Деяния апостолов

Деяния апостолов
Деяния апостолов (греч. праксейс апостолон, "дела апостолов"). Так с конца II в. по Р.Х. называют вторую часть повествования о возникновении христианства; первая часть этого труда известна как Ев. от Луки.
I. ВВЕДЕНИЕ
1) писавший Д.А. не называет своего имени; однако из Деян 1:1 и Лк 1:1-4 следует, что он то же лицо, что и автор третьего Евангелия. Заглавие этого Евангелия, а также мнение отцов Церкви свидет-вуют о том, что это был Лука, сподвижник Павла (Кол 4:14; 2Тим 4:10; Флм 23). Эти свидет-ва подкрепляются еще и тем, что часть Д.А. написана как рассказ очевидца (т.е. от первого ли-ца: Деян 16:10-17; 20:5-16; возм., также и 20:17-38; 21:1 - 28:16). Исключив сотрудников, к-рые были с Павлом и в других эпизодах, можно прийти к выводу, что именно Лука был автором этой книги. Если такие доводы установления авторства не кажутся достаточно убедительными, как и свидет-во отцов Церкви, то и возражения против них не выглядят основательными. О личности Луки нам известно, что он был врачом (Кол 4:14). Это косвенно подтверждается тем, что Лука дает точное описание болезней (Деян 3:2; 9:33; 14:8; 28:8). О его профессион. наблюдательности свидет-вуют также меткие характеристики людей (Деян 8:9-24; 17:18-21; 19:23-40) и яркие подробности в рассказах о событиях (Деян 27). В отличие от других евангелистов, Лука не был евреем, что следует из Кол 4:10-14. В НЗ не содержится никаких сведений о его родине и его пути к вере.;
2) в Д.А. говорится, что они были написаны для некоего Феофила. Его личность также остается в тени. В Ев. от Луки он назван кратистос, что означает "могущественный", "высокочтимый", - так обращались, напр., к наместнику (Деян 23:26; 24:3). Т.о., речь, возможно, идет о лице высокого ранга, влияние к-рого могло оказаться важным для Церкви. Полагают, что Феофил жил в Италии, поскольку города и местности Палестины описаны достаточно подробно, в то время как города Италии, видимо, знакомы ему и без более точных указаний;
3) о времени и месте написания Д.А. мнения расходятся. Книга заканчивается сообщением автора (ведущего рассказ от первого лица - "мы") о том, что Павел два года находился в заключении в Риме, однако сведений о его освобождении или казни нет. Поэтому, возможно, книга была составлена еще до первого гонения на христиан при Нероне в 64 г. Если предположить более позднее время написания, то тогда непонятно, почему, в таком случае, в книге не говорится ни о смерти ап. Павла и Петра, ни о разрушении Иерусалима;
4) о на-мерениях Луки мы можем судить по его книге. Он не летописец, ведущий хронику всех событий, его описания избирательны. Но все, что он изображает, представлено живо и точно. С другой стороны, он не биограф, стре-мящийся прославить своего героя, иначе он не умолчал бы о том, что упоминается в 2Кор 11:23-28; 12:1-4. Итак, Д.А. он писал с той же целью, что и Евангелие. Феофил, как человек, занимающий высокий пост, должен был познакомиться с достоверным образом Иисуса и с тем, как Господь ведет Свою Церковь. Поэтому автор описывает созидание Церкви, распространение Евангелия и путь апостолов среди преследований и опасностей;
5) Лука смог написать подобный "отчет" о возникновении христианства, поскольку он имел доступ к различным источникам. Он сам был участником нек-рых важных событий. Дополнит. сведения о деят-сти Павла он мог получить от него самого или от его непосредств. окружения. Кр. того, сопровождая Павла, Лука имел возможность говорить с другими апостолами и сотрудниками; проверить надежность рассказов, как он уже делал это при написании своего Евангелия (Лк 1:1-4). Т.о., сведения, дошедшие до нас, абсолютно достоверны, что проявляется даже в мелочах, к-рые подтверждаются археол. находками.
II. СОДЕРЖАНИЕ
1) в Д.А. можно видеть исполнение поручения, данного Иисусом (Деян 1:8), рассказ о проникновении Благой Вести в области от Иерусалима и Иудеи до Самарии и даже до "края земли". Вначале Лука дополняет написанное им ранее Евангелие подробным рассказом о вознесении Иисуса, т.е. о Его восхождении на престол Божий. На земле теперь следует собрать и ободрить народ Божий, чтобы он под водит-вом Божьим мог устоять в бурях мировой истории. Этот завещанный Богом труд совершается апостолами (и проч. христианами, ср., напр., 11:19 и след.) в период, отображенный в Д.А. Так, Петр приблизит. одноврем. с завершением этого периода может констатировать: "Некогда не народ, а ныне народ Божий" (1Пет 2:10). Д.А., как рассказ о создании Божьего народа (см. Церковь, собрание, община; см. Послания к коринфянам), в полной мере соответствуют представленим Павла, в различных своих посланиях обращавшегося к вопросу о том, как из иудеев и эллинов создать "один народ и одно тело";
2) с этой т.зр. в книге выявляется следующий замысел:
Вступление: восхождение Иисуса на престол (Деян 1:4-12). Пополнение круга сотрудников (1:13-26).
I. Община (2:1 - 7:60):
а) ее основание в результате чуда, явленного в день Пятидесятницы, и проповеди Петра (2:1-47);
б) нерешительность синедриона (3:1 - 4:22);
в) период терпимости со стороны властей (4:23 - 5:42);
г) гонения от разгневанной толпы (6:1 - 7:60).
II. Присоединение язычников (8:1 - 10:48):
а) путь Филиппа (8:1-40);
б) призвание апостола язычников (9:1-31);
в) наставление Петра о пути Божьем (9:32 - 10:48).
III. Создание нового народа Божьего (11:1 - 15:35):
а) новые трудности Церкви (11:1 - 12:25);
б) миссия среди язычников (13:1 - 14:28);
в) Церковь, свободная от Закона (15:1-35).
IV. Построение Церкви на новом основании (15:36 - 20:38):
а) второе миссионерское путешествие Павла (15:36 - 18:23);
б) Церковь в столице провинции Асии (18:24 - 20:38).
V. Новый народ и власти (21:1 - 28:16):
а) путь Павла навстречу аресту (21:1-40);
б) решение иудеев (22:1 - 23:21);
в) решение наместника (23:22 - 25:12);
г) решение царя Агриппы (25:13 - 26:32);
д) поездка для рассмотрения дела императором (27:1 - 28:16).
Заключение: последний призыв к Израилю (28:17-31).
III. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ
О богосл. постулатах Д.А. можно говорить только как об этапах на пути развития, а не как об устоявшихся канонах. Нельзя, взяв одно слово, один рассказ или какую-то ситуацию из жизни Церкви, возвести их в церк. норму, действующую всегда и повсеместно. Подобные попытки опровергаются как самой книгой Д.А., так и включ. в НЗ посланиями. Это можно показать на след. примере: верующим после крещения путем возложения рук сообщается Св. Дух (Деян 8:17; 19:6). На Павла перед его крещением возлагают руки, но о сообщении Духа в Его видимом проявлении (с даром говорении на языках) здесь не упоминается (Деян 9:17-19). С другой стороны, Дух Св., без возложения рук, нисходит на язычников, а затем они принимают крещение (Деян 10:44-48). Аполлосу, знавшему только Иоанново крещение, сообщаются более точные наставления о пути Господа, но ничего не говорится о его крещении и о возложении на него рук для передачи Духа. Тем не менее он проповедовал, "горя духом" (Деян 18:25). Вслед за этим сообщается о мужах, к-рые приняли Иоанново крещение, а теперь принимают крещение во имя Иисуса. Потом Павел возлагает на них руки, после чего на крещаемых нисходит Св. Дух, и они начинают "говорить иными языками" (Деян 19:1-7). Т.о., мы находим во всех этих фрагментах свободное, не связанное никакой формой действие Бога через служащих Ему. Но эта свобода не является произвольной: мы видим, что события, происходящие одноврем. в разных местах, развиваются в едином направлении. Буква Закона, составлявшего основу ВЗ, перестает довлеть над детьми Божьими, которые призваны достичь подлинной свободы во Христе Иисусе. Их дела должны определяться только любовью к Богу и собратьям. Решающим прорывом к этой свободе стал см. Апостольский собор. Но и на нем еще не был окончат. преодолен дух законничества, стремившийся на место неогранич. послушания сердца поставить соблюдение религ. норм и формальностей. Произошел также прорыв к признанию того, что Крест не стоит между иудеями и язычниками, но язычник через Крест становится участником обетований, данных иудеям (Рим 2:29; 3:30; Гал 3:28 и след.). С другой стороны, путь ко Кресту пролегает не через иудаизм, и язычник не обязан прежде подчиниться Закону (Деян 15:28; Гал 2:3). Ведь теперь иудеи и язычники едины перед Христом и во Христе (Рим 3:9 и след.; 3:23; 10:12). Пройдя через врата крещения, они едины как члены одного тела и одного народа (Рим 3:9; 1Кор 12:12 и след.; Кол 3:11). Этот вопрос можно поставить и по-другому: кто ближе к спасению во Христе, израильтяне или язычники? (Рим 3:9). В Д.А. мы видим горячее стремление к обращению иудеев (Деян 13:14; 14:1 и след.; 17:2,10 и др.). Почти все дошедшие до нас великие речи и проповеди были обращены к израильтянам (Деян 2:14 и след.; 7:2 и след.; 11:4 и след.; 15:7 и след.,13 и след.). Мы узнаём, как труден был путь Павла, готового пожертвовать собств. блаженством ради спасения своего народа (Рим 9:3) и вынужденного в конце концов обратиться почти исключит. к проповеди среди язычников (Деян 13:46; 28:28). За его горькими словами об иудеях (1Фес 2:15 и след.) стоят события, отраженные в Д.А. К этому вопросу Павел обращается в своих посланиях к галатам, римлянам и ефесянам. Предлагаемый Павлом ответ можно рассматривать как теологич. вывод, основанный на осмыслении Божьего промысла, о котором рассказывается и в Д.А. И, наоборот, можно рассматривать Д.А. как живую иллюстрацию к этим посланиям.

Библейская энциклопедия Брокгауза. . 1994.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Деяния апостолов" в других словарях:

  • ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ — анонимное раннехристианское сочинение, включенное в Новый Завет; продолжение Евангелий; повествует о распространении апостолами христианства после смерти Иисуса Христа. Вопрос о времени написания спорен; в советской науке преобладает датировка 2… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Деяния Апостолов — Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворных храмах живет. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли. Блаженнее давать, нежели принимать. (Источник: «Афоризмы.… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ — «ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ», анонимное раннехристианское сочинение, включенное в Новый Завет; продолжение Евангелий (см. ЕВАНГЕЛИЯ); повествует о распространении апостолами христианства после смерти Иисуса Христа. Вопрос о времени написания спорен; в… …   Энциклопедический словарь

  • Деяния Апостолов — Запрос «Деян» перенаправляется сюда. О городе в провинции Сычуань КНР см. Дэян. Христианство Портал:Христианство · ‎ Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы Евангелие Десять заповедей …   Википедия

  • Деяния апостолов — Запрос «Деян» перенаправляется сюда. О городе в провинции Сычуань КНР см. Дэян. Христианство Портал:Христианство · ‎ Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы Евангелие Десять заповедей …   Википедия

  • «ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ» — одна из книг Нового завета наряду с евангелиями, посланиями апостолов, Откровением Иоанна Богослова (Апокалипсисом). В первых 12 главах «Д. а.» рассказывается о проповеди христианства апостол ом Петром среди иудеев. Последующие 16 глав повествуют …   Атеистический словарь

  • Деяния апостолов —         произведения историко мифологич. содержания, описывающие жизнь и деяния апостолов. К Д. а. относятся, например, книги Павла, Петра, Андрея, Иоанна и Фомы, а также Псевдо Клемента. Сочинение Д. а., авторство которого приписывается Луке,… …   Словарь античности

  • "ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ" — 5 я книга Нового завета (см. Библия). Католич. и протест. богословы датируют Д. а. третьей четв. 1 в., на самом деле Д. а. оформлены значит. позже, возможно даже после 150. Д. а. являются продолжением Евангелий и содержат легенды о деятельности… …   Советская историческая энциклопедия

  • Деяния Апостолов, — пятая книга Нов Завета, написана, по преданию, евангелистом Лукою, и также, как и Евангелие, посвящена некоему Феофилу В этой книге описывается, как Св Дух, через проповедь апостолов, основал церковь Христову в Иерусалиме, откуда она… …   Словарь библейских имен

  • Деяния Апостолов — Де’яния Ап’остолов пятая книга Нового Завета, написанная евангелистом Лукой в Риме (точнее законченная им там) около 62 г., то есть во время заключения ап. Павла. Книга повествует об обращении многих людей к Богу по проповеди Апостолов (Деян.1:8… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»