ГЕЙНСБОРО (Gainsborough) Томас

ГЕЙНСБОРО (Gainsborough) Томас
ГЕЙНСБОРО (Gainsborough) Томас (крещен 14 мая 1727 - Садбери, Суффолк - 2 августа 1788, Лондон), английский живописец, один из крупнейший портретистов и пейзажистов 18 в. Годы учения. Ранние произведения Младший сын обедневшего торговца сукном Джона Гейнсборо, в 13 лет уговорил отца отпустить его в Лондон учиться ремеслу пейзажиста. Систематического художественного образования, однако, не получил. В 1740-х гг. некоторое время учился в Лондоне у французского гравера Ю. Гравело, познакомившего его со стилем французского рококо. Значительное влияние на становление собственной манеры Гейнсборо оказала живопись А. Ватто и знакомство с голландским пейзажем 17 в., особенно Я. Вейнантсом и Я. Рейсдалом. В 1746 в Лондоне женился на Маргарет Бер, внебрачной дочери герцога де Бофор. Вскоре после этого вернулся в Садбери, в 1752 обосновался в Ипсуиче. Ранние портреты Гейнсборо представляют собой небольшие композиции, изображающие в пейзаже группы мирно прогуливающихся и отдыхающих провинциальных помещиков, их жен и детей ("Портрет Р. Эндрюса с женой", около 1749, галерея Тейт, Лондон; "Мистер Браун с женой", 1754/55). Мягкому и ясному душевному складу людей на портретах Гейнсборо по настроению родственны ранние пейзажи мастера, солнечные и свежие ("Сад Гейнсборо", "Корнардский лес", 1748, Национальная галерея, Лондон). В Бате и Лондоне В 1759, в поисках более широкого круга заказчиков, Гейнсборо переезжает в Бат, модный курорт, где в его мастерскую вскоре устремилась респектабельная публика. Художник работает в имениях столичных аристократов; во время работы в усадьбе Уилтон он был поражен хранившимися там работами Ван Дейка, знакомство с которыми стало поворотным моментом его творческого развития. В Бате завязалась дружба Гейнсборо, ценителя и знатока музыки, с композитором Абелем и многими музыкантами ("Портрет Абеля", ок. 1777; "Портрет музыканта Фишера", ок. 1788, Бекингемский дворец, Лондон). Неоднократно он портретирует своего друга - актера Гаррика. С 1761 регулярно выставляется в Лондоне, в 1768 избирается членом-учредителем Королевской Академии. В 1774 окончательно переезжает в Лондон, где король Георг III оказывает ему покровительство и явное предпочтение перед его соперником Джошуа Рейнолдсом. В 1784, рассорившись с Академией, президентом которой был Рейнолдс, Гейнсборо перестает высылать свои картины на ее выставки. Портреты Cтремясь угодить весьма утонченным вкусам аристократической публики, Гейнсборо вырабатывает парадный и элегантный "большой стиль", в значительной мере основанный на изучении произведений Ван Дейка, причем в образах Ван Дейка Гейнсборо прежде всего воспринимает их тонкую одухотворенность и интеллектуальность. Особым лиризмом и изяществом отмечены женские и юношеские образы на портретах Гейнсборо ("Голубой мальчик" - портрет Дж. Бартола, ок.1770, Сан-Марино; "Портрет дамы в голубом", 1770-е гг., Эрмитаж); двойные портреты - воплощение нежной дружбы ("Утренняя прогулка" - портрет У. Хэллета с женой, 1785, Национальная галерея, Лондон; "Портрет Элизы и Томаса Линли", 1768). Героям Гейнсборо присущи душевная утонченность, еле уловимые движения чувств, способность мечтать в уединении, на лоне природы, в кругу близких. Этой "преданностью мечтам" и искренностью чувства картины Гейнсборо близки литературе английского сентиментализма последних десятилетий 18 в. Живописная техника Изысканностью и виртуозной легкостью, создающей впечатление воздушности и мгновенности исполнения, отличается живописная техника в зрелых работах мастера. Он не акцентирует объема, его фигуры всегда легки и подвижны даже в самых спокойных состояниях. Он свободно набрасывает на холст чистые, звучные, словно переливающиеся одна в другую краски. Мазки, очень длинные или короткие, мелкие, то пересекаются, то образуют изломы, то ложатся параллельно, оказываясь как бы смещенными по отношению к границе формы. Такая точно рассчитанная приблизительность мазка на расстоянии от холста превращается в живое мерцание взгляда, в трепет губ, легкое колебание складок ткани. Излюбленные художником холодные голубые тона оттеняются перламутровыми переливами, гармонией оливково-серых, зеленых и серебристых тонов, необычайно богатых по звучанию. Пейзажи и "воображаемые сцены" Хотя заказы на портреты не иссякали, Гейнсборо пишет и пейзажи, полные ностальгии по несуетному, тихому, наивно-трогательному и прекрасному миру ("Водопой"). Много времени отдает пейзажному рисунку, работая черным мелом, пером, кистью и акварелью, иногда по покрытым лаком листам. Охотно использует новые сорта бумаги и экспериментирует с новыми материалами, исполняет серию офортов и акватинт. Чтобы добиться необычных световых эффектов, смастерил "волшебный фонарь" с цветными стеклами. В последние годы Гейнсборо охотно писал "воображаемые сцены". В основном это идеализированные портреты крестьянских детей и крестьян ("Девочка с поросятами", 1782, собрание Хауарда; "Девочка, собирающая грибы", собрание Уорда) - мягкие, нежные, даже несколько сентиментальные, они напоминают образы Мурильо, одного из любимых художников Гейнсборо.

Большой Энциклопедический словарь. 2000.

Смотреть что такое "ГЕЙНСБОРО (Gainsborough) Томас" в других словарях:

  • ГЕЙНСБОРО (Gainsborough) Томас — (1727 1788) английский живописец. Полные одухотворенности и лиризма портреты ( Голубой мальчик , ок. 1770; Утренняя прогулка , 1785) и пейзажи ( Телега со жнецами , ок. 1771) отличаются виртуозной легкостью и воздушностью живописи …   Большой Энциклопедический словарь

  • Гейнсборо, Томас — Томас Гейнсборо. Портрет графа Румфорда. ГЕЙНСБОРО (Gainsborough) Томас (1727 88), английский живописец. Одухотворенные лирические портреты (“Голубой мальчик”, около 1770), пейзажи (“Телега со жнецами”, около 1771) отличаются виртуозной легкостью …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Гейнсборо Томас — Гейнсборо (Gainsborough) Томас (крещен 14.5.1727, Садбери, Суффолк, ≈ 2.8.1788, Лондон), английский живописец и рисовальщик. Систематического художественного образования не получил, в 1740 х гг. в Лондоне учился у французского гравёра Ю. Гравло.… …   Большая советская энциклопедия

  • ГЕЙНСБОРО — (Gainsborough) Томас (1727 88), английский живописец. Одухотворенные лирические портреты ( Голубой мальчик , около 1770), пейзажи ( Телега со жнецами , около 1771) отличаются виртуозной легкостью и воздушностью живописи …   Современная энциклопедия

  • Гейнсборо — (Gainsborough)         Томас (крещен 14.5.1727, Садбери, Суффолк, 2.8.1788, Лондон), английский живописец и рисовальщик. Систематического художественного образования не получил, в 1740 х гг. в Лондоне учился у французского гравёра Ю. Гравло.… …   Большая советская энциклопедия

  • Гейнсборо Томас — (Gainsborough) (1727 1788), английский живописец. Полные одухотворённости и лиризма портреты («Голубой мальчик», около 1770; «Утренняя прогулка», 1785) и пейзажи («Телега со жнецами», около 1771) отличаются виртуозной лёгкостью и воздушностью… …   Энциклопедический словарь

  • Гейнсборо — (gainsborough) Томас (1727, Садбери, Суффолк – 1788, Лондон), английский живописец, портретист, пейзажист. Учился в Лондоне у французского гравёра Ю. Гравло. В 1750 х гг. работал в Ипсуиче; с 1759 г. – в Бате. С 1761 г. участвовал в выставках… …   Художественная энциклопедия

  • Гейнсборо Т. — ГÉЙНСБОРО (Gainsborough) Томас (1727–88), англ. живописец. Полные одухотворённости и лиризма портреты (т. н. Голубой мальчик , ок. 1770; Утренняя прогулка , 1785) и пейзажи ( Телега со жнецами , ок. 1771) отличаются виртуозной лёгкостью и… …   Биографический словарь

  • Гейнсборо — Томас (Gainsborough, Thomas) 1727, Садбери, Суффолк 1788, Лондон. Английский живописец и график, крупнейший мастер национальной школы живописи. Родился в семье торговца сукном. Рано проявившийся талант сформировался очень быстро. Начав с лепки… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Гейнсборо — Гейнсборо, Томас Гейнсборо, Томас Автопортрет, около 1759 Дата рождения …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»