Рыкалова, Елизавета Васильевна

Рыкалова, Елизавета Васильевна

(в замужестве Марсель) — артистка Петербургских Императорских Театров, сначала водевильная, а потом оперная. Она была дочерью знаменитого Петербургского комика Василия Федотовича Рыкалова и рано осталась сиротою; на театральных подмостках в первый раз появилась вскоре после смерти отца — 26-го января 1813 года, в бенефис, данный в пользу ее и ее братьев. Впрочем, это появление ее на сцене было лишь пассивное: по обычаям того времени, если давался бенефис в пользу чьих-нибудь сирот, то старший из них должен был со сцены поблагодарить публику за ее внимание. Рыкалова воспитывалась затем в Театральном Училище, откуда должна была выйти в балет, но князь А. А. Шаховской заметил у нее голос и драматический талант, — и с этого времени она стала готовиться к драме и опере. В первый раз выступила она на сцене в качестве исполнительницы 27-го мая 1818 года в комедии "Маскарад", в день бенефиса своего учителя пения Бианки; она произвела хорошее впечатление своею привлекательною внешностью, молодостью, веселой увлекательной игрой. В то время Р. была еще воспитанницей школы, из которой, впрочем, скоро была выпущена на сцену. Р. обладала не большим, но красивым и мелодичным голосом и с успехом исполняла многие оперные партии, но главный успех имела в водевилях, где во всей силе проявлялось ее милое простодушие и та резвая, увлекательная веселость, которая была отличительной чертой ее отца. Поэтому она выступала исключительно в пьесах этого рода и в течение 5-ти лет считалась лучшею водевильного актрисой Петербургской сцены. Она отличалась в роли Бабеты в комедии "Новая Шалость", Жоржеты в комедии "Бабушкины попугаи", Розы в комедии "Суженого конем не объедешь", Ленушки в "Карантине". Как известный Н. И. Хмельницкий водевилями составил себе литературное имя, так и слава Рыкаловой основалась на тех же водевилях, причем исполнением разных ролей в пьесах Хмельницкого Р. немало способствовала известности этого писателя. Репертуар ее был чрезвычайно обширен, и в него входили почти все пьесы этого рода, игравшиеся тогда на сцене. С течением времени известность ее начала падать: необходимые условия ее успеха — молодость и юная грация проходили, а с ними исчезал и тот восторг, который она вызывала у зрителей и который теперь должна была делить, а затем уступить новым талантам. Видя себя на втором плане в водевилях, артистка захотела вернуть себе прежнее положение в опере и снова стала заниматься пением, но подняться на прежнюю высоту уже не могла, так как в течение 5-ти лет совершенно забросила свою музыкальную деятельность. Однако, она все-таки пользовалась значительным успехом и после ухода со сцены Нимфодоры Семеновой заняла некоторые из ее ролей. Наибольшее внимание публики на ее долю выпадало в опере Вебера "Фрейшюц", где она выступала в роли Анеты, и в "Красной Шапочке" в роли Красной Шапочки, но на этом и закончился ее успех: имя Рыкаловой перестало интересовать общество и уже в конце 1830-х годов не встречается в театральных отчетах. Правда, Р. M. Зотов в 1840 году говорит еще, что если Рыкалова захочет перейти на амплуа комических старух, то будет на месте, так как "талант никогда не стареется", — однако этого не случилось. "Она — по выражению одного из ее биографов, А. Н. Сиротинина, — промелькнула на русской сцене мимолетной звездочкой и как неожиданно удивила всех своим живым, увлекательным талантом, так же незаметно и скоро затерялась среди новых талантов, озаривших своим блеском русский театр".

П. Арапов, Летопись русского театра, СПб. 1864, стр. 265, 279, 295, 317 и 329; "Артист" 1891 г., кн. 18, ст. А. Н. Сиротинина: Очерк развития русского сценического искусства, стр. 45; "Русская Старина" 1880 г., № 10; "Репертуар русского театра" 1840 г., № 9, ст. Р. Зотова: "И мои воспоминания о театре", стр. 41—42; "Русский Архив" 1887 г., ст. А. Н. Сиротинина: "Артистическая семья Рыкаловых", стр. 381—383.

{Половцов}



Рыкалова, Елизавета Васильевна

(по мужу Марсель) [1806 — 5 (18).3.1850] — арт. оперы (меццо-сопрано). Дочь актеров Василия и Пелагеи Рыкаловых. Окончила Петерб. театр. уч-ще (пению обучалась у Ф. Бианки). В 1822—46 выступала в петерб. Большом т-ре.

1-я исп. партий: Бабеты ("Новая шалость, или Театральное сражение"), Нисеты ("Фанфан-Тюльпан, или Давно пора бы догадаться"), Лизы ("Лунная ночь, или Домовые"), Наины ("Руслан и Людмила"); в Петербурге — Буслаевны ("Аскольдова могила"); в моск. Большом т-ре — Донны Фернандец ("Жоко, бразильская обезьяна"); на рус. сцене — Памелы ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине"), Анхен ("Вольный стрелок"). Среди др. партий: Алексей. ("Иван Сусанин" К. Кавоса). Партнеры: С. Байков, М. Величкин, Н. Дюр, В. Живокини, А. И. Иванова, А. Рамазанов, Е. Сандунова. Пела п/у К. Кавоса.

Лит.: Каратыгин П. А. Записки. — Л., 1970.



Рыкалова, Елизавета Васильевна

актриса, выполн. вторые роли в опере и водевиле при Ал. I; р. 1796 г., † ?

{Половцов}


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Рыкалова, Елизавета Васильевна" в других словарях:

  • Рыкалова Елизавета Васильевна — см. в статье Рыкаловы (артисты) …   Биографический словарь

  • Рыкалова, Елизавета Васильевна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рыкалова. Елизавета Васильевна Марсель (Рыкалова) Имя при рождении: Елизавета Васильевна Рыкалова Дата рождения: 1806 год(1806) …   Википедия

  • Рыкалова — Рыкалова  фамилия. Известные носители: Рыкалова, Аграфена Гавриловна (1805 1840)  артистка Московских Императорских Театров (Малый театр). Рыкалова, Елизавета Васильевна (1806 1850)  оперная певица и драматическая актриса, артистка …   Википедия

  • Марсель (значения) — Марсель: Марсель  город во Франции. Марсель  прямой, второй или третий снизу, парус. Французские имя и фамилия Марсель Янсен (род. 1985)  немецкий футболист сборной Германии по футболу. Марсель, Габриэль (1889 1973) … …   Википедия

  • Труппа Малого театра (Москва) за 1824-1917 гг. — Труппа Малого театра (Москва) за 1824 1917 гг. Труппа Малого театра (1824 − 1917 гг.) Содержание 1 Режиссёры 2 Актрисы 3 Актёры 4 …   Википедия

  • Труппа Малого театра (Москва) в 1824—1917 годах — Труппа Малого театра (1824 − 1917 гг.) Содержание 1 Режиссёры 2 Актрисы 3 Актёры 4 Примечания …   Википедия

  • Рыкаловы —         семья русских актёров. Василий Федотович Р.[1(12).3.1771 9(21).1.1813], ученик И. А. Дмитревского и А. А. Шаховского. С 1793 играл в труппе петербургского театра. Прославился исполнением ролей в пьесах Мольера (Гарпагон, Сганарель… …   Большая советская энциклопедия

  • Рыкалов, Василий Васильевич — артист Московских Императорских Театров первой четверти XIX столетия; сын знаменитого комика Василия Федотовича Рыкалова, родился 1 го января 1799 года, воспитывался, как и сестра его Елизавета Васильевна, в Петербургском Театральном Училище;… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Рыкаловы — семья драматических артистов. Василий Федотович Рыкалов (1771 1813), «из актёров тульского наместничества», принят на службу дирекции Императорских театров в 1793 г. В Туле он слыл замечательным трагиком и, явившись в Санкт Петербург, был принят… …   Википедия

  • Государственный академический Малый театр России — У этого термина существуют и другие значения, см. Малый театр (значения). Государственный академический Малый театр России Малый театр Прежние названия Императорский Московский Малый театр, Академический …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»