- Назорей, Назарянин
-
I.
Слово "назорей" происходит от евр. назир, "посвященный", "отделенный", но может иметь отношение и к слову незер, "диадема", "венец" (подразумеваются волосы Н.); см. Чис 6:7: "посвящение Богу его на главе его".
II.
Постановление о назорействе приведено в Чис 6. У израильтян обет назорейства мог дать любой человек - мужчина или женщина, - если считал необходимым посвятить себя Богу на определ. время или на всю жизнь. В исключит. случаях человек еще до рождения был предназначен в Н. Богом (как, напр., Самсон; Суд 13:5,14) или собственной матерью (как, напр., Самуил; 1Цар 1:11).
III.
Обет назорейства включал в себя:
1) абсолютное воздержание от вина и других одурманивающих напитков, а также от сырых или сушеных виноградных ягод и от всего того, "что делается из винограда" (Чис 6:3 и след.);
2) отказ от бритья волос на голове на протяжении всего срока обета назорейства (ст. 5);
3) запрещение приближаться к мертвому телу даже в случае смерти ближайших родственников (ст. 6 и след.). При внезапной смерти к.-л. в присутствии Н. последний считался нечистым в течение последующих семи дней; после этого Н. должен был начать срок назорейства заново, для чего сбривал волосы на голове и приносил жертву (ст. 9-12);
4) по исполнении обета Н. должен был принести различные жертвы, сбрить свои волосы перед входом в скинию (позднее - в храм) и положить их на огонь, к-рый горел под мирной жертвой. Потом священник брал сваренное плечо овна от жертвы благодарения, пресный пирог и пресную лепешку и, положив это на руки Н., возносил, потрясая пред Господом (см. Жертва потрясания) (ст. 13-20). После этого Н. вновь мог жить обычной жизнью.
IV.
Давая обет, Н. всецело посвящал себя Господу, для Которого он был свят (Чис 6:8) и ради Которого налагал на себя определ. ограничения, не отстраняясь при этом от обычного окружения. Т.о. Н. становился для окружающих живым знамением власти Бога, что в периоды общего забвения завета с Господом не встречало у израильтян понимания (Ам 2:11 и след.).
V.
Образ жизни Иоанна Крестителя, призванного еще до своего рождения (Лк 1:15), напоминает тот, что должен был вести Н.; но Иоанн вел более строгую жизнь, чем того требовали предписания для Н. (Мф 3:4). О людях, вероятно, принявших обет назорейства, говорится в Деян 21:24,26.
VI.
Назарянин (греч. надзаренос), назорей (греч. надзорайос), прозвище Иисуса Христа из см. Назарета (Мф 2:23; 26:71; Мк 1:24; 10:47; Лк 4:34 и др.). Оно связывало Иисуса с Назаретом, Его родиной, но у Матфея, возм., по произношению и по смыслу слово "назорей" ассоциировалось и с евр. незер ("отрасль") в пророчестве Исаии (Ис 11:1). Позднее иудеи прозвали христианство "назорейской ересью" (Деян 24:5).
Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994.
Полезное
Смотреть что такое "Назорей, Назарянин" в других словарях:
Назорей — Назорей[1] (ивр. נָזִיר, назир «посвящённый Богу») в иудаизме, человек, принявший обет (на определённое время или навсегда) воздерживаться от употребления винограда и произведённых из него продуктов (в первую очередь, вина), не… … Википедия
Назарянин — (евр. «ноцри») житель Назарета. Так называли Господа Иисуса во дни Его земной жизни и в соответствии с этим и члены христианской общины – назаряне. Впоследствии термин «назаряне» сохранили в качестве самоназвания некоторые группы иудео… … Православие. Словарь-справочник
НАЗАРЯНИН — (евр. ноцри), житель Назарета. Так называли Господа Иисуса во дни Его земной жизни и в соответствии с этим и члены христ. общины назаряне (евр. ноцрим, Деян 24:5). Впоследствии термин назаряне сохранили в качестве самоназвания нек–рые группы… … Библиологический словарь
Назарянин — См. «Назарет, назорей» … Словарь библейских имен
Виноград, виноградная лоза, виноградник, вино — I. Виноградная лоза (Vitis vinifera) древесное ползучее растение; тонкие побеги (лозы) и их боковые ответвления имеют усики, с помощью к рых растение закрепляется на подпорке. Отсечение боковых веток ведет к более интенсивному плодоношению (ср.… … Библейская энциклопедия Брокгауза
Голубь — Голубь, (Горлица) 1) в древности в Палестине одной из наиб. распростр. птиц были Г. как дикие, так и домашние. В Библии неоднократно упоминается горлица, (Streptopelia turtur) (Песн 2:12; Иер 8:7), к рая встречалась в нескольких разновидностях.… … Библейская энциклопедия Брокгауза
Жертва — I. ЖЕРТВА 1) с древнейших времен Ж. играли важную роль в богослужениях различных народов. Однако в разных религиях в обряд жертвоприношения вкладывался различный смысл от примитивного желания ублажить божество, предлагая ему пищу, до выражения… … Библейская энциклопедия Брокгауза
Жертва потрясания — При приношении различных жертв (см. Жертва) отдельными их частями потрясали пред Господом, т.е., взяв в руки, трясли ими в воздухе. Согл. Лев 8:27 29; Чис 6:19 и след. , священник, по видимому, клал определ. часть жертвы на руки тому, кто ее… … Библейская энциклопедия Брокгауза
Иоанн Креститель — последний из пророков ВЗ, сын священника Захарии (см. Захария) и его жены Елисаветы (см. Елисавета), к рая происходила из рода Аарона и была родственницей Марии, матери Иисуса (Лк 1:5,36). Захария и Елисавета достигли преклонного возраста,… … Библейская энциклопедия Брокгауза
Обет — 1) первые О., встречающиеся в Библии, это торжественные О. (евр. недер), о к рых говорится в Быт 28:20 и след.; Суд 11:30 и след.; 1Цар 1:11 и т.д. Давая такой О., молящийся подчеркивал искренность своей просьбы, обещая в благодарность за ее… … Библейская энциклопедия Брокгауза