Покаяние, каяться

Покаяние, каяться
I. ПЕРЕВОД
Слово "каяться", к-рым в Синод. пер. передается ряд евр. и греч. слов (евр. шув, "обратиться", "возвратиться", нахам, "сожалеть о чем-либо", "раскаиваться в чем-либо" и греч. метаноэйн, "изменять образ мыслей") часто трактуется только в значении греч. метаноэйн - "изменять образ мыслей". Однако подобное толкование слишком односторонне. Греч. слово метанойа ("покаяние") в своем значении восходит к ВЗ, передавая смысловое содержание евр. слова шув (хотя в Септуагинте шув передается как эпистрэфэйн - "оборачиваться", "возвращаться"). Слово шув имеет более широкое значение, чем просто "духовный процесс изменения взглядов". Оно относится к существу человека и обозначает его полное обращение к Яхве. Это выражается в повиновении Божьей воле, в доверии к Господу, в отказе от помощи других богов и людей (в частн., от вступления в воен. коалиции с язычниками), в недопущении злых и богопротивных поступков. Все это присутствует и в новозаветном понятии "П.", к-рое существенно обедняется, когда его сводят к значению слова метанойа.
II. КТО ПРИВОДИТ К ПОКАЯНИЮ
В Библии ясно говорится, что к П. приводит Сам Бог, Его благость (Рим 2:4). Бог обращает Свой народ, и народ кается (Иер 31:19). Он устанавливает связь с человеком и приближает Царство Небесное (Мф 3:2). В Своем Сыне Иисусе Христе Бог призывает людей обратиться (Мф 4:17; 9:13), даруя П. не только Своему народу Израилю, но и язычникам (Деян 11:18). Бог не хочет смерти "беззаконника", Он желает, чтобы грешник "обратился от путей своих и был жив" (Иез 18:23). П., к к-рому призывают апостолы (Деян 2:38), - это не насилие человека над собой и не свидет-во его внутр. смятения, а обращение к Иисусу Христу, Который "пришел взыскать и спасти погибшее" (Мф 18:11). Из притчи о блудном сыне (Лк 15) становится ясно, что П. человека заключается в исповедании (см. Исповедание, исповедовать) им своей вины (ст. 21; ср. Иов 42:6; Пр 28:13; 1Ин 1:9) не только перед Богом, но, если необходимо, и перед человеком (Иак 5:16). Обращение невозможно без веры и надежды, основанных на жертв. смерти Иисуса Христа (Лк 24:47).
III. ВНЕШНЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ПОКАЯНИЯ
П. и обращение начинаются с отказа от самооправдания и, возм., даже с отказа человека от своей предыдущей жизни. Это может сопровождаться внешними проявлениями: постом (Иоил 2:12; Иона 3:5), плачем (Мф 26:75; Лк 7:37 и след.), разрыванием одежд (3Цар 21:27; Езд 9:3), облачением в траур (Иона 3:5) и биением себя в грудь (Лк 18:13). Пророки во все времена выступали против внешнего П., не сопровождавшегося искренним обращением. Иоиль призывает вместо разрывания одежд "раздирать" сердца (Иоил 2:12 и след.), а Иоанн Креститель предостерегает от внешнего притворства, оставляющего в забвении "достойный плод покаяния" (Мф 3:7 и след.). Истинное П., начинающееся с признания собств. вины (Иов 42:6), ведет к совершению праведных поступков (Деян 26:20), включая отказ от прежнего образа жизни (Рим 6:1 и след.).
IV. ПОКАЯНИЕ И НАЧАЛО НОВОЙ ЖИЗНИ
П. тесно связано с верой, возрождением и крещением (Мк 1:15; Лк 24:47; Деян 2:38). Именно эту связь имел, вероятно, в виду автор Послания к Евреям, когда писал о возможности покаяться лишь единожды (Евр 6:4-6; ср. 12:17). Т.о., несмотря на безграничность Божьей милости, возможность к П. имеет свои пределы. Человек кается однажды, как однажды принес Себя в жертву Христос (Евр 7:27; 9:12; 10:10). Сознат. совершение тяжкого греха может сделать П. невозможным, т.к. истинное П. включает не только признание вины, но и отказ от греховных поступков. Отказ покаяться приводит к ожесточению человека (ср. Рим 9:18). После Второго пришествия Иисуса П. станет невозможным. Именно поэтому в Сир 18:22 звучит призыв не откладывать обращение и П. до смертного одра (что было обычным явлением в древней Церкви). Наряду с П. как поступком, совершаемым лишь однажды на пути обращения к Богу, существует повседневное П., каждый раз заново подтверждающее уже совершенное однажды: "умерли со Христом" (Рим 6:8), "умер однажды", но, несмотря на это, необходимо "почитать себя мертвыми". Решение обратиться не принимается каждый раз заново, но по-стоянно подтверждается и укрепляется.
V. ПРОПОВЕДИ О ПОКАЯНИИ В БИБЛИИ
В Библии содержится множество проповедей о П. Главными проповедниками П. в ВЗ были Иеремия (Иер 2; 3), Амос (Ам 5), Иона (см. Иона 3), а в НЗ - Иоанн Креститель (Мф 3:1 и след.). Эту традицию продолжил Иисус, а ап. Петр ввел ее в древней Церкви (см. Деян 2:14 и след.,37 и след.). В проповеди о П. человеку указываются пути Господни (Ис 55:7 и след.; Иер 25:5) и обличаются его собственные "злые пути", ведущие к несправедливости (Ам 3:10) и в конечном итоге - к смерти (Иер 21:8 и след.). Эта проповедь отнюдь не призвана повергнуть слушателя в отчаяние, она открывает ему путь спасения (Ам 9:11 и след.; Лк 3:18). В этом и заключается ее отличие от предсказаний грядущих бед. Следствием истинной проповеди П. является обращение грешника, принятие им Евангелия (Мк 1:15) и прощение грехов (Лк 24:47; Деян 5:31 и др.). Церковь по повелению Христа возлагает на себя миссию проповедовать П. всему человечеству (Лк 24:47; Деян 17:30). см. Обращение, обратить, обратиться.

Библейская энциклопедия Брокгауза. . 1994.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Покаяние, каяться" в других словарях:

  • КАЯТЬСЯ — КАЯТЬСЯ, каюсь, каешься, несовер. 1. (совер. покаятся) кому чему или перед кем чем в чем. Сознаваться с сожалением в своей вине или ошибке. Она со слезами каялась перед ним в своей измене. 2. (совер. покаяться). Сознавая свою греховность,… …   Толковый словарь Ушакова

  • покаяние — я, с. 1) Признание в совершенном проступке, в ошибке. Она хотела слов, но он молчал: у него не было склонности к покаянным речам. Он считал, что можно прекрасно обойтись без объяснений и покаяний (Николаева). 2) В христианстве: признание в своих… …   Популярный словарь русского языка

  • Каяться — (общеславянск. «каяти» наказывать) – 1. осознавать свою вину, испытывать сожаление в связи с неприемлемыми намерениями и действиями; 2. искренне признавать свою вину, исповедоваться; 3. публично, по своей воле и под влиянием угрызений совести… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • каяться —    См. покаяние, раскаяние …   Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

  • Обращение, обратить, обратиться — I.ОБРАЩЕНИЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ Слово со значением обратиться (евр. шув) встречается в тексте ВЗ ок. 670 раз. Наряду со значением обратиться к кому либо , обернуться , возвратиться , восстановить и вернуть это слово употребляется и в специфич.… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Грех — I. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ. А. ДАННЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. В евр. яз. существует целый ряд слов, к рые переводятся как Г. или грешить: 1) хата и производные слова указывают на движение в неверном направлении или упущение истинной цели; 2) паша… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Раскаяние, раскаиваться — I: 1) о человеч. Р. в ВЗ говорится редко (Исх 13:17; Суд 21:15; Иер 8:6; 31:19; Иов 42:6). Это слово употребляется здесь почти исключит. по отношению к Богу (см. ниже, II); 2) в НЗ понятие раскаиваться передается греч. глаголом метамеломай (Мф 21 …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Возрождение — Сущ. возрождение (Тит 3:5) и соотв. прич. возродивший , возрожденные (1Пет 1:3,23) в НЗ передается тот процесс, в к ром Бог духовно оживляет падшего человека, принадлежащего к миру смерти, делая его чадом Божьим, причастным к вечной жизни (см.… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • День очищения — (евр. йом хаккиппурим, новоевр. йом киппур буквально: день покрытия (грехов) ). I. Десятый день седьмого месяца (тишри = сентябрь октябрь), согл. Закону, был днем праздничного собрания, поста (см. Покаяние, каяться) и отдыха от работы (Лев… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Звать, взывать, призывать — I. Бог призывает к соблюдению Своих заповедей, к покаянию (см. Покаяние, каяться) и восприятию Его слова о спасении (Иер 35:17; Мф 9:13). Его зов часто бывает призванием к особому служению (Исх 3:4; Мф 4:21; 1Фес 5:24) или просто к общению с Ним… …   Библейская энциклопедия Брокгауза


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»