Иудеи, иудаизм


Иудеи, иудаизм
I.
"Иудеями" в Синод. пер. ВЗ названы жители Южного царства (4Цар 25:25; Иер 32:12; 40:11), или израильтяне из колена Иуды (2Цар 19:14-16; 29:2-5); в 4Цар 18:26; 2Пар 32:18 их язык назван иудейским. После вавил. плена обозначение "иудеи" стало общепринятым в отношении народа Иудеи и жителей Иерусалима (Езд 5:1; 6:7; Неем 1:2; 5:1), а затем и находившихся в рассеянии евреев (Есф 3:4,13; 4:3). В Есф 8:1; 9:10 Аман назван "врагом Иудеев". В НЗ жители других стран говорят о "Царе Иудейском" (Мф 2:2; 27:11,29, 37), в то время как сами И. называют Его "Царем Израилевым" (ст. 42). Пояснит. замечания евангелистов, напр. в Мк 7:3; Лк 23:51; Ин 7:2, рассчитаны на читателей-неевреев. Помимо прямого значения, слово "иудеи" приобретает также значение "противник Иисуса и Церкви" (Мф 28:15; 2Кор 11:24). Отчетливее всего это выражено в Ев. от Иоанна (Ин 8:48; 10:31), где для обозначения евреев, к-рые являются иудеями не только во внешних проявлениях (Откр 2:9; 3:9), но и в сердце (Рим 2:28,29), используется слово "израильтянин" (Ин 1:47). В посланиях Павла понятие "иудей" включает в себя знание Божеств. Откровения и следование Божьему Закону (Рим 2:17; 1Кор 9:20; Гал 2:14); себя же, иудея по происхождению, Павел называет человеком из рода Израиля (см. Израиль) и евреем (см. Еврей ) (Флп 3:5).
II.
Как религия, иудаизм начал оформляться в период пребывания евреев в вавил. плену и в период после него. Вследствие уничтожения евр. государственности в народе пробудилось настойчивое желание быть не просто народом среди других народов, но стать Божьим народом, общиной Господа. см. Обрезание и см. Суббота, жизнь по предписаниям Закона, противопоставляемая жизни язычников, среди к-рых вынужден был существовать евр. народ, приобрели новое значение. Лишившись храма, иудеи не могли больше совершать ежедневные жертвоприношения, прекратились и пророчества. Их место заняли молитва и толкование Свящ. Писания; единств. источником получения Божьего откровения для народа осталось Слово Божье. Это привело к установлению канона (см. Священное Писание) и к организации синагоги (см. Училище). Обществ. синагог. богослужение состояло исключит. из чтения и толкования Свящ. Писания. Важнейшее место занимало Пятикнижие Моисея, Закон (Тора); также читались отрывки из Пророков (Невиим) (см. Лк 4:15-17) и во время определ. праздников - Писания (Кетувим).
III.
Вмешат-во Персии положило конец вавил. плену; появилась возможность заново воссоздать в Иудее иуд. религ. общину. Несмотря на нек-рые трудности, она была воссоздана при строгом следовании предписаниям Закона (Езд 9 и далее; Неем 8-10; 13). Но в этом процессе приняла участие лишь часть народа, многие же И. оставались жить в рассеянии. После завоеваний Александра Македонского эллинизм получил в Палестине столь широкое распространение, что возникла серьезная внутр. опасность для иудаизма, усугублявшаяся стремлением сир. царей из династии Селевкидов принудить И., сохранявших чуждую эллинизму веру и культуру, к ассимиляции, в т.ч. и путем политич. давления. В духовной сфере ожесточенное сопротивление И. нашло свое выражение в основании партии фарисеев (см. Фарисеи) с их тенденцией точнейшего соблюдения Закона; в политич. сфере это привело к освободит. войне под руководством Маккавеев (см. Маккавеи), к-рым на нек-рое время удалось добиться полит. самостоятельности Израиля. Хотя оба эти явления своими корнями тесно связаны, тем не менее временами дело доходило до ожесточенного противостояния между фарисеями и маккавейскими правителями. Полностью освободиться от эллинистич. влияния так и не удалось: несмотря на свою значимость, партия фарисеев не могла противостоять этому влиянию и стала лишь одним из религ. движений среди многих других; включение Палестины в состав Римской империи (63 г. до Р.Х.) окончат. разрушило все надежды на достижение политич. независимости Иудеи.
IV.
Бог в Иисусе из Назарета вновь призвал к Себе Свой народ, но этот народ, с его стремлением к точному исполнению Закона и ожиданием Мессии - вождя национально-освободит. движения, - не признал в Иисусе Божьего Посланника. С тех пор в иудаизме господствует отрицание мессианского достоинства Иисуса. Остатки же евр. государственности были уничтожены римлянами в наказание за поднятое иудеями восстание против их власти.

Библейская энциклопедия Брокгауза. . 1994.

Смотреть что такое "Иудеи, иудаизм" в других словарях:

  • Иудаизм и христианство — Статья излагает историю взаимодействия двух религий, а также воззрения их авторитетных деятелей друг на друга Содержание 1 Сравнение христианства и иудаизма …   Википедия

  • Иудаизм в Великобритании — Иудаизм основные понятия       …   Википедия

  • ИУДАИЗМ — религия, распространенная в основном среди евреев. Возникшая из политеизма древнеевр. племен, она с 7 в. до Р. X. становится монотеистической религией с верой в единого Бога и мессию (спасителя), с множеством ритуальных предписаний, охватывающих… …   Философская энциклопедия

  • Иудаизм — религия, распространенная в основном среди евреев. Возникнув из языческого политеизма древнееврейских племен, иудаизм с VII в. до н.э. становится монотеистической религией. Характерные особенности: вера в единого бога Яхве и мессию (спасителя),… …   Энциклопедия культурологии

  • ИУДАИЗМ — ИУДАИЗМ, древнейшая монотеистическая религия, возникла в 1 м тыс. до н. э. в Палестине. Распространена гл. образом среди евреев. Приверженцы И. верят в Яхве (единого Бога, творца и властелина Вселенной), бессмертие души, загробную жизнь, грядущий …   Русская история

  • Иудаизм Второго храма — (Новозаветный или эллинистический иудаизм) иудаизм эпохи Второго храма. Оформился после Вавилонского плена, возвращения евреев в Палестину и строительства Второго храма (VI в. до н.э.). В европейской культуре известен главным образом благодаря… …   Википедия

  • ИУДАИЗМ — [< ср. в. нем. Jude еврей] религия, распространенная преимущественно среди евреев; возникла в конце II тысячелетия до н.э.; является монотеистической с культом бога Яхве. И. официальная религия государства Израиль. Словарь иностранных слов.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Иудаизм в России — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей …   Википедия

  • Иудаизм — Атрибуты иудаизма: шофар, яд (указка для чтения Торы), Танах, молитвенник, подсвечники, футляр для этрога, кружка для омовения рук …   Википедия

  • Иудаизм и гомосексуальность — Миньян. Иудаистская ЛГБТ община во время праздника Ханукка. Тема гомосексуальности в иудаизме восходит к библейской книге Левит, кот …   Википедия

Книги

  • История иудаизма, Шураки Андре. Что такое иудаизм? Кто такие иудеи? Каждый ли иудей является евреем? Библия принадлежит всему человечеству, но почему только иудеи считают ее своим Законом? Эта книга о том, как Слово и Книга… Подробнее  Купить за 106 руб
  • История иудаизма, Андре Шураки. Что такое иудаизм? Кто такие иудеи? Каждый ли иудей является евреем? Библия принадлежит всему человечеству, но почему только иудеи считают ее своим Законом? Эта книга о том, как Слово и Книга… Подробнее  Купить за 52.5 руб
  • Талмуды и синагога в жизни иудеев, Илья Мельников. Иудаизм – удивительная религия одного народа. В центре иудаизма – взаимоотношения между Богом и израильтянами, чья многовековая история наполнена то верностью Божьему завету, то… Подробнее  Купить за 29.95 руб электронная книга
Другие книги по запросу «Иудеи, иудаизм» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.