- Освящение, освящать
-
Освящение, освящать, обряд, которым люди или вещи отделяются для святых целей (посвящаются на служение Богу). О. скинии происходило через помазание миром (Исх 30:26-28; Лев 8:10 и след.) и принесение предписанных жертв (Исх 40:29). О. жертвенника всесожжения длилось семь дней (Исх 29:37), в течение следующих 12 дней делали свои приношения начальники каждого колена (Чис 7:11,84 и след.). Подобным образом освящал храм Соломон (3Цар 8:62-66; 2Пар 7:9), так же происходило и О. второго храма (Езд 6:16 и след.). Из Втор 20:5 известно об О. (в Синод. пер. - "обновление") вновь построенных домов, а Неемия освятил восстановленные стены и ворота Иерусалима (Неем 12:27-43).
I.
Употребляемое в Септуагинте греч. слово гагиадзо = "освящать" по смыслу почти полностью совпадает с евр. словом кадаш = "освящать", "святить". Вначале слово гагиадзо использовалось лишь в узком, обрядово-бого-служебном значении (Исх 29:21 и др.), но позже область применения его существенно расширилась. О. может совершаться через обрядовые действия (Исх 19:10,14; Нав 7:13 и др.), а также через соблюдение праздников (Исх 20:8; Втор 5:12). Освящает всегда Бог, в т.ч. и в тех случаях, когда посредником выступает священник. Через О. предметы и люди ставятся на служение Господу. Снисходя к человеку и удостаивая его Своим присутствием и общением, Бог стремится приобщить его к Своей святой сущности. "Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш", - так обращается Господь к верующим в Него (Лев 19:2). Избранный народ должен соблюдать не только обрядовую, но и нравств. чистоту. И об этом - по поручению Господа - ему постоянно напоминали пророки, прежде всего Исаия, Иеремия, Осия и Амос (Ис 1:11-17; Ос 6:6; ср. 1Цар 15:22). Однако на практике О. оставалось преимущественно внешним, обрядовым (Евр 9:10): будучи призвано стать воспитат. средством для освящения сердец, оно не могло "сделать в совести совершенным приносящего" дары и жертвы (Евр 9:9), поскольку еще не был открыт "путь во святилище" (Евр 9:8).
II.
Лишь с НЗ мы обретаем этот новый, живой путь, ведущий в Святое Святых (Евр 9:11-14). Иисус Христос Своими страданиями за нас, Своим послушанием вплоть до смерти крестной освятил нас; теперь и мы освящены истиною (Ин 17:19). Христос сделался для нас "освящением и искуплением" пред Богом (1Кор 1:30). Понятие "освящение" имеет в НЗ два значения:
1) О. является всецело ДЕЯНИЕМ БОГА и как дар Божий дается всем, кто приобщается к Евангелию через веру. Бог не только оправдывает верующего через прощение (см. Прощение, простить) грехов ради Христа, но и приобщает его к святости Сына (1Кор 6:11; Еф 4:24; 5:25 и след.). В результате верующий рождается заново (Ин 3:1-16; 1Пет 1:3-5) через освящение от Духа (Рим 1:4; 15:16; 1Пет 1:2);
2) О. требует полного УЧАСТИЯ ВЕРУЮЩЕГО. Тот, кого Бог оправдал Своей милостью и избавил от вечного проклятия, неправомочен более распоряжаться собой (2Кор 5:14-17), и мир не может далее располагать им (Гал 6:14). С этого времени он передан во власть Богу. По Божьему праву он "освящен Господу" и не вправе забывать об этом (Рим 1:7; 1Кор 1:2; Еф 1:4; Кол 3:12; Откр 20:6). "Освященные во Христе" должны представить свои "тела в жертву живую, святую, благоугодную Богу" (Рим 12:1); они должны допустить Св. Духа в свою жизнь и проявлять послушание: "Старайтесь иметь ... святость, без которой никто не увидит Господа" (Евр 12:14). Заключит. главы апостольских посланий изобилуют увещеваниями жить в святости (Рим 12:1-21; 13:1-14; 1Кор 16:13 и след.; 2Кор 13:5; Гал 5);
3). Многочисл. высказывания о "святости во Христе" дополняются увещеваниями, призывающими к глубокой преданности Богу и отречению от мира (Рим 6:19; 1Ин 2:15-17 и др.). "Время странствования", т.е. время пребывания на земле, следует проводить богобоязненно (1Пет 1:15-17; 2Кор 7:1). Разъяснения по поводу того, что спасение невозможно как без содействия святой Божьей милости, так и без активного участия самого верующего, дано в Флп 2:12 и след. см. Борьба, бороться.
III. Согласно НЗ для "возрастания в святости" необходимы: молитва, преломление хлеба, общение святых (см. Исповедание, исповедовать (III) см. Увещевание, увещевать), но прежде всего - Слово Божье (Деян 2:42).
IV.
Целью О. является совершенствование и преображение верующих в образ Христа (Рим 8:17,28; 1Кор 15:35 и след.; Флп 3:21; 1Ин 3:2), достижение совершенства в Нем (Кол 1:28; 2:10), как того требовал Сам Господь от Своих учеников (Мф 5:48). Облечение "в нового человека" (Еф 4:24) является каждодневной задачей для всех нас: "всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите" (1Фес 5:16 и след.; 1Кор 14:20; Флп 3:15; 1Пет 2:9 и след.; Евр 5:14). см. Левиты см. Священник см. Жертва (V,2).
Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994.
Полезное
Смотреть что такое "Освящение, освящать" в других словарях:
ОСВЯЩЕНИЕ — ОСВЯЩЕНИЕ, освящения, мн. нет, ср. (церк.). Действие по гл. освятить в 1 знач. освящать. Освящение воды. Освящение плодов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ОСВЯЩАТЬ — ОСВЯЩАТЬ, освятить что, придавать чему, по обрядам церкви, святость: удалять наитие нечистого духа, призывая Господне благословение. | Церковь еще не освящена. | Дело освящено обычаем, обычай освящен временем, установлен, укоренился, принят всеми … Толковый словарь Даля
Освящение храма — в правосл. церкви совершается архиереем, или же он посылает только освященный антиминс (см.), а О. храма поручает совершить лицу пресвитерского достоинства. Самый обряд О. совершается главн. образом над престолом, как важнейшей принадлежностью… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Освящение — ср. 1. процесс действия по гл. освятить, освящать, освятиться, освящаться отт. Результат такого действия. 2. Церковный обряд кропления святой водой с соответствующими молитвами для очищения от греховности или для придания чему либо церковной… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Возрождение — Сущ. возрождение (Тит 3:5) и соотв. прич. возродивший , возрожденные (1Пет 1:3,23) в НЗ передается тот процесс, в к ром Бог духовно оживляет падшего человека, принадлежащего к миру смерти, делая его чадом Божьим, причастным к вечной жизни (см.… … Библейская энциклопедия Брокгауза
Вразумление, наказание, вразумлять — I. Ребенка и подростка следует вводить в жизнь посредством воспитания (см. Воспитание, воспитывать), чтобы впоследствии он смог занять отвед. ему Богом место и достичь поставл. ему Богом цели. Для этого необходимо посредством наставления сообщить … Библейская энциклопедия Брокгауза
Искупление, искупать — I. ИСКУПЛЕНИЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ Народ Израиля познал свое первое великое спасение, когда Господь избавил его от власти егип. фараонов. Слова Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства (Исх 20:2) воспринимаются как… … Библейская энциклопедия Брокгауза
Осквернять — см. Освящение, освящать см. Чистота, нечистота, чистый, нечистый, очищение … Библейская энциклопедия Брокгауза
Срам, посрамить, позорно — эти слова в Синод. пер. передают значение различных евр. и греч. слов, к рые связаны с понятиями: см. Стыд, см. Бесчестие, см. Насмешка. I. Люди нередко бесчестят и позорят себя и др. людей. К этому ведут, напр., половая распущенность и насилие… … Библейская энциклопедия Брокгауза
ВОДООСВЯЩЕНИЕ — [греч. ἁγιασμὸς (τῶν ὑδάτων); лат. aquae benedictio], церковное священнодействие, посредством к рого вода как один из первоэлементов тварного мира получает Божие благословение и освящение. Совершение В. свидетельствует об обновлении и… … Православная энциклопедия