- Отвержение, отвергать
-
ЧЕЛОВЕК ОТВЕРГАЕТ БОГА
По всей Библии прослеживаются последствия отвержения народом Израиля своего Бога (Чис 11:20). Избирая себе царя, израильтяне отвергли царствование Бога (1Цар 8:7; 10:19). Они отвергали также слово Господа (1Цар 15:23,26; Ис 30:12; Иер 8:9), Божий Закон и Божьи уставы (Иер 6:19; Иез 5:6; ср. Лев 26:15). Это тем удивительнее, что именно в даровании израильтянам слова и Закона Божьего открывается вся любовь Бога к Его народу. Народ Израиля в глазах Божьих подобен "отверженному серебру", т.к. "раздувальный мех обгорел ... плавильщик плавил напрасно; ибо злые не отделились": Израиль отверг послушание Богу (Иер 5:27-30; ср. Притч 3:11,12). В НЗ народ Израиля отвергает и своего истинного Царя. "Сыну Человеческому много должно пострадать" (Мк 8:31; Лк 9:22; 17:25); Он есть "камень, который отвергли строители" (Мф 21:42 и парал. места). Притча о виноградарях (Мк 12:1-12), отражающая историю отношений Бога со Своим народом (2Пар 36:15 и след.), достигает кульминации в том месте, где говорится об убийстве единств. лю-бимого сына хозяина и звучит вопрос: "Что же сделает хозяин виноградника?" (Мк 12:9).
БОГ ОТВЕРГАЕТ ЧЕЛОВЕКА
1) Господь вправе ответить отвергающему Его человеку: "За это Я тоже отвергну тебя". Это относится как к отдельным людям - Исаву (Евр 12:17), царю Саулу (1Цар 15:23), так и ко всему народу, включая священников и пророков: "Так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя" (Ос 4:5,6). Вероятно, отвержение израил. народом слова Божьего доставляло пр. Иеремии самые сильные страдания (Иер 6:19,30; 7:29; 14:19; 52:3; Плач 2:7; 5:22). От отвержения Богом ничто не защитит. Св. город Иерусалим не защищает от гнева Божьего (4Цар 23:27). "Храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего" (3Цар 9:7), то же касается и жертвенника (Плач 2:7). Факт Божьего избрания (см. Избрание, избранность, избирать) нисколько не исключает возможности оказаться отвергнутым: "Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы? говорит Господь. Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской и Филистимлян - из Кафтора и Арамлян - из Каира? Вот очи Господа Бога - на грешное царство, и Я истреблю его с лица земли" (Ам 9:7,8). Высоко вознесшийся низвергнется до ада (Мф 11:20 и след.). "Сыны царства" будут "извержены во тьму внешнюю" (Мф 8:12). Лишь в одном случае избранность остается вечной, несмотря на отвержение. Христос, этот "камень, который отвергли строители" (Мк 12:10 и парал. места), имеет власть определять судьбы мира и участь отдельных людей: "Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется; а на кого он упадет, того раздавит" (Лк 20:18; 1Пет 2:8), а "верующий в Него не постыдится". Ибо отвергнутый камень стал краеугольным, главою угла, завершающим и несущим на себе новый Храм, народ Божий;
2) Павел, познавший на собств. опыте, что значит быть принятым Христом, с глубокой болью осознает факт отвержения израил. народа (Рим 11:15). Израилю как народу изначально принадлежали Божье усыновление и слава, заветы и Закон, богослужение и обетования. Из этого народа произошли по плоти праотцы и Сам Христос (Рим 9:1 и след.). Значит ли это, что обетования Божьи были даны напрасно? Нет, ибо после принятия язычников в лоно Церкви вновь пробьет час Израиля (Рим 11:11 и след.). Если Бог привил к корню народа Божьего язычников, как новые ветви, то тем более Он может вновь привить отломившиеся ветви народа Израиля. Но Божьи обетования есть "да" и "аминь" только во Христе (2Кор 1:20). Бог отломил ветви Израиля за его неверие (Рим 11:20) и заключил евреев вместе с язычниками в непослушание, чтобы всех помиловать. Но если Израиль будет упорствовать в неверии, то его ветви не будут привиты вновь. см. Остаток;
3) не противоречит ли окончат. отвержение милосердию Божьему, ведь Он любит мир (Ин 3:16) и "все из Него, Им и к Нему" (Рим 11:36)? Библия отвечает на этот вопрос утверждением, что спасение предназначено всякому, кто верует (Мк 16:16; Ин 3:16,18). Оказаться вне спасения рискует не только неверующий, но и тот, чья вера не подкрепляется достойной христианина жизнью. Даже ап. Павел постоянно работал над собой, чтобы самому не оказаться отвергнутым (1Кор 9:27). Помилование не является долгом Бога, Он свободен в проявлении Своей милости (Рим 9:15). Поэтому Он может и отвергать. В том и в другом Он проявляет Свое всемогущество, но повлиять на Его окончат. решение может и смиренная просьба: "Не отвергни меня от лица Твоего" (Пс 50:13).
ЧЕЛОВЕК ОТВЕРГАЕТ ЧЕЛОВЕКА
Слово "О." употребляется в Библии и в том случае, когда мужчина расторгает брак и отсылает жену с разводным письмом (Лев 21:7,14; Ис 54:6; Чис 30:9) или когда человек, напр., священник, отлучается от служения (3Цар 2:27, в Синод. пер. - "удалять"; 2Пар 11:14, в Синод. пер. - "отставлять").
Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994.
Полезное
Смотреть что такое "Отвержение, отвергать" в других словарях:
Отвержение — ср. 1. процесс действия по гл. отвергнуть, отвергать отт. Результат такого действия; отторжение от общества, непринятие обществом. 2. Состояние, положение отверженного. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Избрание, избранность, избирать — I. БИБЛЕЙСКОЕ ПОНЯТИЕ В Библии немало мест, где говорится об И., совершаемом людьми (напр., Исх 18:25; Ис 7:15), но в основном И. представлено как деяние Бога: 1) И. происходит до начала жизни (см. Иер 1:5; Еф 1:4; 2Фес 2:13); 2) И. всегда… … Библейская энциклопедия Брокгауза
Близость — одно из важнейших оснований и характеристик позитивного полюса отношений типа «симпатия антипатия», определяющая причина и одновременно следствие сложившихся и относительно устойчивых аттракционных взаимосвязей между людьми. Понятие «близость», в … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ДВОЙНАЯ ИСТИНА — [двойственная истина, «двух истин» теория], термин, служащий для обозначения возникшего в средние века учения об одновременной истинности или взаимной независимости ряда положений философии и богословия, которые вступают в видимое противоречие… … Православная энциклопедия
Романтизм — I.Понятие «Р.». II.Ростки Р. в европейской лат ре XVIIIв. и первый цикл Р. Эпоха Французской революции 1789. III.Второй цикл Р. Эпоха второго тура буржуазных революций. IV.Р. в России. V.Ликвидация и пережитки Р. VI.Стиль Р. VII.Р. в советской… … Литературная энциклопедия
TELNET — Название: Teletype network Уровень (по модели OSI): Прикладной Семейство: TCP/IP Порт/ID: 23/TCP Назначение протокола: виртуальный текстовый терминал Спецификация: RFC 854 / STD 8 … Википедия
ИОАНН ДУНС СКОТ — [лат. Ioannes (Johannes) Duns Scotus] († 8.11.1308, Кёльн), средневек. философ и богослов, католич. священник, член монашеского ордена францисканцев; в католич. Церкви прославлен в лике блаженных (пам. зап. 8 нояб.). Жизнь. Иоанн Дунс Скот. 1473… … Православная энциклопедия
Семья — I. Семья и род вообще. II. Эволюция семьи: a) Семья зоологическая; b) Доисторическая семья; c) Основания материнского права и патриархального права; d) Патриархальная семья; e) Индивидуал., или моногамическая, семья. III. Семья и род у древних… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Семья — I. Семья и род вообще. II. Эволюция семьи: a) Семья зоологическая; b) Доисторическая семья; c) Основания материнского права и патриархального права; d) Патриархальная семья; e) Индивидуал., или моногамическая, семья. III. Семья и род у древних… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Христианство — всемирная религия, первая в настоящее время по числу последователей (около 494 милл.) и по культурно историч. значению своему и принявших ее народов, признающая себя откровением Единого в Троице Истинного Бога, Творца и Промыслителя вселенной,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона