Книга Плач Иеремии

Книга Плач Иеремии
I. НАЗВАНИЕ КНИГИ И ЕЕ АВТОР
В евр. Библии книга П.И. названа словом эха (с этого слова всегда начинался плач по умершему) - по первому слову глав 1-й, 2-й и 4-й. Ее более древнее евр. название - кинот ("скорбные песни"). К.П.И. помещают не среди книг пророков, а в третьей части евр. Библии, "Писаниях" (кетувим). Как четвертый из пяти свитков (мегиллот см. Библия, I,1) К.П.И. до сих пор читается ежегодно в девятый день месяца "ав" (см. Календарь) в воспо-минание о разрушении Соломонова храма и храма Ирода. Греч. название этой книги - трэной (="скорбные песни"). Как евр., так и христ. предания автором книги называют пр. Иеремию (ср. 2Пар 35:25). Септуагинта и Вульгата присоединяют К.П.И. к Книге пророка Иеремии и добавляют в качестве введения к Плачу след. текст: "И так случилось, что после того, как Израиль был уведен в плен, а Иерусалим разрушен, Пророк Иеремия сидел и плакал и произнес эту плачевную песнь над Иерусалимом". То, что автор сообщает о пережитых страданиях, также, скорее всего, указывает на Иеремию (Плач 3:14,52-58). Этой традиции противостоят мнения нек-рых исследователей ВЗ, и прежде всего их предположение о том, что песни принадлежат разным авторам. Сегодня однозначно решить этот вопрос, видимо, невозможно.
II. ВРЕМЯ И МЕСТО СОЗДАНИЯ
К.П.И. была написана после разрушения Иерусалима. Разрушены крепости Иудеи (Плач 2:2), пали стены Иерусалима (ст. 8), завоеватели проникли в храм (ст. 7) и разграбили его сокровища (Плач 1:10). Драгоценные камни святилища "раскиданы по всем перекресткам" (Плач 4:1), а жители Иерусалима уведены в плен (Плач 1:5). С момента разрушения, видимо, прошло совсем немного времени, поскольку ужасы осады еще свежи в памяти автора (Плач 2:11 и след.; 4:3 и след.,9 и след.). В К.П.И. не говорится о нужде, тоске и надежде пленников (ср. Пс 125; 136), лишь в конце книги содержится краткая просьба о возвращении домой (Плач 5:21 - в Синод. пер. речь идет об обращении к Богу; евр. текст допускает оба толкования). Т.о., К.П.И., вероятно, была написана в период между разрушением храма в августе 587 г. до Р.Х. (Плач 4:1) и бегством последних, остававшихся в стране иудеев в Египет в 586 г. до Р.Х., когда Иеремии также пришлось покинуть страну.
III. ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ
1) К.П.И. - это поэтич. произведение. Стихотворный размер, используемый в книге (кина см. Поэзия), характерен для плача по умершим. Из пяти песен (гл. 1-5) четыре (1, 2, 4, 5) содержат по 22 стиха, а одна (3-я) - 66 стихов. В 1-й, 2-й и 4-й песнях 22 начальные буквы стихов в своей последоват-сти соответствуют евр. алфавиту (форма акростиха). В 3-й песне каждые три стиха начинаются с одной буквы; в 5-й песне автор отказывается от этой строгой формы, и с другими ее объединяет только одинаковое количество стихов;
2) основное содержание всех песен одинаково - горе людей и ужас катастрофы, но все же произошедшие события рассматриваются с разных т.зр. В 1-й песне показано бедствие Иерусалима, 2-я песнь определяет случившееся как Божий суд. В 3-й песне пророк рассказывает о своих собственных переживаниях, испытанных гонениях и духовном опыте. Песнь 4 вновь указывает на то, что бедствия Израиля - это не что иное, как следствие нарушения основных жизненных устоев народа (Плач 4:11): младенцы умирают от голода, старцы не находят милосердия (ст. 16), лжепророки и священники проливают кровь праведников, даже помазанник Господень попал в плен. Но падение уже достигло наибольшей глубины: наказание дщери Сиона закончилось, и Господь никого более не позволит изгнать. Песнь 5 указывает на предпосылки для обновления, призывая к испо-веданию грехов, к-рые должны быть признаны и исповеданы.
IV. КОМПОЗИЦИЯ
1. Бедственное состояние Сиона (1:1-22):
а) безутешный, презираемый Иерусалим (1:1-11);
б) плач Иерусалима (1:11-22).
2. Бедствие и его причины (2:1-22):
а) Божий суд (2:1-12);
б) вопль страждущих (2:13-22).
3. Духовный опыт Иеремии (3:1-66):
а) познание Божьего милосердия (3:1-24);
б) познание новой милости Бога (3:25-36);
в) необходимость спасит. исповедания (3:37-48);
г) осознание того, что мольба услышана (3:49-66).
4. Бедствия, вызванные Божьим судом (4:1-22):
а) исчезновение материнской любви (4:1-11);
б) грехи пророков и священников (4:12-22).
5. Путь к спасит. исповеданию (5:1-22):
а) грехи отцов (5:1-7);
б) исповедание собств. вины (5:8-18);
в) молитва об избавлении (5:19-22).
V. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ
Бог явил Свою праведность, исполнив суд над Своим народом. Теперь наказание Господне должно проявиться в полной мере. Он попустил врагов Иакова выступить против народа Израиля; Бог использовал их так, что Иерусалим "сделался мерзостью среди них" (Плач 1:17). Бог Сам уподобился врагам Своего народа (Плач 2:4 и след.). Господь отверг Свой жертвенник и отвратился сердцем от Своего святилища. Бог сделал так, что враги злорадствуют над поверженным Иерусалимом, у к-рого нет утешителя (Плач 1:21). Если раньше народ не хотел слушать Бога, то теперь Господь не желает слушать Свой народ: "Ты закрыл себя облаком, чтобы не доходила молитва наша" (Плач 3:44). Бог не позволяет насмехаться над Собой, но исполняет предвозвещенный суд (Плач 2:17). Однако Господь знает меру гнева - его силу (Плач 3:22) и продолжительность. Божье милосердие обновляется каждое утро. Он внемлет молитвам тогда, когда люди каются и очищают себя от грехов. Поэтому в конце книги автор может обратиться к Господу с молитвой. Народ должен вернуться к Богу, и только потом он сможет возвратиться на родину (Плач 5:21). На фоне ужасов совершаемого суда К.П.И. рисует светлый образ Бога.

Библейская энциклопедия Брокгауза. . 1994.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Книга Плач Иеремии" в других словарях:

  • Книга Плач Иеремии — Рембрант. Иеремия Книга Плач Иеремии часть Библии, Ветхого Завета под номером 25. Написана пророком Иеремией. Место написания: вблизи Иерусалима. Написание завершено: 607 г. до н. э. В русских переводах Библии Плач помещен после книги Иеремии,… …   Википедия

  • Книга Плач Иеремии 1:16 — Об этом плачу я; око мое, око мое изливает воды, ибо далеко от меня утешитель, который оживил бы душу мою; дети мои разорены, потому что враг превозмог. Плач.1:2 Плач.2:18 …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Книга Плач Иеремии 2:16 — Разинули на тебя пасть свою все враги твои, свищут и скрежещут зубами, говорят: «поглотили мы его, только этого дня и ждали мы, дождались, увидели!» Плач.1:5 Плач.3:46 …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Книга Плач Иеремии 1 — [1] Плач о Иерусалиме, одиноком, безутешном, презираемом; его слава исчезла. [12] «Взгляните и посмотрите, есть ли болезнь, как моя болезнь»? Господь наслал на меня болезнь. [17] Сион безутешен. [18] Господь праведен; молитва Сиона в тесноте и о… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Книга Плач Иеремии 1:1 — Как одиноко сидит город, некогда многолюдный! он стал, как вдова; великий между народами, князь над областями сделался данником. Плач.5:8 …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Книга Плач Иеремии 1:17 — Сион простирает руки свои, но утешителя нет ему. Господь дал повеление о Иакове врагам его окружить его; Иерусалим сделался мерзостью среди них. Иер.4:31 Плач.1:8 …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Книга Плач Иеремии 1:19 — Зову друзей моих, но они обманули меня; священники мои и старцы мои издыхают в городе, ища пищи себе, чтобы подкрепить душу свою. Иер.14:3 Иер.30:14 Плач.2:10 …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Книга Плач Иеремии 1:21 — Услышали, что я стенаю, а утешителя у меня нет; услышали все враги мои о бедствии моем и обрадовались, что Ты соделал это: о, если бы Ты повелел наступить дню, предреченному Тобою, и они стали бы подобными мне! Иер.49:12 Плач.1:16 …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Книга Плач Иеремии 1:4 — Пути Сиона сетуют, потому что нет идущих на праздник; все ворота его опустели; священники его вздыхают, девицы его печальны, горько и ему самому. Иер.14:2 Плач.5:11 …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Книга Плач Иеремии 2 — [1] Господь во гневе поверг на землю Израиля, отверг жертвенник Свой. [11] Плач о дщери народа моего; все проходящие свищут на Сион; Господь исполнил слово Свое и разорил. [18] «Вставай, взывай ночью»; дети издыхают от голода …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»