Назорей, Назарянин


Назорей, Назарянин
I.
Слово "назорей" происходит от евр. назир, "посвященный", "отделенный", но может иметь отношение и к слову незер, "диадема", "венец" (подразумеваются волосы Н.); см. Чис 6:7: "посвящение Богу его на главе его".
II.
Постановление о назорействе приведено в Чис 6. У израильтян обет назорейства мог дать любой человек - мужчина или женщина, - если считал необходимым посвятить себя Богу на определ. время или на всю жизнь. В исключит. случаях человек еще до рождения был предназначен в Н. Богом (как, напр., Самсон; Суд 13:5,14) или собственной матерью (как, напр., Самуил; 1Цар 1:11).
III.
Обет назорейства включал в себя:
1) абсолютное воздержание от вина и других одурманивающих напитков, а также от сырых или сушеных виноградных ягод и от всего того, "что делается из винограда" (Чис 6:3 и след.);
2) отказ от бритья волос на голове на протяжении всего срока обета назорейства (ст. 5);
3) запрещение приближаться к мертвому телу даже в случае смерти ближайших родственников (ст. 6 и след.). При внезапной смерти к.-л. в присутствии Н. последний считался нечистым в течение последующих семи дней; после этого Н. должен был начать срок назорейства заново, для чего сбривал волосы на голове и приносил жертву (ст. 9-12);
4) по исполнении обета Н. должен был принести различные жертвы, сбрить свои волосы перед входом в скинию (позднее - в храм) и положить их на огонь, к-рый горел под мирной жертвой. Потом священник брал сваренное плечо овна от жертвы благодарения, пресный пирог и пресную лепешку и, положив это на руки Н., возносил, потрясая пред Господом (см. Жертва потрясания) (ст. 13-20). После этого Н. вновь мог жить обычной жизнью.
IV.
Давая обет, Н. всецело посвящал себя Господу, для Которого он был свят (Чис 6:8) и ради Которого налагал на себя определ. ограничения, не отстраняясь при этом от обычного окружения. Т.о. Н. становился для окружающих живым знамением власти Бога, что в периоды общего забвения завета с Господом не встречало у израильтян понимания (Ам 2:11 и след.).
V.
Образ жизни Иоанна Крестителя, призванного еще до своего рождения (Лк 1:15), напоминает тот, что должен был вести Н.; но Иоанн вел более строгую жизнь, чем того требовали предписания для Н. (Мф 3:4). О людях, вероятно, принявших обет назорейства, говорится в Деян 21:24,26.
VI.
Назарянин (греч. надзаренос), назорей (греч. надзорайос), прозвище Иисуса Христа из см. Назарета (Мф 2:23; 26:71; Мк 1:24; 10:47; Лк 4:34 и др.). Оно связывало Иисуса с Назаретом, Его родиной, но у Матфея, возм., по произношению и по смыслу слово "назорей" ассоциировалось и с евр. незер ("отрасль") в пророчестве Исаии (Ис 11:1). Позднее иудеи прозвали христианство "назорейской ересью" (Деян 24:5).

Библейская энциклопедия Брокгауза. . 1994.

Смотреть что такое "Назорей, Назарянин" в других словарях:

  • Назорей — Назорей[1] (ивр. נָזִיר‎, назир  «посвящённый Богу»)  в иудаизме, человек, принявший обет (на определённое время или навсегда) воздерживаться от употребления винограда и произведённых из него продуктов (в первую очередь, вина), не… …   Википедия

  • Назарянин — (евр. «ноцри»)    житель Назарета. Так называли Господа Иисуса во дни Его земной жизни и в соответствии с этим и члены христианской общины – назаряне. Впоследствии термин «назаряне» сохранили в качестве самоназвания некоторые группы иудео… …   Православие. Словарь-справочник

  • НАЗАРЯНИН — (евр. ноцри), житель Назарета. Так называли Господа Иисуса во дни Его земной жизни и в соответствии с этим и члены христ. общины  назаряне (евр. ноцрим, Деян 24:5). Впоследствии термин назаряне сохранили в качестве самоназвания нек–рые группы… …   Библиологический словарь

  • Назарянин — См. «Назарет, назорей» …   Словарь библейских имен

  • Виноград, виноградная лоза, виноградник, вино — I. Виноградная лоза (Vitis vinifera) древесное ползучее растение; тонкие побеги (лозы) и их боковые ответвления имеют усики, с помощью к рых растение закрепляется на подпорке. Отсечение боковых веток ведет к более интенсивному плодоношению (ср.… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Голубь — Голубь, (Горлица) 1) в древности в Палестине одной из наиб. распростр. птиц были Г. как дикие, так и домашние. В Библии неоднократно упоминается горлица, (Streptopelia turtur) (Песн 2:12; Иер 8:7), к рая встречалась в нескольких разновидностях.… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Жертва — I. ЖЕРТВА 1) с древнейших времен Ж. играли важную роль в богослужениях различных народов. Однако в разных религиях в обряд жертвоприношения вкладывался различный смысл от примитивного желания ублажить божество, предлагая ему пищу, до выражения… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Жертва потрясания — При приношении различных жертв (см. Жертва) отдельными их частями потрясали пред Господом, т.е., взяв в руки, трясли ими в воздухе. Согл. Лев 8:27 29; Чис 6:19 и след. , священник, по видимому, клал определ. часть жертвы на руки тому, кто ее… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Иоанн Креститель — последний из пророков ВЗ, сын священника Захарии (см. Захария) и его жены Елисаветы (см. Елисавета), к рая происходила из рода Аарона и была родственницей Марии, матери Иисуса (Лк 1:5,36). Захария и Елисавета достигли преклонного возраста,… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Обет — 1) первые О., встречающиеся в Библии, это торжественные О. (евр. недер), о к рых говорится в Быт 28:20 и след.; Суд 11:30 и след.; 1Цар 1:11 и т.д. Давая такой О., молящийся подчеркивал искренность своей просьбы, обещая в благодарность за ее… …   Библейская энциклопедия Брокгауза


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.