- Роман, митрополит Литовский
— митрополит Литовский и Галицкий.
Родился около 1305 года.
Происходил из русского княжеского рода.
В 1352 году (по другим сведениям, в 1353 году) по смерти митрополита Феогноста (память 14/27 марта) освободилась митрополичья кафедра в Киеве, и тверской инок Роман, движимый честолюбием, предложил себя князю Литовскому Ольгерду в качестве исполнителя политических замыслов последнего. Снабженный Ольгердом достаточным количеством подарков, грамотами и просьбой к патриарху назначить своего избранника митрополитом Киевским, Роман явился в Царьград, но опоздал. Митрополитом Киевским был уже посвящен архиепископ Владимирский Алексий (Бяконт, † 1378; память 12/25 февраля, 20 мая/2 июня, 5/18 октября).
В 1354 году, считаясь с желанием Ольгерда, Константинопольский патриарх посвятил Романа в митрополита Литовского.
Литовский князь Ольгерд, враждовавший с Москвой, хотел через своего ставленника влиять на всю Россию. Митрополиту Роману были определены кроме двух Литовских епархий (Полоцкой и Туровской) и епархии Малой Руси, т. е. Владимирская, Холмская, Галицкая, Перемышльская и Луцкая. Таким назначением митрополит Роман остался недоволен, так как вместе с Ольгердом добивался Киевской митрополии.
В 1356 году он снова отправился в Царьград "искать себе Киева", но патриарший Синод подтвердил ему свое прежнее постановление "быти митрополитом Малой Руси". Это нисколько не смутило митрополита Романа, и он в конце того же 1356 года приехал в Киев, который в политическом отношении принадлежал Ольгерду, а в церковном подчинялся Москве, и, объявив себя единственным митрополитом Киевским, совершал литургии, рукоположения. Это вызвало недовольство и столкновения, т. к. Роман выказывал притязания и на Тверскую епархию. В 1361 году для прекращения притязаний Романа и для разрешения недоразумений митрополита Романа с митрополитом Алексием Константинопольский патриарший Синод под председательством самого императора вновь подтвердил свое первоначальное распределение епархий между митрополитами Романом и Алексием. Для разбора дела на Русь были отправлены патриаршии апокрисиарии (апокрисиарий — временный или постоянный представитель епископа, патриарха) с заготовленной особой грамотой. Но разбор дела не был закончен, т. к. вскоре после приезда апокрисиариев в Россию, в конце 1361 года или в начале 1362-го, митрополит Роман скончался.
Литература:
Грушевский М. С. История Украинской Руси. — Львов, 1903—1905. — Т. 4, с. 67—68; т. 5, с. 387—390, 490, 418.
Иконников В. С. Опыт русской историографии: в 4 т. — Киев, 1891—1908. — Т. 2, ч. 1, с. 993, 1019; ч. 2, с. 1099,1142,1192. Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период. — СПб., 1891. — Т. 2, с. 543.
Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. — 3-е изд. — СПб., 1911. — Т. 1, с. 1247—1249.
Голубинский Е. Е. История Русской Церкви: в 2 т. — М., 1900—1911. — Т. 2, первая половина.-с. 182—183,190—193. Филевич И. П. Борьба Польши и Литвы-Руси за Галицко-Владимирское наследие. — СПб., 1890, с. 150.
Тихомиров Н. Д. Галицкая митрополия. Церковно-историческое исследование. — СПб., 1895 (1896), с. 95,108.
Павлов А. С. О начале Галицкой и Литовской митрополий и о первых тамошних митрополитах по византийским документальным источникам XIV века. — М., 1894, с. 3, 34—38. Покровский И. Русские епархии в XVI—XIX вв., их открытие, состав и пределы. Опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования: в 2 т. — Казань, 1897—1913; 1897. — Т. 1 (XVI-XVII вв.), с. 12—14. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873, с. 138—139. Барсов Т. В. Константинопольский патриарх и его власть над Русской церковью. — СПб., 1878, с. 393—397.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886. — Т. 4, кн. 1, с. 42—46, 326—327. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их: в 3 т. — 3-е изд., с доп. — СПб., 1882. — Т. 1, февраль, с. 92—93. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 2,1039.
Сборник статей в честь Дмитрия Фомича Кобеко от сослуживцев по императорской Публичной библиотеке. — СПб., 1913, с. 66—61. Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. — СПб., 1846—1853. — Т. 3, прим. 34.
Русская историческая библиотека. — СПб., 1880. — Т. 6, прил. 70—92.
Степенная книга. — Т. 1, с. 452—453. См. также: Полное собрание русских летописей: в 24 т. // Издано Археографическою комиссиею. — СПб., 1841—1921, т. 21.
Полное собрание русских летописей: в 24 т. // Издано Археографическою комиссиею. — СПб., 1841—1921, т. 10, с. 226—231; т. 11, с. 1. Летопись Данилевича, с. 173—174. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 499, 501, 506.
Московский некрополь: в 3 т. — СПб., 1907— 1908. — Т. 3, с. 89.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1402. Исторический вестник. — СПб., 1881, апрель, с. 739.
Журнал Московской Патриархии. — М., 1951, № 4, с. 49.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 1574. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 17, с. 54—55. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 3. — С.37—38, 422—423.
Православная энциклопедия. — М., 2000. — Т. 1, с. 639.
Большая биографическая энциклопедия. 2009.