- Плач, оплакивать
-
Плач, оплакивать (стенания, вопль, жалоба, сетование). Стенания, П. и жалобы служат выражением физич. или душевных страданий (Иов 9:27; 30:31), безысходного горя и печали (Исх 6:5), а также скорби от содеянных грехов (Иоил 2:12). Вопль верующих обращен к Богу (Пс 63:2; 101:1), Который способен превратить сетование в ликование (Пс 29:12). Однако Бог может запретить пророку сетовать на бедствия, постигшие непокорный народ, равно как и заступаться за него (Иер 7:16).
I.
Почти у всех вост. народов существовали более или менее устоявшиеся формы ПЛАЧА ПО УМЕРШЕМУ, общественного траура, к-рый мог продолжаться от нескольких дней до нескольких недель. Иосиф семь дней оплакивал Иакова, а до него в течение 70 дней это делали египтяне (Быт 50:3,10 и след.); по 30 дней израильтяне скорбели по Аарону и Моисею (Чис 20:29; Втор 34:8). Как правило, в тех случаях, когда умирал близкий человек, его родственники нанимали плакальщиков, чаще плакальщиц (Еккл 12:5; Иер 9:17 и след.; Мк 5:38; ср. Мф 9:23; Лк 8:52), чтобы те оплакали умершего. На этот период люди надевали траурные одежды, снимали обувь и украшения, катались в пепле (см. Пепел), посыпали голову прахом, прикрывали рот платком, стриглись наголо и наносили себе на кожу царапины. Однако у израильтян определ. языч. формы этих знаков траура были запрещены (Лев 19:27 и след.; Втор 14:1; см. Плешивый (лысый). Вместе со скорбящими плакальщики преломляли в печали хлеб и подавали им чашу утешения (Иер 16:6 и след.; Иез 24:16 и след.; 27:30-32). Собственно оплакивание покойника выражалось разными средствами: от громких воплей, горестных причитаний, восклицаний типа: "Увы, брат! Увы, государь!" (3Цар 13:30; Иер 22:18; 34:5), до законченных по форме поэтич. произведений, подобных тем, к-рые мы находим у Давида (4Цар 1:17-27; 3:33 и след.). Этот П. был написан стихотворным размером, называемым "хромающим стихом" (кина). Упоминается в Библии и несохранившаяся "плачевная песнь" Иеремии о царе Иосии, при этом говорится о существовании собрания подобных "плачевных песней" (2Пар 35:25). Особенно скорбным бывал П. по единств. сыну или первенцу (Иер 6:26; Зах 12:10). Считалось большим несчастьем, если умерший оставался неоплаканным, т.е. не был похоронен по всем правилам (Иер 16:4; 25:33). Из притчи Иисуса можно заключить, что дети в Палестине играли в похороны и в оплакивание покойного (Мф 11:17). Пророки использовали стихотворную форму П. по умершему в своих проповедях для предсказания грядущего суда над теми, кто в тот момент был еще жив (Иез 19; 26:17 и след.; 27:2 и след.; 32:2-16; Ам 5:1,16 и след.; ср. в НЗ Откр 18:9-19). Пр. Исаия развивает эту традицию. В Ис 53 в форму П. облечено новое содержание: предвещается уже не смерть, а жизнь, происходящая из смерти. Ранее Бог установил границы выражения скорби. Божьему народу были запрещены нек-рые знаки траура. Священники могли нарушить культовую чистоту только в случае смерти самых близких родственников (Лев 21:1-6); первосвященнику вообще запрещалось соблюдение траура и прикосновение к умершему (ст. 10 и след.). То же относилось и к посвященным Богу (Чис 6:6-8; см. Назорей). Когда у пр. Иезекииля умерла жена, всякое внешнее проявление скорби было ему запрещено (Иез 24:16 и след.). Иисус изгнал плакальщиц из дома Иаира (Лк 8:54). Когда на пути к кресту иерусалимские женщины стали оплакивать Иисуса, Он сказал им, чтобы они лучше плакали о себе и своих детях (Лк 23:27 и след.; ср. Иер 9:17 и след.). Стефана после его смерти оплакали "мужи благоговейные", об участии же церкви в этом ничего не говорится (Деян 8:2). Об оплакивании умерших говорил и Павел (1Фес 4:13-18). Надежда на воскресение победила погребальный П. Именно этим определялось в первые столетия существования Церкви отношение христиан к смерти. Один из церк. писателей II столетия говорил: если кто-то праведный покидает этот мир, радуйтесь и благодарите Бога, а его телу окажите такие проводы, как если бы он переезжал из одного места в другое (Аристид "Апология"). Когда позднее к христианам вновь стали проникать связанные с трауром языч. обычаи, то запрет на услуги плакальщиков уже сопровождается угрозой отлучения от Церкви, поскольку П. по умершему и траур несовместимы с надеждой на воскресение и ставят под сомнение веру христиан (Иоанн Златоуст, конец IV в. по Р.Х.);
II.
ЖАЛОБА в правоведении - это обвинение одним лицом другого перед судом (см. Право, правосудие). Жалобы членов церкви друг на друга, их споры между собой должны улаживаться внутри церкви (1Кор 6:1-8). (см. Суд см. Судить.) Сатана, противник верующих (1Пет 5:8), является их обвинителем перед Богом (Иов 1:9 и след.; 2:4 и след.; Зах 3:1; Откр 12:10). см. Дьявол.
Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994.
Оплакивать — см. Плач, оплакивать … Библейская энциклопедия Брокгауза
Плач Ярославны — Титульный лист первого издания (1800) Титульный лист издания 1934) в палехском оформлении «Слово о полку Игореве» («Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова», др. русск. Слово о плъку Игоревѣ, Игоря сына Святъславля, внука … Википедия
оплакивать — ОПЛАКИВАТЬ, несов. (сов. оплакать), кого. Проявлять (проявить) скорбное отношение к кому л. (обычно умершему), проливая слезы, возможно, издавая жалобные, нечленораздельные голосовые звуки плач [impf. to cry (over), mourn (over), lament (over),… … Большой толковый словарь русских глаголов
плач — Общеславянское слово, восходящее к той же основе, что и глагол плакать, имеющий родственные слова в других индоевропейских языках: литовское plaku – бью , готское flokan – оплакивать . Видимо, первичное значение глагола было бить себя в грудь… … Этимологический словарь русского языка Крылова
ИЕРЕМИИ ПЛАЧ — каноническая книга ВЗ; состоит из 5 песней (глав), объединенных темой оплакивания разрушения Иерусалима в 587/6 г. до Р. Х. Название и место в каноне В иудейской традиции книга называется по начальному слову 1 й строки , «как». Это слово кроме… … Православная энциклопедия
Стенание, стенать — (вздыхать) (евр. анах). см. Плач, оплакивать. I. В ВЗ слово стенать выражает, как правило, реакцию на события или обстоят ва, к рые угрожают человеку и против к рых он бессилен. Сыны Израиля стенают (в Синод. пер. вопиют ) от непосильного труда… … Библейская энциклопедия Брокгауза
Волосы — 1) у египтян было принято брить лицо и сбривать В. на голове (Быт 41:14). Израильтяне мужчины (Иез 8:3) и женщины (ср. 1Кор 11:5 и след.,15), как и жители Ассирии и Вавилонии, носили длинные В. Назореи, посвятившие себя Господу, не должны были… … Библейская энциклопедия Брокгауза
Вопль — 1) прямое значение слова вопль громкий крик в момент испуга, страха, угнетения (Исх 3:7; Иов 34:28 и т.д.). В метафорич. значении В., крик страстная просьба и мольба (Пс 87:2 и след.; Евр 5:7; ср. также Пс 16:1; 17:7). В Синод. пер. Быт 18:20… … Библейская энциклопедия Брокгауза
Жалоба — см. Плач, оплакивать … Библейская энциклопедия Брокгауза
Памятник, памятный знак — I. Сооружение в память о к. л. событии (см. Исх 17:15,16), обычно одиночный камень (Быт 28:18)или холм из камней (Быт 31:51,52). Иаков поставил П. над гробом Рахили (Быт 35:20). Авессалом еще при жизни воздвиг П. в честь самого себя, чтобы… … Библейская энциклопедия Брокгауза