- Ревич, Всеволод Александрович
(1929-1997). Рус. сов. критик (лит-ры и кино), прозаик, журналист, ред. Род. в Москве, окончил филол. ф-т МГУ, работал учителем в школе, в ред. "Литературной газеты", журн. "Литературное обозрение", "Советский экран"; занимал посты гл. ред. Всесоюзного бюро пропаганды сов. киноискусства и гл. ред. моск. Киноцентра. Печататься начал с нач. 1960-х гг. Первая НФ публикация - "Tete-a-tete" (1964).
Собственное НФ тв-во Р. ограничивается тремя р-зами: кроме дебютного, это еще "Сенсация" (1965) и "Штурмовая неделя" (1965). Значительно большую известность принесли работы Р.-критика, отличающиеся бескомпромиссностью и заостренной полемичностью. В непростое для сов. НФ последнее "предперестроечное" десятилетие он активно поддерживал тв-во А. и Б.Стругацких и др. талантливых авторов, всемерно подчеркивая общелит. контекст фантастики (в противовес узкожанровой трактовке "НФ"), и был одним из немн. публицистов, кто выступал в печати против негативных тенденций, связанных в тот период с изд-вом "Молодая гвардия". Напротив, в 1990-е гг. Р. выступил со статьями, ревизующими (в духе "постперестроечной" публицистики) тв-во ранее бесспорных отечеств. классиков жанра - А.Беляева , А.Н.Толстого , И.Ефремова ; цикл статей Р. по истории сов. НФ опубл. в 1996 г. в журн. "Если". Значительный интерес представляют статьи и очерки Р. по истории рус. дореволюционной НФ, объединенные в книгу "Не быль, но и не выдумка. Фантастика в русской дореволюционной литературе" (1980) - первое обстоятельное исследование истоков отечеств. НФ.
Е. Х.
Ревич, Всеволод Александрович
(1929—1997) — критик, литературовед, прозаик, журналист, редактор. Родился и жил в Москве, окончил филол. фак-т МГУ; работал учителем в школе, в редакциях "Литературной газеты", журналов "Литературное обозрение", "Советский экран"; занимал посты главного редактора Всесоюзного бюро пропаганды советского киноискусства и главного редактора московского Киноцентра. В печати дебютировал НФ рассказом "Tet-a-tete" (1964).
Собственно НФ творчество Р. ограничивается тремя рассказами: кроме дебютного, это — "Сенсация" (1965) и "Штурмовая неделя" (1965). Значительно большую известность принесли работы Р.-критика, отличающиеся бескомпромиссностью и заостренной полемичностью. В непростое для советской НФ последнее "предперестроечное" десятилетие он активно поддерживал творчество А. и Б. Стругацких и других талантливых авторов, всемерно подчеркивая общелитературный контекст фантастики (в противовес узкожанровой трактовке "НФ"), и был одним из немногих публицистов, кто выступал в печати против негативных тенденций в отечественной издательской политике. Напротив, в 1990-е гг. Р. опубликовал ряд статей , ревизующие (в духе "постперестроечной" публицистики) творчество ранее бесспорных отечественных классиков жанра — А. Беляева, И. Ефремова. Значительный интерес представляет очерк Р. по истории русской дореволюционной фантастики "Не быль, но и не выдумка" (1980) — первое обстоятельное исследование истоков отечественной НФ; также статьи и очерки о фантастике в советской довоенной литературе — "Перекресток утопий" (1985), "Мы вброшены в невероятность..." (1983) и др. Значительна и последняя прижизненная публикация критика — цикл статей по истории советской НФ 1940—1970-х гг., опубликованных в журнале "Если" в 1996 г. Своеобразным жизненным и творческим итогом явилась изданная посмертно книга эссе "Перекресток утопий" (1998) — размышления критика-шестидесятника о судьбах фантастической литературы в контексте истории страны.
Библиография:
1. Не быль, но и не выдумка: Фантастика в русской дореволюционной литературе. — М.: Знание, 1980. — 64 с.
2. Перекресток утопий: Судьбы фантастики на фоне судеб страны. — М.: Ин-т востоковедения РАН, 1998. — 354 с.
2а. Время, вперед! Время, назад!: [Путешествия во времени в НФ] // НФ. Вып. 13. — М.: Знание, 1974. — С. 195—223.
2а. "Все гломы рождаются бесформенными...": [О творчестве Р. Шекли и соврем. англо-амер. НФ] // Иностр. лит. — 1967. — № 6. — С. 269—271.
3. Генератор Чудес: (О романе Ю. Долгушина "ГЧ") // Урал. следопыт. — Свердловск, 1986. — № 11. — С. 60.
4. Генеральная репетиция: [О творчестве Вл. Орловского и его романе "Бунт атомов"] // Цех фантастов: Сб. — М.: Моск. рабочий, 1993. — С. 3—6.
5. Занимательная мистика Александра Тюрина // Кн. обозрение. — 1996. — 20 авг. (№ 33). — С. 15.
6. Земной человек на Render-Vous: [О творчестве К. Д. Саймака] // Саймак К. Город. Все живое...: Романы. — М.: Правда, 1989. — С. 467—478.
7. Клокочущая пустота, или Почему у нас нет кинофантастики? // Фантакрим-MEGA. — Минск, 1991. — № 4. — С. 66—69.
7а. Костры в джунглях: Заметки об амер. фантастике // Лит. газ. — 1965. — 28 дек.
8. Легенда о Беляеве, или Научно-фантастические зомби // Там же. — 1993. — № 6. — С. 68, 73—76.
9. Лед и пламень // Новый мир. — 1965. — № 6. — С. 255—257.
10. "Люди Земли, не надо бояться...": [О творчестве А. Ч. Кларка] // Библиогр. — 1992. — № 5—6. — С. 80—83.
11. Миры Райдера Хаггарда // Лит. обозрение. — 1994. — № 7—8. — С. 106—111.
12. Мой друг фантастика: Фантастика на стр. журн. "Урал. следопыт": Крит. обзор // Урал. — 1981. — № 10. — С. 176—185.
13. "Мы вброшены в невероятность": (К 60-летию первого издания "Аэлиты") // НФ. Вып. 28. — М.: Знание, 1983. — С. 209—222.
14. "Мы вброшены в невероятность": (К 60-летию выхода в свет романа А. Н. Толстого "Гиперболоид инженера Гарина") // Там же. Вып. 29. — 1984. — С. 196—210.
15. На Земле и в Космосе: [Обзоры новых книг] // Мир приключений. — М.: Дет. лит., 1974. — С. 633—654; То же. — 1975. — С. 547—559; То же. — 1976. — С. 608—623; То же. — 1977. — С. 736—751; То же. — 1978. — С. 573—589; То же. — 1980. — С. 649—667; То же. — 1981.
16. Научная фантастика // Лит. энцикл. слов. — М.: Сов. энцикл., 1987. — С. 238—239.
17. Нереальная реальность. К 60-летию со дня смерти А. С. Грина // Цех фантастов. — М.: Моск. рабочий, 1993. — С. 130—138.
18. Обращение в сегодня: (предисловие) // НФ. Вып. 26. — М.: Знание,1982. — С. 3—7.
19. От каких болезней лечит фантастика? // Там же. Вып. 17. — 1976. — С. 3—6.
20. Перекресток утопий : (У истоков сов. фантастики) // Орион: Сб. — М.: Моск. рабочий, 1985. — С. 309—348.
21. Позднее прозрение Рыжего Шухарта: [Об А. и Б. Стругацих] // Лит. обозрение. — 1973. — № 2. — С. 21—22.
22. Полигон воображения // Фантастика, 1969—1970. — М.: Мол. гвардия, 1970. — С. 274—314.
23. Попытка к бегству: [Из ист. сов. НФ 1960—70-х гг.] // Если. — 1996. — № 4—6.
24. Предупреждение всем // Лит. обозрение. — 1988. — № 4. — С. 44—46.
25. Приключений ради...: [О НФ повестях и рассказах А. и С. Абрамовых] // Лит. газ. — 1969. — 19 февр. — С. 5.
26. Разбивая стеклянные двери: [О сказ. фантастике] // Антология сказочной фантастики. — М.: Мол. гвардия, 1971. — С. 5—14. — (Б-ка соврем. фантастики. Т. 21).
27. Реализм фантастики // Фантастика, 1968. — М.: Мол. гвардия, 1968. — С. 270—298.
28. Сага о Вебстерах // Саймак К. Город: Роман. — М.: Мол. гвардия, 1974. — С. 225—231.
29. Сегодня — с высоты будущего // Лит. обозрение. — 1973. — № 2. — С. 21—22.
30. Секреты жанра // Фантастика, 1965. Вып. 1. — М.: Мол. гвардия, 1965. — С. 278—283.
31. Советская научно-фантастическая литература в 1971—1972 гг.: Библиогр. список // Мир приключений. — М.: Дет. лит., 1974. — С. 654—655; То же за 1973 г. — М., 1975; То же за 1977 г. — М., 1980. — С. 668—669.
32. Сфера Разума: (Уроки "Туманности Андромеды") // Урал. следопыт. — Свердловск, 1986. — № 3. — С. 60—63.
33. Трагедия и сказка // Библиотека современной фантастики: В 25 т. — М.: Мол. гвардия, 1966. — Т. 7. — С. 421—430.
33а. Фантастика Бредбери // Лит. газ. — 1964. — 26 мая.
34. Фантасты, торопитесь! // Лит. газ. — 1960. — 23 янв.
35. Художественная "душа" и научные "рефлексы": (О науч.-фантаст. лит.) // Мол. гвардия. — 1965. — № 4. — С. 281—290.
36. Через будущее к настоящему // В мире книг. — 1971. — № 8. — С. 16—17.
37. "Это не утопия, а современность...": (О фантастике К. Чапека) // Урал. следопыт. — Свердловск, 1985. — № 7. — С. 52—53.
Большая биографическая энциклопедия. 2009.