- Погребение
-
I. ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ПЕСНИ И ПОХОРОННЫЕ ОБРЯДЫ
Погребальные песни и похоронные обряды имели в основном языч. происхождение, поэтому в Израиле они подверглись значительным изменениям. см. Плач (I,2).
II. ПОХОРОНЫ И ПОДГОТОВКА К НИМ
Умерших в Израиле обычно предавали земле; сожжение считалось преступлением (Ам 2:1 - здесь сожжением был осквернен прах умершего царя эдомского), но его применяли к преступникам для ужесточения наказания (Лев 20:14; Нав 7:25). П. совершались сразу после наступления смерти, часто в тот же день (Втор 21:23; Лк 16:22; Деян 5:6). Это объяснялось, с одной стороны, жарким климатом, а с другой - тем обстоят-вом, что любое прикосновение к телу умершего делало человека "нечистым на семь дней" (Чис 19:11). Умершему закрывали глаза (Быт 46:4), затем тело обмывали (Деян 9:37), натирали благовониями (Мк 14:8) и относили к месту П. (см. п. III этой же ст.). Если в ветхозаветные времена умерших хоронили в их обычных одеждах, то в эпоху правления римлян труп чаще всего завертывали в тонкое полотно (Мф 27:59; Ин 11:44). Обряд бальзамирования не был распространен в Палестине, хотя существовал обычай класть в гробницу различные пряности и благовонные смолы, к-рые должны были изгонять запах смерти (2Пар 16:14). Возм., в могилу клали и личные вещи умершего, хотя оружие и украшения в этой связи упоминаются только в Иез 32:27, где речь идет об иноплеменниках. Жертвы умершим в виде приношений пищи осуждаются во Втор 26:14 как противоречащие заповедям Господа. Остаться непогребенным и быть брошенным на растерзание диким зверям считалось великим бесчестием, и этим часто угрожали (3Цар 14:11; 21:23; Иер 7:33). Именно поэтому Рицпа заслужила особую похвалу, накрыв покрывалом убитых сыновей Саула (2Цар 21:10).
III. ГРОБНИЦЫ
Прикосновение к могиле делало человека нечистым на семь дней (Чис 19:16), поэтому, чтобы случайно не наступить на нее или не коснуться надгробного камня, было принято белить могилу известью (в Мф 23:27 и в Лк 11:44 Иисус сравнивает с такими могилами внутренне нечистых книжников). Заклинание мертвых над могилой или внутри гробницы (Ис 29:4; 65:4) было строго запрещено (Втор 18:11). Согл. Мф 23:29, само почитание могил означает отпадение от истинной веры: Бог намеренно оставил могилу Моисея неизвестной. Иисус тоже хочет, чтобы Его Церковь больше внимания уделяла живым людям, служению во славу Царства Божьего и воскресению из мертвых.
Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994.