- Свидетель, свидетельствовать, свидетельство
-
I. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
1) понятие "свидетель" в ВЗ относится к правовой сфере и обозначает человека, дающего показания в ходе судебного разбират-ва как в пользу защиты, так и в пользу обвинения; последнее, однако, встречается чаще (Чис 5:13; 35:30). Кр. того, упоминаются С. договора (Иер 32:10), которым не обязательно был человек: в этой роли мог выступить и к.-л. предмет, "присутствовавший" при заключении договора и служивший символич. напоминанием о происшедшем (Быт 31:48; Нав 24:27; Руфь 4:7; Ис 19:20). От человека, выступавшего в качестве С., требовалась абсолютная правдивость (Исх 20:16; Втор 5:20), поскольку приговор судьи полностью основывался на его показаниях (института обвинителей и защитников не существовало). Для вынесении смертного приговора требовались совпадающие показания двух или трех С. (Втор 17:6), причем ответ-сть С. повышалась тем обстоят-вом, что, напр., при побивании камнями именно они должны были первыми бросить камни (ст. 7). Если было доказано, что С. дал ложные показания, его постигало наказание, к-рое предусматривалось для оговор. им человека (Втор 19:16 и след.);
2) сформиров. в повседневной практике образ С. был затем перенесен на Бога. Поскольку Господь праведен, то там, где правомерность к.-л. дела или высказывания должна была быть установлена с особой тщательностью, Его призывают как правдивого С. (Быт 31:50; Суд 11:10; Пс 88:38), при этом призывающий в С. Бога предает себя на Его суд: в благословение себе, если он действительно прав, или в проклятие себе, если выдаваемое за правду оказывается ложью. Кр. того, Бог изображается как С., Который Сам выступает за или против к.-л. (Руфь 1:21) или через Своих пророков повелевает свидет-вовать за или против к.-л. (4Цар 17:13). Слово Божье есть свидет-во, что означает: сказанное Им всегда истинно, т.е. соответствует действит. положению вещей, фактам. Поскольку человек живет всяким словом, исходящим из уст Господа (Втор 8:3), - или не живет, если не слушает это слово, то понятие "свидетельство" больше, чем другие понятия, соответствует ответственности, заключ. в Его слове и проповеди: это свидет-во к жизни, дарующей оправдание перед Богом, или свидет-во к осуждению. Человек либо принимает правду Божью, либо терпит крушение, отвергая ее. Понятие "С." не распространяется на проповедников слова Божьего. Только Бог есть С., чье свид-во имеет решающее значение в суде над грехом. Даже пророки, благовествующие о свидет-ве Божьем, нигде в ВЗ не называются С., это свидет-во - исключит. свидет-во Бога о Самом Себе, а не свидет-во человека о Боге. Исключением является только Израиль (Ис 43:9-13; 44:7-11). На великом суде Господа над народами Израиль должен свидет-вовать о Боге и доказать Его превосходство над "богами" на примере собственной истории.
II. В НОВОМ ЗАВЕТЕ
1) в книгах НЗ также говорится о С. перед судом (Мф 26:65; Мк 14:63; Деян 6:13), причем принципы ветхозаветного правосудия (см. Правосудие) полностью сохраняются (ср. Мф 18:16; 2Кор 13:1; 1Тим 5:19). Но в НЗ о С. говорится также и в религ. смысле. Еще из ВЗ известно призывание в С. Бога для подтверждения правдивости своих слов или справедливости своих поступков (ср. Рим 1:9; Флп 1:8; 1Фес 2:5); это может обернуться призыванием на себя проклятий в том случае, если дела или слова окажутся ложными (2Кор 1:23);
2) новым в НЗ является то, что С. фактов становятся и С. истины, т.е. они, подтверждая фактич. сторону события, тем самым свидет-вуют и о его значении как об откровении Божьем. Воскресший Спаситель открывает ученикам понимание Писаний и говорит: "Так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима; вы же свидетели сему" (Лк 24:46-48). То, что надлежит засвидет-вовать здесь, представляет собой историч. факты, но эти факты имеют и собств. значение, к-рое должно быть возвещено и принято в вере. Свидет-во о фактах и свидет-во об истине совпадают. Однако вначале следует засвидет-вовать факты, поэтому Иисус превращает Своих см. Учеников в С. (Ин 15:27; Деян 1:22; 13:31), к-рые, являясь истинными С. юридич. смысле, становятся особыми С. Иисуса благодаря тому, что, свидет-вуя о фактах, добавляют к этому свидет-во веры (ср. Деян 2:22-24; 4:10; 1Ин 1:1-3; 4:14). Особенно свидет-во веры проявляется в словах и делах Павла, ставшего С. того, что он видел и слышал на пути в Дамаск (Деян 22:14 и след.) и позднее (Деян 26:16). Из этого следует, что истинное свидет-во о Христе, даже если оно исходит из историч. фактов (ср. Деян 26:26), возможно только через свидет-во Господа, "ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества" (Откр 19:10; ср. Ин 15:26; 1Ин 5:6). Как Бог свидет-вовал о Себе в Иисусе (ст. 9), так Иисус в словах и делах свидет-вовал об Отце (Ин 1:18; 3:11,32; 5:36; 10:25), Который был в Нем (Ин 14:10 и след.). Основанием же всякого христ. свидет-ва является то, что Бог даровал верующему вечную жизнь и что в нем обитает Сын Божий (1Ин 5:9-12): "Христос в вас, упование славы" (Кол 1:27);
3) свидет-во в новозаветном значении не может ограничиваться лишь сообщением о фактах или передачей услыш. и прочит. Свидет-вовать следует только о жизн. реальности, к-рая может включать в себя даже смерть С. как последнее подтверждение истинности его свидет-ва (ср. Деян 22:20; Откр 2:13; 17:6). И в этом раб не выше своего Господа (Мф 10:24; Ин 15:20; ср. Мк 10:39; 1Ин 5:6), верного и истинного С. (Откр 1:5; 3:14).
Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994.
Полезное
Смотреть что такое "Свидетель, свидетельствовать, свидетельство" в других словарях:
Свидетельство — (Эйдут) Показания людей в том, что они видели или что им известно по определенному делу. Показания двух свидетелей достаточны для выяснения истины в еврейском судопроизводстве. Тора* указывает, что С. служит законным, полезным и решающим… … Энциклопедия иудаизма
ИОАННА БОГОСЛОВА ОТКРОВЕНИЕ — последняя книга НЗ и всей христианской Библии. В рукописной традиции встречается не менее 60 вариантов ее наименования (Hoskier. 1929. Vol. 2. P. 25 27). В самых ранних рукописях (Синайском ( ) и Александрийском (А) кодексах) содержится краткое… … Православная энциклопедия
Священное Писание — На языке христиан С.П. это книги ВЗ и НЗ (см. Библия статья Библия в большей степени посвящена внешним вопросам, в то время как предмет данной статьи изложение понимания Писания). Содержание статьи: I. Основные положения А. Словосочетание… … Библейская энциклопедия Брокгауза
Список эпизодов телесериала «Закон и порядок» — В данной таблице представлен список эпизодов американского телесериала «Закон и порядок». Первая серия была показана 13 сентября 1990 года на канале NBC. На данный момент вышло 20 сезонов сериала. Всего снято 456 эпизода. В 2010 году сериал… … Википедия
СВИДАТЬСЯ — или свидеться с кем, увидаться, посетить кого или встретиться где с кем. Свижусь с ним на неделе, так переговорим. Свидимся ли с тобою еще на этом свете? Свидимся у скорняка на колочке, сказала лиса волку прощаясь. | Мне сон свиделся, пск.… … Толковый словарь Даля
ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ II — Язык Евангелий Проблема новозаветного греческого Дошедшие до нас оригинальные тексты НЗ написаны на древнегреч. языке (см. ст. Греческий язык); существующие версии на др. языках это переводы с греческого (или с др. переводов; о переводах… … Православная энциклопедия
Сура 6. Скот — 1. Хвала Аллаху, Кто небеса и землю создал, Устроил мрак и свет! И все же те, кто не уверовал (в Него), Других придумывают в равные Ему. 2. Он Тот, Кто вас из глины создал И срок установил (для вашей жизни), И у Него назначен срок другой. И все… … Коран. Перевод В. Порохового
Мученики — Массовое убийство мучеников Альбрехт Дюрер Мученик (греч. μάρτυς, лат. martyr свидетель) древнейший сонм святых, прославляемых Церковью за свидетельство о Христе «даже до смерти» (Фил. 2, 6 8) … Википедия
Мученица — Массовое убийство мучеников Альбрехт Дюрер Мученик (греч. μάρτυς, лат. martyr свидетель) древнейший сонм святых, прославляемых Церковью за свидетельство о Христе «даже до смерти» (Фил. 2, 6 8) … Википедия
Мученичество — Массовое убийство мучеников Альбрехт Дюрер Мученик (греч. μάρτυς, лат. martyr свидетель) древнейший сонм святых, прославляемых Церковью за свидетельство о Христе «даже до смерти» (Фил. 2, 6 8) … Википедия