Адам

Адам
I. ЧЕЛОВЕК; ИМЯ СОБСТВЕННОЕ
"Человек", или собират. наименование для обознач. понятия "люди/человечество". Знач. слова связано с евр. существительным см. Адама и глаголом адэм - "быть красным" (см. Едом). В Быт 2-5 и у ап. Павла А. употребляется и в знач. имени первого человека:
1) в Быт 1:26-30 человек, созданный по образу и подобию Божьему как "мужчина и женщина", завершает собой шестидневное сотворение мира. Выражение "образ Божий" относится к человеку во всей его целостности. Человек представляет Бога на земле (как, напр., изваяние царя представляет его самого). Бог создал его, чтобы иметь партнера, к к-рому Он мог бы обращаться и получать от него ответ. Человек представляет собой образ Божий только как "мужчина и женщина". Это может служить и указанием на то, что социальная роль человека, его способность к общению связаны с его подобием образу Божьему. Мужчина и женщина поставлены здесь на один уровень. В НЗ об "образе" или соотв. об "образе Божием" говорится в связи с Христом, в совершенстве олицетворяющем Собой подобие образу Бога (см. Человек, IV,1);
2) в Быт 2:4 и след.еще раз говорится о создании человека. Бог создал человека (адама) из пахотной земли (адамы) и вдохнул в него дыхание жизни, так что он стал душою живою (т.е. живым существом). По своей природе человек (вне своего духовного назначения, Быт 2:20), подобен животным (Быт 2:19; 6:17; Еккл 3:18-21). Но от всех прочих живых существ его отличает подобие образу Божьему (см. выше) и обусловленное с этим завещанное ему Богом владычество над всем творением (Быт 1:28;см. Человек). Как сказано в Быт 2, Бог создает женщину подобной А. и из плоти А. и дарует ее ему как дополнение и как спутницу. А. должен был возделывать и хранить Эдемский сад (Быт 2:15). Все Божье творение, по суждению Господа, было "хорошо весьма" (Быт 1:31). Но Бог связал человека заповедью не есть от дерева познания добра и зла (см. Дерево познания добра и зла) (Быт 2:16 и след.). Здесь вступает в действие искушение. Разрушаются доверие и послушание Богу, человек преступает указанный ему предел (см. Женщина, см. Грех);
3) из детей А. названы по именам только его сыновья Каин, Авель и Сиф (Быт 4:1 и след.,25; 5:4). А. умер в возрасте 930 лет (Быт 5:5). Данные Библии позволяют определить, когда именно жил Адам (см. Летосчисление);
4) в НЗ ап. Павел противопоставляет А. Христу (Рим 5:12 и след.; 1Кор 15:21 и след.). В результате преступления заповеди одним человеком грех и смерть вошли в мир и настигают всех людей - не через наследственность, а потому что все люди, подобно первому человеку, преступают заповедь Бога: "... потому что все согрешили" (Рим 5:12; в Синод. пер., как и в лат. пер. Библии, вместо союза "потому что" стоит "в нем", что предполагало биологич. наследственность). Как и грех, благодать пришла через одного человека, через Христа, "для многих", создав "правдою одного всем человекам оправдание". Деяние А., как и Христа, имеет всеобщее значение, причем благодать Христа оказывается сильнее грехопадения А. (Рим 5:15 и след.). И смерть, привнесенная в мир грехом, также была побеждена "последним А.", т.е. Христом (1Кор 15:45, а также ст. 21 и след.). Христианин - как и всякий человек - все еще носит образ земного человека, т.е. А., но через воскресение получит образ человека небесного, т.е. Христа. Начало этой перемены совершается уже сейчас - в "совлечении" старого и "облечении" в нового человека (Кол 3:9 и след.), что проявляется в отношениях между людьми, в частн., в отметании всего разделяющего и противопоставляющего друг другу по мере того, как сбывается сказанное ап. Павлом в Послании к колоссянам: "...все и во всем Христос".
II. НАЗВАНИЕ МЕСТНОСТИ
"Красное место", город на Иорданской равнине под Цартаном (Нав 3:16; Ос 6:7); ныне Телль-эд-Дамие, прим. в 2 км юж. впадения Иавока в Иордан. Здесь воды Иордана, по Божьему повелению, остановились, чтобы народ Израиля мог пройти по дну речного русла ниже по течению - в 30 км юж. А., у г. Иерихона.

Библейская энциклопедия Брокгауза. . 1994.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Адам" в других словарях:

  • Адам — Адам …   Словник лемківскої говірки

  • Адам — Адам. Фреска Рафаэля Адам и Ева. 1508. Ватикан. Станца делла Сеньятура. Адам. Фреска Рафаэля Адам и Ева . 1508. Ватикан. Станца делла Сеньятура. Адам (“человек”) в Библии первый человек и прародитель человеческого рода. По одному из… …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

  • Адам — а, муж.Отч.: Адамович, Адамовна; разг. Адамыч.Производные: Адамушка; Ада (Адя); Адаша.Происхождение: (Др. евр. ’adam человек. В библии имя первого человека.)Именины: 27 янв. Словарь личных имён. АДАМ (муж.) Адам был первым человеком. Адам… …   Словарь личных имен

  • АДАМ — (евр. âdâm, «человек»), в библейских сказаниях первый человек. В Библии имеется два основных сказания о сотворении человека богом. Одно сказание, народное, содержит рассказ о создании богом мужчины из праха и дыхания жизни, а жены из его ребра: « …   Энциклопедия мифологии

  • АДАМ — АДАМ, вообще, человек во плоти, грешник; | падкий на соблазн. И ты адам, и я адам; все мы адамы. | Взятый от земли; | праотец. Помер Адам ни Богу, ни нам, ни душа на небо, ни кости в землю, разбитый горшок. Это при Адаме было, в старину… …   Толковый словарь Даля

  • Адам — (человек) в Библии первый человек и прародитель человеческого рода. По одному из вариантов мифа, Бог создал Адама из праха земного, вдохнул жизнь в его ноздри и отправил в рай, чтобы охранять его при условии запрета вкушать плоды с дерева… …   Исторический словарь

  • Адам — Адам. Фреска Рафаэля Адам и Ева . 1508. Ватикан. Станца делла Сеньятура. АДАМ, в Библии и Коране первочеловек и отец рода человеческого, созданный Богом.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • адам — в костюме Адам.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. Адам созданный из праха земного; Адамушка, Ада, Адя, Адаша Словарь русских синонимов …   Словарь синонимов

  • АДАМ — (Адам), (А прописное), Адама, муж. В выражениях: от Адама, (начиная) с Адама (разг.) от начала мира. «От Адама до наших лет.» Маяковский. (По имени Адама первого человеке на земле в библейской легенде.) Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 …   Толковый словарь Ушакова

  • Адам — по Библии первый человек, прародитель человечества. Библейский рассказ о сотворении А. и Евы, грехопадении и изгнании их из рая (кн. Бытия, I V) породил обширную литературу апокрифического характера. Наиболее крупным памятником этого рода… …   Литературная энциклопедия

  • Адам — См. Адам и Хавва. (Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али заде, Ансар, 2007 г.) …   Ислам. Энциклопедический словарь.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»