- Ваал
-
Ваал (евр. и арам. Баал).
I. БОЖЕСТВО
1) божество, почитавшееся в Палестине и Сирии в качестве В. (букв. "владыка", "хозяин") определ. местностей и животных, обитающее в свящ. деревьях, горах и источниках. Крестьяне верили, что от него зависят урожай и прирост скота (Суд 6:25; 3Цар 16:31; 18:26 и след.). Впервые имя семит. бога плодородия В. встречается в Египте во времена господства гиксосов, но и позже он почитался там в качестве божества. Возм., что в клинописных табличках из архива Телль-Амарны В. отождествляется с сир. богом бури, грома и молнии Ададом, или Хадду. В Сирии имя В. принадлежало другому божеству, "хозяину небес" (Баал-Шамем), к-рое, в свою очередь, было связано с вавил. богом Бел-Мардуком и почиталось в образе быка. При раскопках холма Рас-Шамра рядом с храмом Дагона, считавшегося, как и Эль (. см. Ашера), отцом В., был найден храм В., а также небольшие скульптурные изображения этого божества; на найденных там же клинописных дощечках часто встречается его имя. Женой В. являлась богиня Анат (часто она же - Астарта, или Ашера). О сильном влиянии культа В. в Ханаане свидет-вуют названия многих местностей (напр., Ваал-Фегор) и имена собственные, образованные от имени Баал (Ваалоф, Иероваал); даже Бог (Яхве) называется В. (см. Веалия = Яхве есть Ваал, 1Пар 12:5);II. ИМЕНА ЛИЦ И НАЗВАНИЯ МЕСТНОСТЕЙ
2) на высотах Моава В. поклонялись еще во времена Валаама и Валака (Чис 22:41). В Палестине жертвенники В. существовали во времена судей (Суд 2:13; 6:28-32), а после того как дочь тирского царя Ефваала Иезавель была выдана замуж за израил. царя Ахава, почитание сир.-финик. божества В. распространилось по всей стране. Противостояние истинного богослужения и идолопоклонства продолжалось вплоть до состязания пр. Илии со жрецами В. на горе Кармил (3Цар 18:17-40); в этом отрывке (3Цар 18:26 и след.) дается подробное описание служения В.: жрецы издавали громкие крики, скакали вокруг жертвенника, проливали собств. кровь в жертву В., призывали имя В. до полного изнеможения. В конце концов жрецы были убиты, и народ обратился к истинному Богу. Однако вскоре поклонение В. стало распространяться с новой силой. Это продолжалось до тех пор, пока Ииуй не истребил В. в Израиле (4Цар 10:18-28), однако в это же время в Иудее его культ находился под защитой Гофолии, дочери Иезавели и жены царя Иорама (2Пар 21:6; 22:3). После свержения Гофолии храм В. в Иерусалиме был разрушен, жертвенники и изображения его уничтожены, а верховный жрец В. Матфан убит (4Цар 11:18). Несмотря на это, поклонение В. возродилось как в Израиле (Ос 2:8), так и в Иудее. Царь Ахаз даже приказал отлить статуи В. (2Пар 28:2). После того как Езекия искоренил идолопоклонство, его сын Манассия снова обратился к В. (4Цар 21:3). Вслед за тем Иосия разрушил жертвенники и уничтожил статуи В. (4Цар 23:4 и след.). Лишь после см. Плена (V) опасность возрождения культа В. была окончат. устранена. Пророки в своих книгах часто упоминают культ В. (Иер 19:4 и след.; 23:13; Ос 2:8 и след.; 13:1; Соф 1:4), к-рый рассматривается ими как почитание "срама" (евр. бошет) (ср. имя Ешбаал, упоминающееся в 1Пар 8:33, и имя Иевосфей (евр. Иш-Бошет, "муж срама") из 2Цар 2:8; то же - с именем Мемфивосфей (Мефибошет). Почитание В. было связано с развратом и культовой проституцией (3Цар 14:24), с принесением родителями детей в жертву (Иер 19:5) и, наконец, с лобзанием идолов (3Цар 19:18; Ос 13:2). Часто имя В. упоминается вместе с Астартами (Суд 2:13), а рядом с жертвенниками В. чаще всего находилось изображение Ашеры (Суд 6:30 - в Синод. пер. - "дерево"; 3Цар 16:32 и след. - в Синод. пер. - "дубрава"). Скорее всего, в древности происходило смешение культа В. с почитанием Яхве. Согл. Ос 2:16, элементы культа В. проявлялись и в поклонении Яхве. Но, возм., такое заимствование было неосознанным, и, по словам пророка, это смешение должно прекратиться после того, как Бог возродит Израиль. см. Веалия см. Веелиада.
1) рувимлянин, сын Иоиля, живший до падения Северного царства (1Пар 5:5 и след.);
2) вениамитянин, сын Иеила из Гаваона, праотец царя Саула (1Пар 8:30; 9:36);
3) город в уделе колена Симеона (1Пар 4:33), тождествен Ваалаф-Бееру;
4) (евр. Баала, "госпожа, владычица"), город, известный как см. Кириаф-Иарим (Нав 15:9; 2Цар 6:2), располож. на границе между уделами колен Иуды, Вениамина и Дана;
5) (евр. Баала), гора (Нав 15:11) между Екроном и Иавнеилом.
Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994.
ВААЛ — (евр. Ba’al господин, сильный). Бог финикиян, хананитян, а также идол, которому поклонялись израильтяне при царе Ахааве. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ВААЛ евр. Ba’al, господин, сильный. Идол,… … Словарь иностранных слов русского языка
Ваал — См. Бел. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) ВААЛ восходящая к раннему средневековью грецизированная передача библейского «Баал», возникшего из первоначального «Балу». В… … Энциклопедия мифологии
ваал — Баал, Балу Словарь русских синонимов. ваал сущ., кол во синонимов: 4 • баал (3) • балу (3) … Словарь синонимов
ВААЛ — ВААЛ, смотри Баал … Современная энциклопедия
ВААЛ — см. Баал … Большой Энциклопедический словарь
Ваал — см. Баал … Исторический словарь
Ваал — (или Баал) библейское название бога языческих семитовПалестины, Финикии и Сирии. По этимологическому своему значению словоэто означает господин , владыка и соответствует обычному названиюБога у евреев. Последние с незапамятных времён провели,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
ВААЛ — Владимир, Анатолий Александрович, Леонид имена учредителей в названии проекта http://vaal2000.newmail.ru/ … Словарь сокращений и аббревиатур
Ваал — ВААЛ, смотри Баал. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Ваал — имя и название следующих лиц и местностей: а) (1Пар.5:5 , 6) Рувимлянин, сын которого, Беера, был отведен в плен в Ассирию при Феглафелласаре; б) (1Пар.8:30 , 1Пар.9:36 ) сын Иеила, праотца Гаваонитян; в) (1Пар.4:33 ) город колена Симеонова,… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.