Тысячелетнее царство

Тысячелетнее царство
I.
Под Т.Ц. подразумевается та эпоха в Священной и мировой истории, к-рая предшествует последнему великому Суду. Об этом вполне определенно говорится только в Откр 20:4-6; близкие по смыслу идеи высказываются и в 1Кор 15:23-28, но само понятие Т.Ц. здесь отсутствует. Указ. сообщение в книге Откровения относится к грандиозному видению Второго пришествия Иисуса (см. Второе пришествие Иисуса) (Откр 19:11 - 20:15). Победивший Иисус, "Господь господствующих" (Откр 19:16), теперь одолевает "зверя", "лжепророка" и их воинства, т.е. восстающие против Него мировые царства и религии; зверь и лжепророк ввергнуты Им в огненное озеро, а их приверженцы убиты (ст. 17-21). Однако источник зла, сатана, еще не уничтожен, а только скован и на нек-рое время (Откр 20:1-3) изолирован от мира. С этого момента начинается эпоха, когда у сатаны отнята всякая возможность воздействовать на людей и над миром властвует Иисус Христос. Вместе с Ним участие в управлении миром - в качестве судей, властителей и священников - принимают и воскрешенные Иисусом мученики, умерщвл. за Слово Божье и за свидет-во об Иисусе (ст. 4-6). Это первое воскресение касается только их, а не всех умерших к этому времени людей (см. Воскресение, III,В,1 и 2). Продолжит-сть этой эпохи, как сказано в Откровении, составляет тысячу лет (ст. 4,6). После этого сатана вновь будет освобожден (ст. 7) и выйдет "соблазнять народы земли" на последнее, отчаянное восстание против Господа (ст. 8,9); но огонь с неба уничтожит их всех, и тогда в огненное озеро будет ввержен и сатана (ст. 10). После этого приходит срок второго, всеобщего воскресения для последнего, окончат. Суда, к-рым завершается эта мировая эпоха (ст. 11-15) и за к-рым следует сотворение нового неба и новой земли (Откр 21:1 и след.). Для изображаемой в Откровении картины Т.Ц., как и для высказываний в 1Кор 15:23 и след., характерна сдержанность. Здесь не раскрываются подробности, к-рые будут иметь место в будущем, а также отсутствует изображение этого времени в духе "золотого века". Данный фрагмент Откровения лишь сообщает, что за эту тысячу лет Иисус установит новый порядок, к-рому будут подчинены все жители земли; но последующее за ним последнее возмущение людей показывает, что эти новые внешние установления не отождествляются с коренным внутр. обновлением всех людей. При этом слова "тысяча лет" нельзя принимать как указание точного календарного периода; согл. Пс 89:4 и 2Пет 3:8, Т.Ц. следует понимать как очень долгий, законч. временной отрезок, сравнимый с "днём" творения. Эту тысячу лет надо рассматривать как исполнение ветхозаветного пророчества (ср., напр., Ис 2:1 и след.; 11; 60-66; Мих 4:1-7; 7,11-20). На протяжении огранич. времени жизнь на земле будет определяться тем фактом, что верховная власть будет принадлежать Иисусу, а силы зла будут скованы и бессильны. При этом Иисус особо восславит тех, кто отдал жизнь, следуя за Ним; здесь исполнится то, что обещано в Откр 1:6; 3:21; 6:9-11. Но в Т.Ц. конечная Божья цель еще не достигнута, ибо сама земля, на к-рой установлено это царство, предназначена к гибели (Мф 24:35; 2Пет 3:10,13), к тому же власть Иисуса распространяется и на тех людей, к-рые внутренне еще не обновились и потому при освобождении сатаны станут жертвами его иск-ва обольщения. Сама по себе жизнь в Т.Ц. не может спасти человека для вечности, если этот человек не возрожден духовно.
II.
Учение о Т.Ц. имело в истории христианства самые разные последствия. В древних христ. общинах и в ранней Церкви оно было живо, и в результате гонений вера в него постоянно получала новые импульсы. Христиане шли на смерть с ожиданием, что, воскреснув, они как мученики воссядут на престол в Т.Ц. Но когда со времен Константина (с 313 г. по Р.Х.) христ. вера превратилась в гос. религию, эта надежда стала меркнуть, пока в конечном итоге не был объявлен еретиком каждый ее приверженец. Христианство начало относить это библ. понятие к текущему периоду, и рассматривать Т.Ц. как уже наступившую эпоху церк. и Свящ. истории. Поэтому надежду на будущее Т.Ц. церковные власти воспринимали как выступление против доктрины, утверждавшей, что оно уже существует в настоящем. Но всякий раз во времена войн и бедствий знания о Т.Ц. оживали и давали людям утешение и надежду. Большая осторожность евангелич. церквей в подходе к этому вопросу связана с тем, что в течение столетий идея Т.Ц многокр. использовалась учителями, чьи взгляды были весьма далеки от подлинно библ. Иногда эта идея даже полностью вытесняла ожидание последнего Суда и окончат. обновления, к-рые соотв. являются целью всей истории. Картина золотого века, в к-рой Христос не обязательно занимает центр. место, а главное внимание уделяется исполнению мирских надежд на лучшие условия жизни, осуществления к-рых люди не видят в настоящем, представляет собой фальсификацию Свящ. Писания. К явным заблуждениям относятся и постоянно повторяющиеся попытки установить срок наступления Т.Ц. Как показывает опыт, одностор. концентрация на ожиданиях, связ. с ближайшим будущим, ведет к агрессивности, фанатизму и надменности. Они являются следствием отступления от присущей Библии трезвой взвешенности.

Библейская энциклопедия Брокгауза. . 1994.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Тысячелетнее царство" в других словарях:

  • ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ ЦАРСТВО — – см. ХИЛИАЗМ. Философский энциклопедический словарь. 2010 …   Философская энциклопедия

  • Тысячелетнее царство —  ♦ (ENG millennial kingdom)    тысячелетнее правление Христа, о к ром говорится в книге Откровения св. Иоанна Богослова (Откр. 20:1 7) …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • Тысячелетнее царство — См. «Воскресение» …   Словарь библейских имен

  • Тысячелетнее Царство —  • English: Millenium    Слово millenium происходит латинских слов mille, что значит тысяча , и annus, что значит год . Отсюда, период длиной 1000 лет. Хотя концепция Тысячелетнего Царства основана на безусловных заветах в Ветхом Завете,… …   Словарь богословских терминов

  • Царство Божие — I. ПОНЯТИЕ Слова, используемые в Библии для передачи понятия царство (евр. малхут; греч. басилейа), означают: царская власть , царское владычество . Слово царство имеет два значения: правление царя и территория, подвластная царю (ср. Пс 144:13;… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • царство — (царствие), Царство Божие правление людей или Бога А. Темы в Библии ЦАРСТВО как тема: второй Царств: 2Цар 5:12 третьей Царств: 3Цар 4:21 Б. Земные царства 1. Основные царства библейской истории Васанское царство: Чис 32:33 Аморрейское царство:… …   Библия: Тематический словарь

  • Земное царство —  ♦ (ENG earthly kingdom)    царство Божие на земле; часто этим термином обозначают будущее тысячелетнее царство Христа (Откр. 20:4) …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • millennial kingdom —  Тысячелетнее царство …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • ИОАННА БОГОСЛОВА ОТКРОВЕНИЕ — последняя книга НЗ и всей христианской Библии. В рукописной традиции встречается не менее 60 вариантов ее наименования (Hoskier. 1929. Vol. 2. P. 25 27). В самых ранних рукописях (Синайском ( ) и Александрийском (А) кодексах) содержится краткое… …   Православная энциклопедия

  • Хилиазм — (от греч. χῑλιάς тысяча), или милленаризм (от лат. mille тысяча)  учение, в основе которого лежит буквальное толкование пророчества Откр.20:1 4, говорящего о тысячелетнем Царстве Божием на земле в конце истории …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»