Апостольский собор

Апостольский собор
1) А.С. называют церк. собрание в Иерусалиме, состоявшееся между первым и вторым миссионерскими путешествиями Павла. На этом соборе за обращавшимися в христианство язычниками была признана свобода от Закона Моисея (Деян 15);
2) поводом для А.С. послужило требование христиан из бывших иудеев к христианам, обратившимся из язычников, подвергнуться обрезанию (Деян 15:1). Как полагают, это было выступление тех же людей, к-рые заставили Петра и Варнаву отказаться от общих трапез с христианами из язычников, поскольку те не соблюдали иуд. предписаний о чистой и нечистой пище (Гал 2:11-14). Для разрешения этих противоречий антиохийская церковь направила Павла и Варнаву вместе с нек-рыми другими христианами в Иерусалим (Деян 15:2);
3) на собрании иерусалимской церкви в присутствии апостолов и пресвитеров (Деян 15:4,6) бывшие фарисеи вновь выступили за обрезание христиан, обращенных из язычников. Петр напомнил, как поступил Бог при обращении Корнилия. Павел и Варнава рассказали о том, что Господь совершил через них во время их проповеднич. служения среди язычников. В заключение Иаков показал, что происходившее являлось исполнением ветхозаветного предсказания, и сделал из этого вывод, что язычникам для спасения нет необходимости сначала становиться иудеями через обрезание и подчинение Закону. Это встретило всеобщее одобрение и означало признание позиции Павла и антиохийской церкви;
4) с другой стороны, Иаков все же потребовал, чтобы христиане из язычников ради совместных трапез с обрезанными соблюдали четыре ветхозаветных заповеди о чистоте и воздерживались от "оскверненного идолами", "удавленины и крови" и блуда (Деян 15:20,29; 21:25). Первые три заповеди обнаруживаются в Лев 17:7-9,10-12,13,15; под четвертой, вероятно, следует понимать запрет браков между родственниками (Лев 18:6-18; ср. 1Кор 5:1), поскольку блуд в более широком смысле исключался на основании слов Иисуса (Мф 5:28,32; 19:9). Еще в ВЗ четыре названных заповеди распространялись не только на израильтян, но и на чужеземцев, проживавших среди народа Божьего (Лев 17:8,10,13; 18:26). Павел, к-рый и сам готов был ради слабого брата отказаться от употребления мяса (оскверненного идолами, 1Кор 8:13), очевидно, согласился с требованием Иакова. Человеческое решение и руководство Св. Духа рассматриваются в данном случае не как противоречие, а как две стороны одного явления. После долгих рассуждений (Деян 15:7), рассмотрения приобрет. опыта и попытки получить ответ из Писания собравшиеся постановили: "Ибо угодно Святому Духу и нам...";
5) данное решение А.С. было изложено письменно в т.наз. апостольском определении, адресованном церквам Антиохии, Сирии и Киликии (Деян 15:23), и направлено туда с Иудой и Силой, сопровождавшими антиохийцев. Это решение было воспринято с радостью, а в след. своем миссионерском путешествии Павел и Сила передали его и прочим церквам обращенных из язычников (Деян 16:4). Об апостольском определении упоминается еще раз в Деян 21:25. Иаков подчеркивает здесь, что полная свобода от Закона относится только к обращенным из язычников ("А об уверовавших язычниках мы писали..."), в то же время Павел, как иудей, должен был показать, что он не отказывается жить по Закону;
6) дальнейшая сложность состоит в том, как рассказ Павла в Гал 2:1-10 согласовать с фактами, изложенными в Деяниях апостолов. Убедительное решение содержит след. версия, представленная Ф.Ф.Брюсом: разговор Павла и Варнавы с Иаковом, Петром и Иоанном состоялся при втором посещении Иерусалима Павлом (Гал 2:1 = Деян 11:30; ср. также Гал 2:2 с Деян 11:28). При этом апостолы признали уже существовавшую в Антиохии самостоят. церковь христиан, обращенных из язычников (Гал 2:6-9). Тита не принуждали подвергнуться обрезанию, но речь, однако, не шла о том, что такое решение данного вопроса будет обязательным для всех. Позиция апостолов была подготовлена обращением Корнилия и его крещением, совершенным Петром (Деян 10:1 - 11:18). Возникновение же новых христ. общин среди язычников привело к тому, что возобновились разногласия с христианами из иудеев как в Малой Азии (что послужило поводом для написания Послания к галатам; ср. упоминание о христианах в Сирии и Киликии, Деян 15:23), так и в Антиохии (Деян 15:1; Гал 2:11 и след.). В этой ситуации, еще до А.С., и было написано Послание к галатам. Версия Брюса является попыткой согласовать оба рассказа, ничего не меняя ни в одном из них, и позволяет избежать сомнений в истинности одного рассказа при сравнении с другим.

Библейская энциклопедия Брокгауза. . 1994.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Апостольский собор" в других словарях:

  • АПОСТОЛЬСКИЙ СОБОР — см. Иерусалимский Собор апостолов …   Православная энциклопедия

  • Апостольский собор — …   Википедия

  • Апостольский Собор —    первое совещание апостолов в Иерусалиме, собранное для решения жизненно важных церковных вопросов (см. Деян. 15). На Апостольском Соборе решался вопрос о необходимости обрезания и всей обрядовой части Закона Моисеева для христиан, обратившихся …   Православие. Словарь-справочник

  • Апостольский собор — – состоялся в Иерусалиме по поводу обсуждения вопроса об обрезании язычников при их переходе в христианство. Обращенные в христианство иудеи настаивали на этом и вообще на совершении всех обрядов Моисеева закона, собрание же апостолов, во… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Собор Двенадцати Апостолов — (византийская икона, начало XIV века) О храмах в честь двенадцати апостолов см. Храм Двенадцати Апостолов Собор Двенадцати Апостолов (Собор святых славных и всехвальных Двенадцати Апостолов)  праздник Православной Церкви, отмечаемый 13 июля (30… …   Википедия

  • Собор двенадцати апостолов — (византийская икона, начало XIV века) О храмах в честь двенадцати апостолов см. Храм Двенадцати Апостолов Собор Двенадцати Апостолов (Собор святых славных и всехвальных Двенадцати Апостолов)  праздник Православной Церкви, отмечаемый 13 июля… …   Википедия

  • Апостольский — общее название всего, что идет непосредственно от апостолов или удерживает апостольский характер. Так, православно кафолическая церковь называется апостольскою (Ecclesia apostoica) в том и другом смысле. Апостольское предание (см. Предание) т. е …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Апостольский викариат Александрии Египетской — Vicariatus Apostolicus Alexandrinus Aegypti латинский обряд Главный город Александрия Страна …   Википедия

  • Апостольский викариат Стамбула — Апостольский викариата Стамбула Vicariatus Apostolicus Istanbulensis латинский обряд Главный город Стамбул Страна …   Википедия

  • Апостольский экзархат Великобритании — Апостольский экзархат в Великобритании укр. Апостольський екзархат у Великобританії англ. Apostolic Exarchate for Ukrainians in Great Britain …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»