Рассеяние

Рассеяние
I.
Слово "Р." (греч. диаспора (Ин 7:35)), обозначает расселение иудеев (см. Иудеи, иудаизм) за пределами Ханаана, обетов. и даров. им Господом земли. Библия рассматривает Р. как суд Божий (Втор 4:27; Иез 36:19; Зах 7:14). Благодаря Р. другие народы узнали о Боге Израиля и об иуд. Законе (Деян 15:21), однако Иисус критически относился к миссионерскому рвению иудеев диаспоры (см. Прозелиты) (Мф 23:15). Только проповедь Евангелия действительно принесла спасение "богобоязненным" из язычников (Деян 10:1-6; 13:43; 14:1; 16:14; 17:4).
II:
1) первые компактные поселения иудеев за пределами Палестины относятся к весьма раннему времени. В IX в. до Р.Х. в сир. столице Дамаске существовала иуд. колония, к-рой был отведен особый квартал. Вероятно, в VII в. до Р.Х. подобные поселения существовали и в Египте. Но возникновение основной диаспоры относится ко времени насильств. выселения иудеев из Палестины после падения Северного, Израильского (733-732 гг. и 722 г. до Р.Х.), и Южного, Иудейского, царств (586 г. до Р.Х.; см. Плен). Переселенцы в большинстве своем, видимо, прижились на выдел. им землях; на родину вернулось меньшинство. Самым крупным местом расселения евреев стала Месопотамия (см. Масоретский текст см. Мишна см. Таргум). Вторым центром евр. диаспоры несколько позднее стал Египет, в частн. Александрия;
2) второй важный период расширения диаспоры - это эпоха эллинизма (IV-II вв. до Р.Х.). Распространение диаспоры в это время было обусловлено гл.обр. двумя причинами:
а) во-первых, торговля евр. рабами, к-рые в результате постоянных войн из-за Палестины между Сирией и Египтом тысячами поступали на невольничьи рынки. Поскольку евреи оказывались умными, надежными и умелыми работниками, то многим из них быстро удавалось выкупить себя из рабства: свободные евреи образовывали в городах общины, чтобы совместно совершать богослужения. Общины формировались вокруг синагог (см. Синагога) или молитв. домов (Деян 16:13). Там, где такие общины уже существовали, их члены приходили на помощь вновь прибывшим рабам-иудеям, выкупая их; т.о. общины постоянно расширялись;
б) вторая причина - воен. служба иудеев в войсках иноземных властителей. Иудеи пользовались славой храбрых воинов и надежных подчин.; кр. того, было известно их усердие при распашке необработ. земель. Евреи образовывали воен. и земледельческие поселения, больше всего их было в зап. части Египта, на границе с Иудеей. Евреи несли службу по защите границы. Особую известность в этом отношении получила евр. колония Элефантины, где был выстроен иуд. храм. В силу своей надежности, члены колонии привлекались и к службе в речном надзоре на Ниле, и на таможне, где взимали пошлины. Средоточием евр. жизни в Египте была Александрия, где евреи во времена земной жизни Иисуса населяли два из пяти городских районов и их численность составляла 100 тыс. человек. Здесь была создана см. Септуагинта (LXX). Евреев этой эпохи, проявлявших выдающиеся ратные способности и служивших в армиях многих гос-в, можно сравнить со швейцарскими воинами средневековья. Какой оценки заслуживали израильтяне, видно из письма сир. царя Антиоха III Великого (222-187 гг. до Р.Х.) его сатрапу в Лидии. В письме говорится: "Я решил переселить 2 тысячи еврейских семей из Месопотамии и Вавилонии, чтобы разместить их в важнейших местах и гарнизонах ... ибо мои предки испытали их верность и надежность как подчиненных". Позже сир. царь Деметрий I (162-150 гг. до Р.Х.) просил у Маккавея Ионафана 30 тыс. человек для своей армии;
3) для след. отрезка жизни иуд. диаспоры определяющее значение имело покорение римлянами стран восточного Средиземноморья. После завоевания Палестины (63 г. до Р.Х.) Помпей привел в Рим большое число плен. иудеев. Использование воин. доблести иудеев к этому времени отступило на второй план, хотя, напр., Антипатр, отец Ирода Великого, со своими войсками, в к-рых были только израильтяне, пришел на помощь Цезарю в Египте, когда тот оказался в трудном положении, за что снискал благодарность. Имп. Август после своей победы под Акциумом (31 г. до Р.Х.) подтвердил предоставл. иудеям привилегии - их собрания были единств. разреш. богослужением, независимым от языч. гос. религии. Живший в то время греч. географ Страбон писал о евреях: "Они получили доступ во все государства; нелегко найти во всем мире хотя бы одну область, где этот народ не был бы принят и не занял ведущего положения" (ср. Деян 2:9-11). Евр. поселения появились на юж. берегу Черного моря (Деян 18:2) и даже в Крыму - от тех времен сохранились евр. надписи, вып., правда, на греч. языке;
4) разрушение Иерусалима рим. имп. Титом в 70 г. по Р.Х. привело к утрате евреями собств. государственности. Человеческие потери были чудовищными: по данным Иосифа Флавия, евреи оплакивали свыше миллиона своих погибших собратьев, в то же время 97 тыс. евреев были проданы в рабство, в результате чего в конечном итоге иуд. общины в диаспоре вновь увеличились. Но в Палестине все еще проживало довольно много евреев, что позволило им предпринять новую попытку освободиться от рим. господства, выразившуюся во втором иуд. восстании под предводит-вом Бар-Кох-бы (132-135 гг. по Р.Х.). После кровавого подавления этого восстания имп. Адриан запретил евреям ступать на тер. Иерусалима; большая часть населения страны была продана в рабство. Но несмотря ни на что, до VI и VII вв. евреи в Палестине доказывали свою жизн. силу. Религ. центры иудеев располагались на севере страны - в Галилее и Тивериаде. В эти столетия раввины письменно изложили Мишну (см. Мишна) и см. Талмуд и установили канонич. текст ВЗ (см. Масоретский текст). Связи с диаспорой поддерживались постоянно, многие евреи мечтали быть погреб. в земле обетованной. Свидет-вом этому является город захоронений в Бет-Шеариме, в 14 км зап. Назарета. Но в эпоху средневековья, во времена крестовых походов, иудеи окончат. утратили свою родину в Палестине, и практич. весь народ стал жить в Р.
III.
Только после основания гос-ва Израиль в 1948 г. иудеи вновь обрели свою историч. родину, к-рая, однако, до сих пор приняла лишь малую часть евр. народа. В этом проявляется исполнение ветхозаветных обетований о том, что Господь вновь соберет Свой народ (Иер 31:10; Иез 37), но об окончании Р. говорить пока рано. см. Израиль (IV) см. Иудеи, иудаизм (V).

Библейская энциклопедия Брокгауза. . 1994.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Рассеяние" в других словарях:

  • РАССЕЯНИЕ — РАССЕЯНИЕ, в физике отклонение ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ частицами. Когда частица значительно больше длины волны, рассеяние состоит из смешения ОТРАЖЕНИЯ и ПРЕЛОМЛЕНИЯ, а величина рассеяния практически не зависит от длины волны. Когда же… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • РАССЕЯНИЕ — РАССЕЯНИЕ, рассеяния, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по гл. рассеять в 3, 4 и 5 знач. Рассеяние подозрений. 2. только ед. Действие и состояние по гл. рассеяться во всех знач., кроме 5. Рассеяние света. Рассеяние энергии. 3. (мн. устар.).… …   Толковый словарь Ушакова

  • рассеяние — диссипация, утечка; дисперсия, разброс; опалесценция, разнесение, рассыпание, развлечение, разбрасывание, раздробление, ослабевание, дифракция, рассыпка, развеивание, расточение, смятие Словарь русских синонимов. рассеяние сущ., кол во синонимов …   Словарь синонимов

  • рассеяние — 1. Составляющая затухания, обусловленная отражением волны от границ зерен материала и (или) небольших (по сравнению с длиной волны) неоднородностей и вследствие этого убылью энергии из направленно распространяющегося пучка. 2. Беспорядочное… …   Справочник технического переводчика

  • рассеяние — РАССЕЯТЬСЯ, еюсь, еешься; сов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • РАССЕЯНИЕ — видов, распространение видов животных на значительной территории во избежание перенаселенности (например, пауки). Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 …   Экологический словарь

  • РАССЕЯНИЕ — (1) звука возникновение дополнительных звуковых полей в результате (см.) звука на препятствиях, неоднородностях среды млн. неровных и неоднородных границах раздела сред. Явление Р. наблюдается по всем направлениям, отличным от направления… …   Большая политехническая энциклопедия

  • Рассеяние — …   Википедия

  • Рассеяние — (Иоан.7:35 ) это слово обычно прилагается к Иудеям, которые после отведения в плен и окончательного разрушения их св. града, рассеялись всюду на в. и з., как то можно видеть из событий в день Пятидесятницы. На рассеяние Греков или на западное… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • рассеяние — расс’еяние (греч. диаспора) (Иоан.7:35 ; Иак.1:1 ) совокупность израильтян и иудеев, разбросанных в разное время по многим землям и странам, как после вавилонского плена, так и до него (срн. Ис.11:12 ; Ис.56:8 ; Соф.3:10 ; 1Пет.1:1 ). (см. еврей …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • рассеяние — расс’еяние (греч. диаспора) (Иоан.7:35 ; Иак.1:1 ) совокупность израильтян и иудеев, разбросанных в разное время по многим землям и странам, как после вавилонского плена, так и до него (·срн. Ис.11:12 ; Ис.56:8 ; Соф.3:10 ; 1Пет.1:1 ). (см. еврей …   Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»