Беринг, Витус (Иван Иванович)


Беринг, Витус (Иван Иванович)

Беринг Витус (Иван Иванович)


(Behring) капитан-командор, знаменитый мореплаватель, родом датчанин, род. в 1680 г. в г. Горсенсе в Ютландии, ум. 8 декабря 1741 г. на острове, названном его именем. В 1704 г. Петр Великий пригласил его на русскую службу, с чином мичмана, в балтийский флот. В 1707 г. он был сделан лейтенантом, а в 1710 г. капитан-лейтенантом. В 1710 г. его перевели в Азовское море, по случаю турецкой войны, и он оставался там до 1712 г. В 1714—1716 гг. Беринг плавал опять в Балтийском море; он привел в Ревель из Копенгагена купленный там корабль "Перл", а затем был в Архангельске, где принял под свое начальство 52-х-пушечный корабль "Салафиель" и привел его в Кронштадт. За 1716—1723 гг. никаких известий о Беринге нет. В 1723 г., по журналам адмиралтейств-коллегии, он подавал в отставку, не получив чина капитана 1-го ранга, которого он добивался. В 1724 г., по поведению Петра, его снова приглашают в русскую службу с чином капитана 1-го ранга, и с этих пор он до самой смерти остается в России. В это время Петра занимал вопрос, соединяется ли Азия с Америкой, и решение этого вопроса было поручено им Берингу. Еще в Голландии, в 1717 г. к Императору обращались ученые с просьбой снарядить экспедицию для исследования крайнего восточного берега Азии, а через несколько лет и французская Академия наук поднимала тот же вопрос. Тогда еще не знали, что казак Дежнев уже объехал на простой коче Чукотский нос, и только через несколько лет после смерти Беринга нашли в Якутском архиве написанный со слов Дежнева рассказ об этой поездке. — 23 декабря 1724 г. Петр сам написал инструкцию Берингу: "1) надлежит на Камчатке или в другом там месте сделать один или два бота с палубами, 2) на оных ботах возле земли, которая идет на норд и по чаянию (понеже оной конца не знают). кажется, та земля часть Америки, 3) для того искать, где оная сошлась с Америкою: и чтоб доехать до какого города европейских владений или ежели увидят какой корабль европейский, проведать от него, как оный кюст называют, и взять на письме и самим побывать на берегу и взять подлинную ведомость и, поставя на карту, приезжать сюда. Петр". 14 февраля 1725 г. в Вологде собралась вся экспедиция, состоявшая из самого Беринга, лейтенанта Чирикова, мичмана Чаплина, лейтенанта Шпанберга, нескольких ученых, между прочим, Штеллера и др. Всего под командой Беринга насчитывалось до 100 человек. 30 июля 1727 г. экспедиция Беринга достигла Охотска, а через год, перезимовав в Нижнекамчатске, 13 июля 1728 г. вышла из устья Камчатки в море. Открыв остров, названный впоследствии его именем, Беринг дошел до 67°18' с. ш. Видя, что берег исчезает из виду с обеих сторон, Беринг решил, что Азия не может соединяться с Америкой, что и было подтверждено свидетельствами чукчей, утверждавших, что берег идет дальше на запад. На совете команды было установлено возвращаться назад на зимовку в Нижнекамчатск. В июне 1729 г. Беринг с частью экспедиции снова выступил в море, надеясь к востоку найти землю, но бури заставили его вернуться назад и собрать всю свою команду; из Охотска он на лошадях приехал в Петербург и 4 августа 1730 г. был произведен в капитан-командоры, с наградой в 1000 рублей. Кроме планов и карт экспедиции, Беринг представил еще два донесения, в которых проектировал новую поездку для исследования северо-восточного берега Азии. В конце 1732 г. Императрица Анна Иоанновна велела Сенату рассмотреть предложения Беринга; Сенат одобрил его проект, и была назначена вторая камчатская экспедиция, целью которой было — морем проплыть в Америку, исследовать берега Ледовитого океана от Двины до Чукотского носа и найти устья Амура для торговых сношений с Японией. Беринг разделил свою команду на несколько отрядов. Первый из них, под командой Муравьева и Павлова, а потом лейтенанта Малыгина, должен был обозреть берега от Двины до Оби. В 1734—35 гг. они смогли дойти только до Мутной губы, а в 1737 г. достигли Оби. Второй отряд, под начальством лейтенанта Прончищева, добрался до Таймыра в 1736 г., а в 1739 г., под начальством Лаптева, прошел из Якутска до устья Индигирки, затем, перезимовав тут, достиг до Колымы и, через Анадырский острог, вернулся в Якутск в 1740 г. Третий отряд, под начальством самого Беринга, задался целью проплыть морем до Америки. Из Петербурга отряд двинулся в 1733 г., но время от 1733 г. по 1738 г. прошло в приготовлениях и в постройке надлежащих судов. В 1738 г., под командой Шпанберга, была сделана неудачная попытка дойти до Японии; в 1740 г. ее повторили с большим успехом. С дозволения Беринга, Шпанберг в этом же году поехал с донесением в Петербург, но на дороге получил оттуда приказание повторить поездку, и в 1741 г., построив новый шлюп, который оказался плохим, Шпанберг после 2-х неудачных попыток, вернулся в Охотск. Между тем, Беринг построил в Охотске суда "Петр" и "Павел" и в течение зимы 1740—41 гг. обследовал Петропавловский порт в Авачинской губе, который снабдил магазинами и различными важнейшими постройками. 4 июня 1741 г. Беринг и Чириков, командуя на двух судах, вышли в море. Буря разделила их друг от друга, так что до Америки они дошли врозь. Чириков увидел Американский материк 15 июля под 56° и послал на него 15 лучших своих людей, но они не вернулись, и что с ними сталось — неизвестно. До 27 июля Чириков ожидал их, в виду берега, но не дождавшись и боясь бурь, уехал назад в Камчатку. Беринг увидел Америку 18 июля, а 20 въехал в открытую им бухту Св. Илии. Вслед за тем он открыл Шумагины острова, названные так по имени одного из матросов, похороненного там, и остров Туманный. Недостаток пресной воды развил среди экипажа цинготную болезнь, от которой страдал и сам Беринг. Не решившись приставать к скалистому и незнакомому берегу Америки, Беринг решил вернуться в Камчатку, но ошибся в определении курса, и долгое время, страдая от бури, экспедиция носилась по волнам. Команда была истощена до последней степени, и только 4 ноября, при виде земли, появилось некоторое оживление. 6 ноября море выбросило сильно попорченный корабль на берег острова, названного Беринговым. Больных перевезли на берег, но многие, не вынося действия свежего воздуха после духоты кают, умерли тотчас же. Сам Беринг не выдержал этих потрясений и скоро умер. На его могиле поставили простой крест, который в 1822 г. заменили памятником. В 1743 г. оставшиеся в живых спутники Беринга вернулись в Охотск, перестроив свой разбитый корабль в бот.

Общий морской список, т. І. — "Заслуги Петра В. по части распространения географических познаний" (Зап. Имп. Русск. Геогр. Общ., т. III). — В. Н. Берх, "Первое морское путешествие россиян"; его же "Жизнеописание Беринга" ("Русский Архив", 1823 г., кн. VI). — Соколов, "Беринг и Чириков" ("Сев. Пчела", 1849 г., № 98—99). — "Первая камчатская экспедиция" (Зап. гидрографического департамента, т. VIII, и "Отеч. Зап.", 1851 г., № 3). — Стренцель, "Русские экспедиции" ("Кронштадт. Вестник", 1876 г., № 78—127). — Вахтин, "Первые труженики моря" (СПб. 1890 г.). — Андриевич, "История Сибири". — Словари: Плюшара и Ефрона.

{Половцов}



Беринг, Витус (Иван Иванович)

— капитан-командор, известный исследователь сев. части Тихого океана, именем которого назван пролив между Азией и Америкой. За время двух своих "камчатских экспедиций" первым исследовал и описал сев. берега Камчатки, часть вост. побережья Азии, о-ва Беринга, Св. Диомида, Св. Лаврентия, первый из европейских исследователей посетил Камчатское и Бобровское (Берингово) море, открыл цепь Алеутских о-вов, Шумагинские, Туманные о-ва, сев.-зап. берег Америки и др. Датчанин родом, Б. род. в 1680 г. в Ютландии; а в 1704 г. был принят Царем Петром во флот с чином ундер-лейтенанта (мичмана), как уже ходивший на голландских судах кругом Африки в Индию. Считаясь одним из лучших капитанов, Б. до 1724 г. командовал последовательно в Балтийском и Азовском морях лин. кораблями "Селафаил", "Перл", "Мальбург" и "Лесное" и принимал деятельное участие в воен. действиях на море против шведов. В 1724 г. Б. вышел в отставку, обидевшись на непроизводство в чин кап. 1-го ранга; через полгода Петр приказал адмиралт.-коллегии снова пригласить его на службу и дать ему желаемый чин. Заботясь о развитии Сибири и начале торговых сношений с Японией, Индией и друг. вост. странами, Петр I интересовался вопросом — возможен ли проход из Архангельска в Тихий океан Сев. Ледовитым океаном, иначе говоря, существует ли пролив между Азией и Америкой. Для выяснения этого вопроса Петр решил отправить научную экспедицию под начальством Б. 23 дек. 1724 г., незадолго до своей кончины, Царь дал Б. следующую собственноручную инструкцию: "1) надлежит на Камчатке или на другом месте сделать один или два бота с палубами; 2) на оных ботах возле земли, которая идет на норд и по чаянию (понеже оной конца не знают) кажется, что та земля часть Америки, и для того искать, где она сошлась с Америкой, и чтобы доехать до какого города европейского владения, или ежели увидят какой корабль европейский, проведать от него, как оный кюстъ (берег) называют, и взять то на письме, и самим побывать на берегу, и взять подлинную ведомость и, поставя на карту, приезжать сюда". В состав экспедиции вошли: лейт. Чириков, несколько человек ученых и геодезистов и до 40 нижн. чинов; впоследствии к экспедиции присоединились лейт. Шпанберг, гардемарин Чаплин и еще 60 нижн. чин. и мастеровых. Закончив приготовления, Чириков с частью экспедиции 24 янв. 1725 г. (за 4 дня до смерти Петра) выехал из СПб. в Вологду и здесь около 15 февр. соединился с Б., прибывшим с остальными спутниками. Отсюда вся экспедиция направилась на в. и на 44-й день пути прибыла в Тобольск.

Первая камчатская экспедиция Б. В июне 1726 г. Б. прибыл в Якутск, а 30 июня 1727 г. — в Охотск, проведя в пути почти 2½ года. Возобновив здесь запасы, Б. отправился морем из Охотска на Камчатку в Большерецк, а оттуда сухим путем перешел в Нижнекамчатск (11 марта 1728 г.), где тотчас приступил к постройке палубного бота "Гавриил" для предстоящего морского плавания. 13 июля с запасами для годичного плавания Б. вышел из устья р. Камчатки в море, направляясь на с., к месту предполагаемого разделения Азии и Америки. Незнакомство с условиями сев. плавания, несовершенная постройка судов, позднее время года, постоянные туманы и бурное море сильно затрудняли выполнение Б. его задачи. Пробыв более месяца в открытом море, Б. поднялся до шир. 67° 18' с., т. е. прошел почти весь пролив, названный впоследствии его именем, и перевалил за полярный круг. Из расспросов чукчей и др. обитателей Камчатки Б. убедился, что этот берег дальше поворачивает к з., а к с. простирается водное пространство без признаков земли. Показания чукчей в различных местах были совершенно одинаковы и утвердили Б. в мысли, что Азия с Америкой не соединяются. Чтобы проверить это, Б. отошел от берегов и решил продвинуться на с.-в. Потеряв из виду землю и долгое время не встречая ожидаемого американского берега, Б. не решился продолжать путешествие, боясь попасть во льды и быть ими затертым в неизвестном море. Того же мнения были его спутники. Экспедиция вернулась на зимовку в Нижнекамчатск, куда прибыла 2 сент. 1728 г. За время этого плавания Б. открыл у вост. берега Камчатки остров, названный позже его именем. Перезимовав в Нижнекамчатске, Б. выстроил второй бот "Фортуну" и, назначив на него Чирикова, 5 июня 1729 г. снова вышел в море с обоими судами. На этот раз Б. решил пройти на восток. Сделав переход около 200 вер. и не встретив земли, Б. был принужден вернуться в Охотск. Второе плавание окончательно убедило Б. в существовании к в. неизвестной земли, отделенной от Азии морским проливом. Считая свою миссию выполненной, Б. отбыл в Петербург и здесь представил карту своих плаваний адмиралт.-коллегии вместе с подробным докладом о необходимости снаряжения новой экспедиции для исследования всего сев. побережья Сибири и открытого пролива. Рассмотрев представленные Б. карты, журналы и отчет о плавании, адмиралт.-коллегия отнеслась недоверчиво к вопросу о проливе, но в награждение понесенных трудов представила Б. к чину капитан-командора и денежной награде в 1000 руб. Предложение Б. о снаряжении новой экспедиции по рассмотрении сенатом и адмиралт.-коллегией было одобрено. Заключалось оно в следующем: принять меры для устройства Охотского края и Камчатки, исследовать пути к Америке и Японии и произвести опись всего сев. побережья России между pp. Леной и Обью. Одновременно с планом экспедиции Б. возбуждал целый ряд вопросов, касавшихся благоустройства наших сибирских окраин: возбужденные им вопросы рисуют Б. как человека государственного ума, достойного сподвижника Петра Вел. Эти вопросы сводятся к след.: 1) о необходимости религиозного просвещения между якутами и другими племенами; 2) об учреждении на р. Ангаре плавильных заводов для добывания из местной руды железа; 3) об организации из местных жителей регулярных полков; 4) о разведении в Охотском и Камчатском крае русских пород лошадей и рогатого скота, коего там имеется мало, а пастбища богаты и земля плодородна; 5) о заведении судостроения и верфей, развитии добывающей промышленности, изменении системы ясака, развитии рыболовства, звериного промысла и т. п.; 6) об основании морской торговли с Японией. Каждый из этих пунктов Б. подробно объяснял сделанными наблюдениями. Одобренный сенатом и адмиралт.-коллегией проект Б. встретил полное сочувствие Импер. Анны Иоанновны. 17 апр. 1732 г. последовал Высоч. указ, в котором предложения Б. признавались вполне отвечающими "государственной пользе и умножению нашего интереса" и приказывалось снарядить вторую камчатскую экспедицию. Дух Петра еще жил среди людей, стоявших у власти, и потому в сочувствии и поддержке широким замыслам Б. не было недостатка.

Вторая камчатская экспедиция (или первая академическая) 1733—43 гг. В состав экспедиции вошел весь цвет русск. науки того времени. Участниками от флота были: сам Б., талантливый Чириков, Шпанберг, бр. Лаптевы, Овцын, Малыгин, Скуратов, Прончищев, Челюскин, Ваксель, Стерлегов (все прославившиеся своими открытиями), еще 48 офицеров, гардемаринов и штурманов, 13 чиновников, шкиперов, боцманов, 18 лекарей и подлекарей; от академии наук — академики Миллер, Гмелин, Де-ла-Кроер, профессор Фишер, Штеллер, 5 студентов, 16 геодезистов, 5 мастеров различных специальностей, переводчики, живописцы и 6 "рудознатцев" (горняков), 1 пастор, 6 священников и до 600 чел. матросов, солдат и мастеровых. Экспедиция была разделена на отряды, которые должны были одновременно начать исследование и опись всего побережья Ледовитого океана: от Архангельска к pp. Оби и Лене, Камчатке, от Охотского моря и Амурского берега до Японии. Б. и Чириков на двух судах должны были идти из Камчатки для исследования берегов Америки и решить в окончательной форме вопрос о проливе. Шпанберг с тремя судами направляется в Японию для исследования Курильских и Японских о-вов и завяза-ния сношений с этой страной. Бр. Лаптевы и др. офицеры на трех дубель-шлюпках производят опись сев. побережья между устьями pp. Оби и Лены; кроме того, одно или два судна должны были производить опись берега от Архангельска до Оби. К целям научным прибавлялась и цель государственная — распространить владычество России на вновь открытые земли и острова. Все инструкции по этому поводу предписывали составу экспедиции самое ласковое обращение с народами и племенами, поступающими в подданство России. Начальником всей экспедиции был назначен Б., помощником его и заместителем — Чириков. Экспедиция была рассчитана на 6 лет, и приготовления к ней были громадны: средств действительно не жалели, и оборудование ее было по тому времени самое широкое. Отправление отрядов к различным пунктам сев. побережья началось весной 1732 г. С большими усилиями преодолевая трудности пути, партии постепенно прибывали на свои места, строили нужные суда и приступали к работам. В это время члены академии, распределенные по отдельным областям, производили порученные им научные исследования.

Экспедиция Б. и Чирикова к американским берегам. Только к 1740 г. были построены нужные суда, "Св. Петр" и "Св. Павел", и Б. перешел морем в Камчатку. Выбрав хорошую бухту, Б. заложил здесь порт и назвал его "Петропавловской гаванью". 4 июня 1741 г. Б. вышел в море. Было решено идти вместе на ю.-в., пока не будет встречена земля. 20 июня шторм разлучил суда, и они уже больше не встречались. Первому увидеть землю удалось Чирикову ("Св. Павел") — 15 июля, на шир. 55° 21' сев. и долг. 61° 55' зап. Подойдя ближе, Чириков убедился, что находится у берегов Америки. Обе посланные им на берег шлюпки были захвачены туземцами, и Чирикову пришлось вернуться в Камчатку. Б. увидел берег только 20 июля — это был о-в Св. Ильи (Каяк). Опасаясь быть застигнутым ветрами, Б. пополнил запасы воды и тронулся в обратный путь. Неблагоприятный ветер прижимал судно к берегам, и Б. пришлось несколько раз отстаиваться на якоре. За это время были открыты о-в Архидьякона Стефана (Туманный) и о-ва Евдокеевские. Между тем среди команды начали развиваться болезни; сам Б. был сильно болен, и командование перешло к лейт. Овцыну. Постоянные штормы, холода, недостаток провизии и воды вскоре привели экипаж в самое печальное положение. Счисление было почти потеряно, ослабевшие люди едва могли управлять парусами. Ежедневно умирало по 2—3 человека. 4 ноября увидели наконец, землю, принятую за Камчатский берег, к которой и приблизились. Это оказался остров, названный потом именем Б. Из-за ветхости судна и болезней решено было здесь перезимовать. Стали выкапывать ямы в песке, прикрывать их брезентами и парусами. Во время плавания умерло 12 человек. Из оставшихся многие умерли при перевозке на берег, остальные находились в самом печальном состоянии. Сам Б. и большая часть офицеров были тяжело больны, и их закутанными перенесли и поместили в вырытые ямы. Наступали холода. Остров оказался пустым, без леса, хотя и с водой. Невозможные условия жизни в ямах привели к сильной смертности. Одним из первых, 8 дек. 1742 г., скончался Б.; оставшиеся в живых провели здесь около 9 месяцев. Весной, разломав свое судно, они построили из него меньшее и после 2-недельного плавания достигли, наконец, Авачинской бухты, откуда в 1743 г. добрались до Охотска. Так окончилась первая большая экспедиция. Несмотря на все неудачи, в продолжение десяти лет '(1733—43 гг.) русскими моряками и академиками были пройдены и описаны впервые северные берега России от Белого моря до устьев р. Колымы, Охотское море, Камчатка, исследована Сибирь до крайних южн. и вост. ее пределов, совершены 2 плавания к Сев. Японии и, наконец, открыты зап. берега Америки, Курильские и Алеутские о-ва, и доказано существование "сев. хода" в Тихий океан. Участники различных партий по возвращении в СПб. представили свои труды в виде карт, описей и журналов, причем академики Штеллер и др. оставили любопытные записки о путешествии и труды по описи Сибири. В 1822 г. Б. был поставлен первый памятник на его могиле (на о-ве Б.), а в 1866 г., по почину кап. 1-го ранга Рикорда, ему воздвигли памятник в Петропавловске. (В. Н. Берх, Первое морское путешествие Россиян; А. П. Соколов, Беринг и Чириков, "Сев. Пчела", 1859 г.; Его же, 2-я камчатская экспедиция, "Зап. гидр, деп.", т. VIII; Сивренцель, Русские экспедиции, "Кроншт. Вестн.", 1876, № 78—127; Бахтин, Первые труженики моря, 1890 г.; Краткая реляция о 1 экспедиции Беринга, "Записки топограф. депо", 1847 г.).

{Воен. энц.}


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Смотреть что такое "Беринг, Витус (Иван Иванович)" в других словарях:

  • Беринг Витус (Иван Иванович) — Беринг, Витус, или Иван Иванович, как его звали в России, капитан командор, первый русский мореплаватель, именем которого названы пролив, отделяющий Азию от Америки, и Камчатское или Бобровое море. Родился в 1680 г. в Дании; в русскую морскую… …   Биографический словарь

  • БЕРИНГ Витус Ионассен — БЕРИНГ (Bering) Витус Ионассен (Иван Иванович) (1681 1741), мореплаватель, капитан командор российского флота (1730). По происхождению датчанин. В 1725 30 и 1732 41 руководитель 1 й и 2 й Камчатских экспедиций. Прошел между Чукотским п овом и… …   Энциклопедический словарь

  • Беринг, Витус Ионассен — Витус Ионассен Беринг. БЕРИНГ (Bering) Витус Ионассен (Иван Иванович) (1681 1741), российский мореплаватель. Родился в Дании. Руководил 1 й (1725 30) и 2 й (1733 41) Камчатскими экспедициями. В плаваниях 1728 29 закартировал свыше 3500 км… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Беринг Витус Ионассен — Беринг (Bering) Витус Ионассен (в документах часто ‒ Иван Иванович) (1681 ‒ 8.12.1741), мореплаватель, офицер русского флота, капитан командор. Выходец из Дании. Приглашен на русскую службу в 1703. До 1724 плавал на Балтийском и Азовском флотах.… …   Большая советская энциклопедия

  • Беринг, Иван Иванович — Эта статья о мореплавателе. О его дяде, датском поэте, см. Беринг, Витус Педерсен Витус Ионассен Беринг (датск. Vitus Jonassen Bering; тж. Иван Иванович; (1681 1741) мореплаватель, офицер русского флота, капитан командор. По происхождению… …   Википедия

  • Беринг Иван Иванович — Эта статья о мореплавателе. О его дяде, датском поэте, см. Беринг, Витус Педерсен Витус Ионассен Беринг (датск. Vitus Jonassen Bering; тж. Иван Иванович; (1681 1741) мореплаватель, офицер русского флота, капитан командор. По происхождению… …   Википедия

  • Иван Иванович Беринг — Эта статья о мореплавателе. О его дяде, датском поэте, см. Беринг, Витус Педерсен Витус Ионассен Беринг (датск. Vitus Jonassen Bering; тж. Иван Иванович; (1681 1741) мореплаватель, офицер русского флота, капитан командор. По происхождению… …   Википедия

  • Беринг, Витус Ионассен — У этого термина существуют и другие значения, см. Беринг. Витус Беринг Vitus Bering Род деятельности: мореплаватель, офицер русского флота …   Википедия

  • Беринг, Витус — Эта статья о мореплавателе. О его дяде, датском поэте, см. Беринг, Витус Педерсен Витус Ионассен Беринг (датск. Vitus Jonassen Bering; тж. Иван Иванович; (1681 1741) мореплаватель, офицер русского флота, капитан командор. По происхождению… …   Википедия

  • Беринг Витус — Эта статья о мореплавателе. О его дяде, датском поэте, см. Беринг, Витус Педерсен Витус Ионассен Беринг (датск. Vitus Jonassen Bering; тж. Иван Иванович; (1681 1741) мореплаватель, офицер русского флота, капитан командор. По происхождению… …   Википедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.