- ГОРОДСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
-
система органов гор. самоуправления, осн. на принципе разделения властей. ГОУ, с одной стороны, представляло и отстаивало интересы горожан, с другой, являлось одним из низовых звеньев в аппарате гос. управления. ГОУ Екат. неоднократно менялось в результате реформ. 16 окт. 1750 Гл. магистрат принимает решение о создании в Екат. ратуши, а в янв. 1751 проводятся выборы в нее. Первым бургомистром становится И.Харчевников. После его смерти в июле 1753 бургомистром стал И.Долгоруков, к-рый раньше являлся ратманом. С этого времени купцы и цеховые получили определенные права самоуправления, пытались противостоять горнозавод. адм., отстаивая собственные интересы.В 1783 Екат. получает статус уезд. и обл. г. В сент. 1784 его органами управления становятся магистрат с двумя бургомистрами и четырьмя ратманами, дворянская опека и ниж. земский уезд. суд.Введение Жалованной грамоты гг. (1785) стало новым этапом в истории гор. самоуправления Екат. гор. Дума была открыта 12 нояб. 1787, а ремесленное управление - в 1790. Отныне гор. управление состояло из общ. думы, шестигласной думы, сиротского суда. Вместе с тем наблюдалась определенная преемственность: сохранялся гор. магистрат. Доминирующие позиции в гор. самоуправлении Екат. принадлежали купцам. Представители купечества сменяли друг друга на посту гор. головы.С 1807 по 1851 начинается период подчинения г. двум властям: горн. начальству и гражд. адм. Горн. нач-к имел право утверждать избр. людей на обществ. должности, наиб. важные статьи гор. бюджета, в целом контролировать обществ. жизнь г. и его органов управления. На эти права претендовала и губ. адм., которая, в свою очередь, стремилась регламентировать деятельность гор. властей (например, она обладала правом ревизии гор. бюджета). С нояб. 1851 и по авг. 1863 г. попал в полное подчинение горн. адм. В дальнейшем вновь встал вопрос о передаче Екат. из горн. ведомства в гражд. Победа оказалась на стороне представителей буржуазии, купечества, мещанства и цеховых, к-рые отстаивали необходимость подчинения Екат. гражд. адм.В 1870 была проведена реформа гор. управления. Незамедлительное проведение этого преобразования, вызванного потребностями развития рос. г., необходимостью улучшения гор. х-ва, предусматривалось, прежде всего, в губ. и обл. центрах; в остальных г. ее предполагалось реализовать постепенно (с учетом местных условий, по усмотрению МВД). Екат. купеческое и мещанское об-во также признало необходимым провести намеченное преобразование (постановление от 9 марта 1871). Ходатайство екатеринбуржцев было поддержано перм. губ., вслед за чем 5 мая 1871 последовало разрешение м-ра внутр. дел. Однако реально гор. самоуправление Екат. сформировалось и стало функционировать согласно Гор. положению 1870 (см. Городовые положения) несколько позднее (с 22 фев. 1872).Передача Екат. под нач. перм. губ. и введение Гор. положения 1870 превратили его в самоуправляющуюся адм.-управленческую ед. Гор. положение 1870 устанавливало принцип всесословности, определенный избирательный ценз и трехразрядную систему выборов. Учреждениями ГОУ являлись: избирательные собр., гор. Дума (распорядительный и контролирующий орган) и гор. управа (гл. исполнительный орган). Пред. Думы и гор. управы являлся гор. голова.Лично участвовать в выборах могли только лица муж. пола, достигшие возраста 25 лет. Помимо возрастного, закон устанавливал также ценз оседлости (2 г. в данном г.) и имущественный ценз. Право голоса имели владельцы недвижимости, расположенной в пределах г.; содержатели торгово-пром. заведений; обладатели купеческих и промысловых свидетельств, приказчики. Избирательным правом на тех же осн. могли пользоваться разл. ведомства, управления, об-ва, т-ва, мон., ц. (через своих представителей). Все избиратели делились на 3 разряда (избирательные собр.): кр., ср. и мелких налогоплательщиков. Каждый разряд выплачивал равную сумму платежей в доход г. и избирал 1/3 от общ. состава гласных - чл. гор. Думы. Числ. состав гор. Думы зависел от кол-ва избирателей. В г., где число избирателей не превышало 300, в гор. Думу следовало выбирать 30 гласных. В др. гор., где число избирателей превышало 300, на каждые 150 чел. прибавлялось дополнительно по 6 гласных (общ. число к-рых не могло превышать 72). В 1876 из 32 тыс. жит. Екат. избирательное право получили 3005 чел. (менее 10%). В 1-м разряде насчитывалось 69 избирателей, во 2-м - 200 и в 3-м - 2736. Каждый из них выбирал по 24 гласных (всего 72 - макс. возможное по закону число). В дальнейшем в Екат. число избирателей колебалось в пределах 2800 чел., реально в выборах участвовало ок. 14% нас. г. Число чл. гор. управы определялось гор. Думой, которая их и избирала. По Гор. положению 1870 чл. управы избирались из числа жит., имевших право голоса на выборах (по закону, не менее 2-х, помимо пред. - гор. головы). Срок службы чл. гор. управы был 4-летним; через каждые 2 г. пол. чл. управы выбывала по очереди и заменялась вновь избр., которыми могли быть и только что выбывшие. Через первые 2 г. после введения Гор. положения 1870 пол. чл. управы должна была выбывать по жребию. Екат. гор. управа функционировала с 1872, состояла из 3-х чл. На заседании Екат. гор. Думы 5 марта 1874 при решении вопроса об изменении состава управы жребий тянули чл. управы С.И.Свешников и М.И.Беренов. По жребию из состава управы выбыл М.И.Беренов, новыми чл. управы были избраны временный купец Я.Е.Клюшин, чиновник Д.Н.Трубинов. Гор.положение 1870 провозглашало самостоятельность гор. обществ. управления, одноврем. оставляя за губ. право наблюдения и контроля. К компетенции органов гор. самоуправления относились разл. адм.-хоз. функции: распоряжение гор. сборами и повинностями, капиталами и имуществами, забота о продовольствии, внеш. благоустройстве г., благотворительность, здравоохранение, развитие нар. образования и к-ры, содействие местной торговле и промышленности, принятие мер предосторожности против пожаров и т.д. Составление и последующая реализация гор. бюджета также регламентировались законодательством (в частности, существовали статьи обязательных расходов). Гор. Дума могла избирать комиссии для предварительного рассмотрения тех или иных вопросов. Гор. управа занималась непосредственно делами гор. х-ва и обществ. управления, на основе Гор. положений, в соответствии с постановлениями, правилами и указаниями гор. Думы разрабатывала конкретные меры по улучшению гор. х-ва, выполняла постановления Думы, составляла проекты гор. смет, взимала и расходовала гор. сборы, предоставляя Думе отчеты о своей деятельности. Существовали также исполнительные комиссии из гласных гор. Думы.Надзором за соблюдением законности в деятельностити гор. самоуправления занималось губ. по гор. делам присутствие (под председательством губ.). Гор. положение 1892 устанавливало фиксированный имущественный ценз: для столичных г. - не менее 3 тыс. руб. (стоимость недвижимого имущества по оценке, определенной для сбора налога в доход г.); для губ. г. с нас. более 100 тыс. чел. и в Одессе - 1,5 тыс. руб.; для остальных губ., обл. и наиб. значительных уезд. г. - 1 тыс. руб.; для пр. - не менее 300 руб. Избирательное право на тех же условиях предоставлялось правительственным, благотворительным, уч. и науч. учреждениям. Доступ к гор. выборам получали также лица, об-ва, тов-ва и компании, содержавшие в г. по свидетельствам торгово-пром. пр-тия: в столицах - 1-й гильдии, в остальных г. - 1-й и 2-й гильдий. В рез-те Гор. положение 1892 ограничило числ. избирателей, исключив из их числа мелких торговцев и приказчиков. Число избирателей в Екат. по сравнению с их кол-вом по Гор. положению 1870 сократилось до 263 чел. (более чем в 10 раз). Реально 2 мая 1894 на выборах гласных в Екат. гор. Думу на 1894-1898 участвовало 167 избирателей. По Гор. положению 1892 в г., имеющих 100 избирателей, в Думу должно было избираться 20 гласных; в г. с числом избирателей св. 100 чел. - на каждых 50 избирателей прибавлялось дополнительно по 3 гласных. При этом в губ., обл. и значительных уезд. г. число гласных не должно было превышать 60 чел., а в остальных - 40 чел. Числ. состав Екат. гор. Думы по Гор. положению 1892 уменьшился до 44 чел.Гор. положение 1892 значительно уменьшило самостоятельность органов гор. обществ. управления, усилив их зависимость от властей. Отныне официально гор. головы и чл. управы считались людьми, "состоящими на гос. службе". Губ. с этого времени имел право не только утверждать, но и при определенных обстоятельствах назначать этих должностных лиц. Компетенция органов гор. управления, полномочия гор. головы в целом не претерпели изменений, однако ужесточился правительственный контроль за ними. Губ. предоставлялось право надзора не только "за законностью действий" гор. управления, но и за их "правильностью". Совмещение гор. головой председательства в Думе и управе сохранялось. Численный состав гор. управы ограничивался 2-мя чл., однако в кр. г. он мог быть увеличен до 3-х. По закону 1870 число чл. гор. управы зависело от решения гор. Думы; реформа 1892 лишила Думу этого права, ограничив число чл. управы 2-мя. Это число могло быть увеличено по постановлению Думы в г. губ., обл. или входящих в состав градоначальств, а также в более значительных уезд. г. - до 3-х, в г. с нас. св. 100 тыс. чел. - до 4-х, в столицах - до 6-ти. По Гор. положению 1892 Екат. гор. управа состояла из 3-х чл. В сер. марта 1918 Екат. гор. Дума и гор. управа были распущены. Все учреждения, находившиеся ранее в их ведении, перешли под контроль Екат. совета раб. и солд. деп. После занятия Екат. белогв. войсками старые органы ГОУ были восстановлены и просуществовали до сер. 1919. После окончательного утверждения сов. власти в Екат. гор. Дума и управа были упразднены; их функции в дальнейшем выполнял гор. Совет раб., крест. и красноарм. деп.Лит.: Алексеев В.В. Исторический опыт управления российским городом: структура и механизмы. Научный доклад на межрегиональном научно-практическом семинаре "Стратегия развития Екатеринбурга: цели, задачи, направления, механизмы реализации". Екатеринбург, 2000; Апкаримова Е.Ю. Городское самоуправление Екатеринбурга во второй половине ХIХ в. // Известия Уральского государственного университета. 9. Екатеринбург, 1998. С. 45-51; Апкаримова Е.Ю. Деятельность органов городского управления в конце ХIХ - начале ХХ вв. (по материалам Перми и Екатеринбурга) // Россия в контексте мировой истории. Тезисы докладов Всероссийской межвузовской научной конференции студентов и аспирантов исторических факультетов 18-19 октября 1996 г. Екатеринбург, 1996. С. 16-19; Апкаримова Е.Ю. Состав органов самоуправления Екатеринбурга в ХIХ в. // Россия и Восток: проблемы взаимодействия. III международная научная конференция 29 мая-4 июня 1995 г. Тезисы докладов. Часть II. Челябинск, 1995. С. 176-177; Горловский М.А. Из истории городского управления Екатеринбурга начала 70-х гг. XIX в. // Вопросы истории Урала. Свердловск, 1958; Корепанов Н. В раннем Екатеринбурге (1723-1787 гг.). Екатеринбург, 1998.Е.Ю. Апкаримова
Энциклопедия Екатеринбурга. EdwART. 2010.