архангельском заводе (позже… …   Википедия

  • Саблуков Гордий Семенович — († 1880) ориенталист, проф. Каз. дух. акд. по миссионерству против магометан, знаток магометанства. Ему принадлежит лучший перевод (с арабского) Корана Магомета (Казань, 1878); приложение к нему (1879) и два трактата: Сведения о Коране (Казань,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Саблуков Гордий Семёнович — (1804 1880), российский востоковед. Труды по истории, нумизматике, археологии, этнографии Поволжья, кипчаков, Золотой Орды. Автор первого русского перевода Корана с арабского языка. * * * САБЛУКОВ Гордий Семенович САБЛУКОВ Гордий Семенович (1804… …   Энциклопедический словарь

  • Саблуков, Гордий Семёнович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Саблуков. Гордий Семёнович Саблуков (1804, близ Уфы,  29 января (10 февраля) 1880, Казань)  русский востоковед, профессор Казанской духовной академии, знаток… …   Википедия

  • Саблуков, Гордий — Гордий Семёнович Саблуков (1804, близ Уфы, 29 января (10 февраля) 1880, Казань) востоковед, профессор Казанской духовной академии по миссионерству против магометан, знаток ислама. Из семьи священника. Родился на Архангельском заводе (позже… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»