- Позняков Василий
(иначе Поздяков и Поздняков) — московский путешественник XVI века на христианский восток. Биографические сведения о Познякове могут быть почерпнуты из описания его хождения, из грамоты царя Ивана Васильевича Грозного к Александрийскому патриарху Иоакиму, прилагаемой к спискам "Хожения", и грамот Антиохийского патриарха Иоакима, патриарха Иерусалимского Гермогена и Цареградского патриарха Иосафа к царю Ивану Васильевичу. По роду занятий Позняков был купец; предположения исследователей о том, что он происходил из Смоленска, и что Москва была только местом его деятельности, по-видимому, мало обоснованы. В 1558 году Позняков вместе с архидиаконом Новгородской Софийской церкви Геннадием, Дорофеем Смольнянином, Кузьмой Салтановым Псковитином и со своим сыном был послан царем Иваном Васильевичем в Александрию, Иерусалим, Царьград и на Синай. Поводом к посылке на Восток этих лиц было прибытие в Москву посольства от патриарха Александрийского Иоакима и архиепископа Синайского Макария о милостыне на Синайскую обитель; решив послать милостыню с послами патриарха Иоакима — старцами Сильвестром, Малахией, Иосифом и др., царь вместе с тем пожелал оказать помощь и другим восточным христианам; эта цель, а, может быть, (как предполагают издатели текста "Хожения") не полное доверие к патриаршим посланцам, понудила царя послать вместе с александрийскими монахами свое собственное посольство; лицам, вошедшим в него, кроме передачи по назначению обильных царских даров рухлядью, мехами и деньгами, было поручено, как говорится в Новгородской летописи (при известии об отъезде в Москву Геннадия), "обычаи во странах тех писати". Путь посольства лежал через Смоленск, Литву, Валахию на Царьград, затем, уже без Геннадия, скончавшегося в Царьграде, — на Александрию, откуда путешественники ездили в Каир и Синай, а далее — на Иерусалим и Царьград; в Москву посольство вернулось в апреле 1561 года и 11-го числа этого месяца Позняков представил свою записку о пути (до нас не дошедшую).
В паломнической русской литературе результатом путешествия Познякова осталось ценное описание хожения; кто составил это описание — сам ли Позняков (как с некоторой вероятностью можно предполагать), или кто-нибудь другой из его спутников — положительных данных не сохранилось. Дошедшее до нашего времени в чрезвычайно ограниченном числе списков "Хожение" Познякова замечательно тем, что в измененном виде, с некоторыми дополнениями, под именем "Хожения Tрифона Коробейникова", явилось самым распространенным в России памятником паломнической литературы; полное отсутствие самостоятельности в описании хожения Коробейникова окончательно выяснено только в последние годы XIX-го века, когда и появилось впервые в печати "Хожение" Познякова.
"Хожение" Позднякова издано два раза: И. Е. Забелиным в "Чтениях Имп. Общ. истории и древностей росс.", 1884, т. I, и отд.: "Хождение купца Василия Познякова в Иерусалим и по иным святым местам в 1558 году" и X. М. Лопаревым в "Православном Палестинском сборнике" 1887, вып. 18: "Хождение купца Василия Познякова по святым местам востока 1558—1561 гг."; в этом издании приведена библиография "Хождения" Познякова. Ср. также предисловие X. М. Лопарева к "Хождению" Трифона Коробейникова в "Прав. Пал. сборн.", вып. 19, а также заметку о "Хождении" Познякова у A. H. Пыпина в "Истории русской литературы" (т. II, стр. 226—233), основанную на указанных статьях гг. Лопарева и Забелина.
{Половцов}
Большая биографическая энциклопедия. 2009.