ШКОЛА ЗНАМЕНОВАНИЯ (РИСОВАНИЯ)


ШКОЛА ЗНАМЕНОВАНИЯ (РИСОВАНИЯ)
первое уч. заведение на У., в котором юношей обучали основам живописи, рисованию пером, кистью, тушеванию планов, чертежей. Открыта 3(14) нояб. 1735 по инициативе В.Н.Татищева. ШЗ входила в состав горнозавод. шк. До ее появления рисованию обучали неск. уч-ся Екат. арифметической шк., овладевших геометрией и черчением. Первый учитель - Мирон Аврамов, изучавший живопись и шпалерное дело в СПб. В 1728 он прибыл на У. для поиска минер. красок для з-дов, в 1730-1733 был живописцем на з-дах Демидова, в 1733-1735 писал иконы для ц. Св. Анны в Екат. В ШЗ определялось от 6 до 12 юношей в осн. из арифметической шк., способных к рисованию, с кон. 1740-х - более 20. По "Учреждению" В.Н.Татищева 1736 уч-ся ШЗ в определенные часы должны были заниматься в арифметической, обучаться токарному, столярному, паяльному, гранильному мастерству, пробирному делу, а ученики арифметической, нем., латинской шк. - дважды в нед. на два часа ходить в ШЗ учиться рисованию. Осн. пособием служила кн. гл. Нюрнбергской акад. живописи И.Д.Прейслера "Основательные правила... к рисовальному художеству", изданная в 1734 Акад. наук на рус. яз. Использовались и европ. изд. на нем. яз. Учитель и уч-ся выполняли задания адм. - писали иконы, расписывали церк. утварь, украшали стены екат. аптеки и т.д. В июне 1745 деятельность ШЗ пресеклась из-за назначения Аврамова лесным надзирателем на Сысертский з-д, в 1747 возобновилась по распоряжению през. Берг-коллегии А.Томилова. После смерти Аврамова в 1753 обучение продолжили его лучшие ученики И.Морозов и Е.Южаков. С 1764 учитель - С.Севастьянов. Из стен ШЗ вышли первые графики У. Е.Южаков, К.Шагов; А.Сунгуров стал смотрителем первой камнерезной ф-ки (1749). Выпускники распределялись в качестве учеников к камнерезному делу, геодезии. В 1787 ШЗ слилась с др. горнозавод. горн. шк. (Екат.)
А.М. Сафронова

Энциклопедия Екатеринбурга. . 2010.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.