- Жизнь, живой
-
I. ТЕЛЕСНАЯ ЖИЗНЬ
1) в ВЗ под словом "жизнь" (евр. хайим) подразумевается прежде всего телесная Ж. человека, т.е. тот ее период, к-рый ограничен рождением и смертью. Сущность Ж. видится в таких ее проявлениях, как голод и жажда, любовь и ненависть. В этом значении понятие "Ж." тесно связано с понятиями см. Плоть (евр. басар) и см. Душа (евр. нефеш). Бог - Творец Ж., тела и души (Быт 2:7); Он вдохнул в человека "дыхание жизни", и "стал человек душею живою". Т.о., Бог - это "источник жизни" (Пс 35:10), в т.ч. и для животных, и для растений (Быт 1:24; Втор 10:14). Однако человек занимает особое место среди живых существ (ср. Пс 8), т.к. только в него Бог вдохнул дыхание Ж., т.е. наделил его какой-то частью Своей сущности и Своей Ж. Среди даров, данных Богом человеку, Ж. является первым и самым ценным даром (Иов 2:4; ср. Втор 30:15). Особая Божья милость заключается в том, что Он дарует человеку долгую жизнь; в ВЗ о долгой Ж. говорится как о награде за благочестие и смиренную веру (Исх 20:12; Пс 90:16). Из немногочисл. ветхозаветных свидет-в нельзя с определенностью заключить, что Бог хотел с самого начала даровать человеку вечную Ж. (Быт 3:22)или что Он предполагал наделить его Ж. долгой и насыщенной (Иов 42:17). Но ясно одно: уменьшение продолжительности Ж. и вообще краткость человеч. Ж. (см. Быт 6:3; Иов 20:8; Пс 89:10; Ис 40:6,7; особенно Притчи) означают Божье наказание. Бог утверждает Ж. Своей свящ. заповедью (Исх 20:13; Лк 6:9). Он желает сохранить (Быт 1:28; Втор 32:39; Иов 10:12)и умножить (Быт 9:7)сотворенное Им. В ВЗ главным элементом Ж. считается дыхание (см. Быт 2:7; Пс 103:30; Иез 37:8-10), к-рое иногда отождествляется с "духом". С др. стороны, носителем Ж. названа также см. Кровь (Быт 9:4; Лев 17:11; Втор 12:23);
2) в НЗ получила свое дальнейшее развитие ветхозаветная идея о том, что человек - это "живущая душа" (Деян 17:25; 1Кор 15:45). Естеств., бренная Ж. (греч. дзоэ) - великое благо, данное человеку Богом, и этим благом Бог может заново одаривать человека (Мк 5:23), являясь его единств. Господом (Лк 12:20; 2Кор 1:9; Пс 89:4). Люди должны подражать Иисусу, вступившему в борьбу со см. Смертью (см. Воскресение, III,А) и желавшему поддержать жизнь (Ин 10:10). Этому учит притча о милосердном самарянине (Лк 10:25-37), а также заповедь любить Бога и своего ближнего (Мк 12:29-31).
II. ЖИЗНЬ В РОЖДЕНИИ ОТ БОГА
1) В Библии - и прежде всего в НЗ - говорится не только о телесной Ж., начало и конец к-рой определяются рождением и смертью, но и об иной Ж., берущей свое начало в чудесном рождении от Бога (Ин 3:3,5); именно об этой новой Ж. говорится в посланиях ап. Иоанна (напр., 1Ин 5:1,4). Новое рождение, или возрождение (см. Возрождение), открывает доступ в новую Ж. Новая Ж. становится действительностью через веру, т.к. вера связывает человека с Тем, Кто Сам есть новая Ж. от Бога (Ин 14:6; Флп 1:21). Установление подобной связи с Иисусом приносит освобождение и исцеление от греха (см. Прощение, простить; ср. Чис 21:8). Вера придает человеч. жизни совершенно новое качество (2Кор 5:17). Телесная Ж., к-рая представляет собой не что иное, как долгое умирание (Пс 89:5,6), становится средством и орудием для новой Ж., не подвластной смерти (Ин 5:24). Иисус, воскрешением мертвых и собств. воскресением победивший смерть, Сам стал залогом новой Ж., к-рой Он наделяет верующих в Него и к-рой Сам Он живет в них (Гал 2:20; Кол 1:27). Новая, по сути своей "вечная", Ж. (1Ин 5:13; см. Блаженный) полностью обновляет мышление (Ин 17:3) и волю (Лк 9:26) человека, заставляя его изменить и свои дела (ст. 60). Чем искреннее человек обращается ко Христу, забывая о другой, телесной, Ж., тем полнее бывает обретаемая им новая Ж. (Мф 16:24-26). см. Исцеление;
2) однако пока человек живет на земле, новая Ж. еще не полностью при-надлежит ему; кто изменит Христу, тот лишится и новой Ж. (Ин 15:2,6; Евр 6:4-6). К этой измене человека постоянно подталкивают страдания (2Кор 4:17), уныние, неверие и страх (Мф 26:69-75). Полноту обетований познает тот, кто претерпит до конца (Мф 24:13) и выстоит, т.е. тот, в ком благодаря его вере сохранится новая Ж. и за порогом смерти (Откр 2:7,11,17; 3:5,12,21). В этом случае человек обретет "венец жизни" (Откр 2:10). Только тогда новая Ж., начатая в вере, совершится в "видении" (2Кор 5:6,7; Откр 22:4) и в славе (1Кор 13:12,13; 15:42,43,57; Кол 3:3,4), а совершившись, не будет иметь конца;
3) Бог, Который, обладая полнотой жизни, даровал жизнь всем Своим творениям (Деян 17:25), Который является Богом "не мертвых, но живых" (Мф 22:32) и врагом смерти (1Кор 15:26), многократно назван в Библии "живым Богом" (Нав 3:10; 1Цар 17:26; Пс 41:3; Мф 26:63; Деян 14:15; Рим 9:26; 2Кор 3:3). Его Дух дарует Ж. (Ин 6:63; Рим 8:11), а Его слово является живым (Деян 7:38; Евр 4:12; 1Пет 1:23), т.к. создает Ж. телесную (см. Пс 32:9; 148:5) и пробуждает Ж. духовную. Сам Иисус называет Себя живым хлебом, "хлебом жизни" (Ин 6:33,35,48,51) и говорит о Св. Духе как о живой воде (Ин 7:38, 39).
III. ЖИВАЯ ВОДА ИЗ ИСТОЧНИКА
В Быт 26:19 живой названа вода из источника, в противоположность воде стоячей, напр., из цистерны. В Ин 4:10 и след. Иисус говорит о живой воде, "текущей в жизнь вечную".
Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994.
Полезное
Смотреть что такое "Жизнь, живой" в других словарях:
ЖИЗНЬ — особое качественное состояние мира, возможно, необходимая ступень в развитии Вселенной. Естественно научный подход к сущности Ж. сосредоточен на проблеме ее происхождения, ее материальных носителей, на отличии живого от неживого, на эволюции… … Философская энциклопедия
Живой организм — Жизнь способ бытия сущностей (живых организмов), наделенных внутренней активностью,[1] процесс развития тел органического строения[2] с устойчивым преобладанием процессов синтеза над процессами распада, особое состояние материи, достигаемое за… … Википедия
ЖИЗНЬ — ЖИЗНЬ. Содержание: Определение понятия «жизнь» ........292 Проблема возникновения жизни на земле . . 296 Жизнь с точки зрения диалектического материализма....................299 Жизнь, основное понятие, выработанное первобытным… … Большая медицинская энциклопедия
ЖИЗНЬ — понятие многозначное, меняет свое содержание в зависимости от области применения. В биол. науках понимается как одна из форм существования материи, осуществляющая обмен веществ, регуляцию своего состава и функций, обладающая способностью… … Энциклопедия культурологии
ЖИВОЙ — ЖИВОЙ, кто жив, кто живет, живущий, в ком или в чем есть жизнь; | о Боге, сый, сущий, всевечный, в самостоятельном бытии пребывающий; | о человеке и животном, дышащий, не умерший, не мертвый, сохраняющий признаки земной жизни; | о душе: одаренный … Толковый словарь Даля
Живой, как жизнь — Из сочинения «В чем же, наконец, существо русской поэзии» (1846) Н. В. Гоголя (1809 1952). Писатель говорит в нем и о достоинствах самого русского языка: «Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от… … Словарь крылатых слов и выражений
ЖИВОЙ — ЖИВОЙ, ая, ое; жив, жива, живо. 1. Такой, к рый живёт, обладает жизнью. Живое существо. Старик ещё жив. Живые цветы (не искусственные). Живая природа. Живая изгородь (из растений). Жива память о прошлом (перен.). Не до жиру, быть бы живу (посл.) … Толковый словарь Ожегова
Живой (альбом Стаса Михайлова) — Живой Студийный альбом Стаса Михайлова … Википедия
Жизнь языка — судьба яз. в течение того времени, пока он остается живым яз. (см.). Ж. Я. стоит в непрерывных изменениях: изменяются с течением времени звуки, грамматический строй, значения слов, словарный состав, причем изменения происходят с различной… … Литературная энциклопедия
Живой труп (фильм — Живой труп (фильм, 1968) Живой труп Жанр Драма Режиссёр Владимир Венгеров В главных ролях Кинокомпания … Википедия