- Откровение, открывать
-
I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ
В своем изнач. значении слово "откровение" обозначает действие, в результате к-рого раскрывается, разоблачается, выступает на свет нечто, прежде сокрытое. Но свое истинное значение это слово обретает тогда, когда речь идет о Боге. Ибо с момента грехопадения человека Бог является для людей "Богом сокровенным" и уже не общается с ними "лицом к лицу", как это было в раю (Быт 2:16).
II. САМООТКРОВЕНИЕ ЖИВОГО БОГА
А. В ВЗ. Как "Бог сокровенный" (Ис 45:15) Бог открывает Себя тогда, когда пожелает, и только тому, кого Он Сам избирает, чтобы объявить Свою волю. В Своей неогранич. свободе (см. Свобода, свободный) Бог избрал народ Израиля (см. Израиль) (Втор 4:37; 7:6) и открылся ему как "Бог живой" (Втор 5:23; Нав 3:10; Ис 37:4), не имеющий ничего общего с мертвыми идолами (см. Идол, идолослужение), к-рым поклонялись другие народы (Ис 2:8; Пс 95:5). Средством Божьего О. является прежде всего Его см. Слово (Быт 12:1; 15:1; 1Цар 15:10; 2Цар 7:4; 3Цар 6:11); Он говорит устами вдохновленных Его Духом прозорливцев, Божьих людей и см. Пророков (1Цар 9:6,15; 2Цар 24:11; 3Цар 22:6 и след.). Кр. того, Он открывает Себя через богоявление (Исх 34:5 и след.; Ис 6; Иез 1), чудеса (Исх 11:4-10), см. Видения (Дан 7; Зах 1:8 и след.), см. Сны и их истолкования (Быт 28:12 и след.; Быт 40,41). Бог позволяет познать Свою волю и через см. Жребий, прежде всего через см. Урим и туммим (Исх 28:30), а также через знамения (Быт 24:12 и след.; Суд 6:36 и след.; 1Цар 15:27 и след.). Через такие О. Бог являл Себя:
1) как Творец истории. В этом отношении показательно освобождение народа Израиля из егип. "дома рабства". Господь показал Свою силу, наказав фараона (Исх 14:18 и след.), и Своими могуществ. деяниями приблизил к Себе израильтян как Свой народ (Исх 19:4 и след.; Ос 11:1; Иер 7:22 и след.). Бог избрал израильтян не потому, что они в чем-то превосходили другие народы, а исключит. по Своей милости (ср. Втор 7:7,8; Ам 9:7). Но вместе с тем Бог остается Богом всех народов, Господином всей мировой истории (см. Ис 49:6; 60:1 и след. и Книгу пр. Даниила); с самого начала Его спасит. деяния были предназначены для всех людей;
2) Бог открывал Себя святым и милостивым. Бог свят в Своем возвыш. величии и совершенной чистоте. В Десяти заповедях (см. Десять заповедей ) (Исх 20), основной части Своего Закона, Он требует прежде всего нравств. послушания (см. Послушание, повиновение, слушаться, повиноваться). см. Богослужение без послушания - мерзость пред Господом (1Цар 15:22; Ам 2:6 и след.; Ос 6:6; Мих 6:8). В Своем милосердии Бог прощает человеч. грехи (Исх 34:6 и след.; Пс 31:5). Его суд милостив (Ис 40; 53; 61:1 и след.);
3) Бог являл Себя как Творец и Вседержитель. Наш мир возник по Его слову и по Его воле (Быт 1,2; Пс 32:6-9; Евр 11:3). В ВЗ вновь и вновь восславляется и воспевается см. Величие Бога, выразившееся в сотворении мира (Иов 38,39; Пс 8; 17:8 и след.; 103; Ис 40:11 и след.; 42:5; 45:12; Ам 5:8);
4) Бог открывает Свое имя, а вместе с тем и Свою сущность. Среди имен Бога (см. Имена Бога) три имеют основополагающее значение: Элохим (в Синод. пер. - "Бог"), имя Бога как Создателя неба и земли (Быт 1:1); Яхве (в Синод. пер. - "Господь"), имя Бога как Бога завета (Исх 3:15) и Бог Отец. Как Создатель Бог желает быть Отцом всех людей (Еф 3:15), но особенно это относится к избр. Им народу (Исх 4:22; Мал 2:10). Однако в собств. и самом полном значении Бог является Отцом Иисуса Христа (Пс 2:7; Рим 15:6; Еф 1:3) и через Него - Отцом спасенных верующих нового завета (Рим 8:14-17; 1Кор 8:6).
Б. В НЗ: САМООТКРОВЕНИЕ БОГА В ЕГО СЫНЕ ИИСУСЕ ХРИСТЕ:
1) свидет-во ЕВАНГЕЛИЙ. Иоанн Креститель и Иисус возвестили людям о том, что Бог вышел из Своей прежней сокровенности и что приблизилось обетов. время спасения (Мф 3:2; Мк 1:15). Сам Иисус - это и есть частично осуществившееся "Царство Божие" (Мф 12:28; Лк 17:21). Иисусу даны полномочия "открыть" Отца (Мф 11:27; ср. Ин 9:37; 12:45), Он - Сын Человеческий, Который грядет "на облаках небесных" (Дан 7:13,14; Мк 8:38; 14:62), Он - Слово Божье, Которое "стало плотию" (Ин 1:1-18). И хотя Божеств. слава Иисуса еще остается сокровенной, ее уже могут видеть люди, у к-рых открылись глаза (Ин 2:11 - ученики; Мф 16:17 - Петр). Для людей же благочестивых (как это понимали раввины и фарисеи) тайна Иисуса как Мессии остается совершенно сокрытой, поэтому они презирают и отвергают Его (Мф 11:25; Мк 14:63-65);
2) свидет-во книги ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ. Древняя Церковь верила в пришедшего на землю Мессию Иисуса Назарянина как в Господа и Царя, Который явится вновь (Деян 3:21). Благовестие Иисуса Христа охватывает Его деяния на земле, Его смерть за грехи людей, Его воскресение как победу над смертью, Его вознесение и пребывание одесную Бога и Его см. Второе пришествие Иисуса для суда над миром (Деян 10:34-43). С Его Вторым пришествием во славе Божеств. О. достигнет своей конечной и высшей цели - создания нового мира;
3) свидет-во новозаветных ПОСЛАНИЙ. В центре внимания новозаветных посланий также находится пришествие Бога "в последние века" (в последние дни) (Евр 1:1,2; 1Кор 10:11) в лице Иисуса из Назарета, действовавшего на земле как историч. личность. Со Вторым пришествием Христа связывается всемирная катастрофа, за к-рой последует создание "нового неба и новой земли" (2Пет 3:10-13). В апостольских посланиях книги ВЗ рассматриваются как Божье О., цель к-рого - служить предисловием к Евангелию (Рим 4:23 и след.). Здесь учение апостолов резко расходится с иудаизмом, в к-ром ВЗ придается совершенно иное значение. В новозаветной эсхатологии значение и содержание О. значит. расширяется: в последние времена откроются слава Христа (1Кор 1:7; 2Фес 1:7; 1Пет 1:7,13; 4:13; 1Ин 2:28) и ужасающее неистовство см. Антихриста, противника Мессии (2Фес 2:3,6,8), вечная слава и спасение сынов Божьих (Рим 8:18; 1Пет 4:13; 5:1; Кол 3:4) и великий день Божьего суда, когда проявится Господень гнев (Рим 2:16; 1Кор 3:13). Божий суд предстоит и верующим (1Кор 3:13; 2Кор 5:10). В новозаветных посланиях содержится также О. о предвечном существовании Христа, т.е. о Его бытии до сотворения мира и времени (Рим 8:3; 1Кор 8:6; 2Кор 8:9; Гал 4:4; Флп 2:5 и след.; Кол 1:15-17; Евр 1:3). Дух, вдохновивший пророков ВЗ и засвидет-вовавший им страдания Христа и "последующую за ними славу", был Духом Христа (1Пет 1:11 и след.). Так в О., содержащемся в Иисусе Христе, подводится итог всей ветхозаветной и новозаветной Священной истории (2Кор 1:20), к-рая завершится его см. Второе пришествие Иисуса;
4) свидет-во ОТКРОВЕНИЯ ИОАННА. "Откровение" (греч. апокалюпсис) - это и название последней книги Библии. В описанных в ней видениях, с одной стороны, открываются грядущий небесный мир с его славой, а с другой - всемирная история с ее сатанинской подоплекой. О. призвано показать, "чему надлежит быть вскоре" (Откр 1:1). Книга была предназначена для укрепления Церкви Иисуса в ее противостоянии злу и греху мира сего (Откр 13); она должна была подготовить верующих к возможному мученичеству и в условиях жестоких гонений утешить их упованием на то, что Бог исполнит все Свои обетования.
В. "ЕСТЕСТВЕННОЕ" ОТКРОВЕНИЕ. Согл. Рим 1:19 и след., язычники тоже обладают нек-рыми знаниями о Боге, несмотря на то, что они незнакомы с библ. откровением. Дело закона у них написано в сердцах (Рим 2:14 и след.), Бог и им свидет-вовал о Себе Своими благодеяниями (Деян 14:17). Однако Павел оспаривает тот факт, что язычники могут по-настоящему познать Бога (1Кор 1:21; Гал 4:8; 1Фес 4:5). Это указывает на то, что хотя Бог постоянно свидет-вует о Себе и фактом сотворения мира, и через человеч. см. Совесть - в том числе и независимо от библ. О. о спасении во Христе, - одними только человеч. усилиями невозможно достичь прощения грехов, уверенности в спасении и общения с Богом. Человеку необходимо уверовать во Христа, тогда он будет просвещен Святым Духом (см. Дух, Святой Дух) и сможет через веру постичь умом и сердцем спасение во Христе.
III. ЛОЖНОЕ ОТКРОВЕНИЕ
Великий противник Бога см. Дьявол во все времена вдохновлял своих собственных "пророков", к-рые становились на службу лжи (см. Ложь) и обмана. Тема борьбы с лжепророками проходит через всю Библию (Втор 18:20; Мих 3:5-7; Иер 6:13,14; 14:13-15; 23:9 и след.; Иез 13:15 и след.). Кроме пророков Ваала (3Цар 18:19), существовали и лжепророки Яхве, к-рые, не будучи посланы Богом, пророчествовали, превращая свое занятие в доходное ремесло (Мих 3:11). Они принимали сторону безбожного цар. дома и проповедовали спасение непокаявшемуся народу (Иер 28).
Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994.
Полезное
Смотреть что такое "Откровение, открывать" в других словарях:
ОТКРЫВАТЬ — ОТКРЫВАТЬ, открыть что, раскрывать, отворять, отверзать, отчинять южн. снимать или подымать крышку, покров. Сундук открыт, крышка открыта, поднята. Не открывай квашни, а на(за, при)крой ее. Открой окно. Открой глаза, погляди толком. | Кому, что,… … Толковый словарь Даля
ОТКРОВЕНИЕ — и пр. см. открывать. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Священное Писание — На языке христиан С.П. это книги ВЗ и НЗ (см. Библия статья Библия в большей степени посвящена внешним вопросам, в то время как предмет данной статьи изложение понимания Писания). Содержание статьи: I. Основные положения А. Словосочетание… … Библейская энциклопедия Брокгауза
Знание — I. ПОЯСНЕНИЯ К ПОНЯТИЮ Евр. яда, переведенное в Септуагинте как гиноскейн, имеет несколько значений: узнавание , осведомленность о чем либо , познание . От узнавания и восприятия путь ведет к З., а затем к глубочайшему проникновению в суть вещей … Библейская энциклопедия Брокгауза
ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ — [греч. Βασίλειος ὁ Μέγας] (329/30, г. Кесария Каппадокийская (совр. Кайсери, Турция) или г. Неокесария Понтийская (совр. Никсар, Турция) 1.01.379, г. Кесария Каппадокийская), свт. (пам. 1 янв., 30 янв. в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; … Православная энциклопедия
БОГ — [греч. θεός; лат. deus; слав. родствен древнеинд. господин, раздаятель, наделяет, делит, древнеперсид. господин, название божества; одно из производных общеслав. богатый]. Понятие о Боге неразрывно связано с понятием Откровения. Предметом… … Православная энциклопедия
ЖИЗНЬ — Иисус Христос Спаситель и Жизнеподатель. Икона. 1394 г. (Художественная галерея, Скопье) Иисус Христос Спаситель и Жизнеподатель. Икона. 1394 г. (Художественная галерея, Скопье) [греч. βίος, ζωή; лат. vita], христ. богословие в учении о Ж.… … Православная энциклопедия
ДИВИНАЦИЯ — • Divinatio, 1. искусство и дар гадания, μαντική, т. е. τέχνη. Вера в способность людей предсказывать будущее посредством возбужденной божественной силы и узнавать волю богов, не пользуясь обыкновенными средствами ума, встречается во… … Реальный словарь классических древностей
БОГОПОЗНАНИЕ — постижение Бога в соответствии с заповедью, выраженной в словах Спасителя: «...да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин 17. 3). В Ветхом Завете оно определяется посредством глагола , (знать). В древнеевр. языке … Православная энциклопедия
ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II — Учение Считая правильную веру необходимым условием спасения, И. З. в то же время призывал веровать в простоте сердца, не обнаруживая излишнего любопытства и помня, что «природа рассудочных доводов подобна некоему лабиринту и сетям, нигде не имеет … Православная энциклопедия