- Петренко, Елена Леонидовна
(р. 16.10.1951) — спец. по истории филос. конца XIX — начала XX вв., по истории маркс. филос.; д-р филос. наук, проф. Род. в Москве. Окончила филос. ф-т МГУ (1974), асп. того же ф-та (1977). Работала мл. н. с. в ИФ АН СССР (1977—1981); ст.н. с. на филос. ф-те МГУ (1981—1986); в Ин-те марксизма-ленинизма при ЦК КПСС (1986—1990): ст. н.с, вед. н. с. В 1990—1992 — рук. программы Росс. независимого ин-та соц. и нац. проблем; с сентября 1992 — проф. кафедры филос. Росс академии управления (ныне — РАГС). Канд. дисс. — "Категория практики в современном неомарксизме" (1979). Докт. дисс. — "Марксистская социально-философская традиция во Втором Интернационале" (1991). Исследуемые проблемы и темы: образ посткласс. филос.; судьбы маркс. теор. традиции в филос. конца XIX —начала XX вв.; маркс. филос. традиция в эпоху II Интернационала. Исследуя взгляды Э.Бернштейна, К.Каутского, ав-стромарксистов, П. оценивает этих деятелей как оригинальных и самостоятельных интерпретаторов концепции К.Маркса, исходивших из представлений о марксизме как системе конкретного науч. знания о законах обществ. развития. С последним обстоятельством П. связывает своеобразный филос. нигилизм, отрицание существования в марксизме самостоятельной филос. доктрины; противопоставление теории и метода, филос., экон., соц.-полит. аспектов концепций Маркса и Энгельса; рассмотрение филос.-мировоззренч. проблем как теор. детерминант маркс. теории. Исследуя развитие филос. в конце XIX — начале XX веков, П. подчеркивает, что филос. все чаще понимается как непосредственное дух. действие, захватывающее всего человека, что филос. для филос. модернизма XX в. остается отправной точкой интеллектуального самоопределения индивида, человека, личности. П. — переводчик филос. работ Т.В.Адорно, Х.-Г.Гадамера, Ж.Ипполита, Г.Маркузе, М.Хоркхаймера, К.Шмитта.
Соч.
: Категория практики в современном неомарксизме. М., 1987; Ленинские принципы критики оппортунизма. М., 1988; Социалистическая доктрина Эдуарда Бернштейна. М., 1990; Карл Каутский: очерк социалистических воззрений. М., 1991; Экзистенциальная метафизика и история // Философские перспективы человечества. М., 1993; О философских основаниях исторической концепции А.Тойнби // Социальная теория и современность. Вып.7. А.Тойнби. "Постижение истории". М., 1993; Фихте и Кьеркегор: о трансцендентальной и экзистенциальной субъективности // Социальная теория и современность. Вып.27. Иоганн Гот-либ Фихте: философия свободы. М., 1997; Г.В Плеханов и германская социал-демократия // Исторический опыт взаимодействия российской и германской социал-демократии. М., 1998; Представляю Вам моего лучшего друга (неизвестное письмо В.И.Ленина К.Каутскому) // Исторический архив. 1998. № 1; Общенациональная идея // Свободная мысль. 1999. № 6; Ю.Бохенъски. Современная западная философия. М., 2000; Был ли Огюст Конт позитивистом? // Философия и общество. 2000. № 1; Негативная диалектика и мир философии // Т.Адорно. Негативная диалектика. М., 2001.
Большая биографическая энциклопедия. 2009.