-и-(ть)


-и-(ть)
-и-(ть)
суффикс
Словообразовательная единица, образующая чаще переходные, реже - непереходные глаголы несовершенного вида, двувидовой глагол ра́нить, а также глаголы на -и-ть, соотносимые с формами тех же глаголов несовершенного вида на -а-ть (лиша́ть - лиши́ть, пленя́ть - плени́ть, проща́ть - прости́ть, реша́ть - реши́ть и т.п.) с общим значением действия, которое имеет различное отношение к тому, что названо словами, от которых соответствующие глаголы образованы (бура́вить, гото́вить, грусти́ть, долби́ть, дружи́ть, кружи́ть, мертви́ть, мо́лвить, мути́ть, не́жить, хвали́ть и т.п.); при этом в качестве частных выделяются значения
1) совершать действие, свойственное тому, что названо образующим именем существительным (батра́чить, воро́нить, обезья́нить, проро́чить, рыба́чить и т.п.)
2) превращать в кого-либо, делать кем-либо, кто назван образующим словом (кале́чить)
3) действовать с помощью предмета, названного образующим неодушевленным именем существительным (борони́ть, пили́ть, сверли́ть, утю́жить и т.п.)
4) действовать подобно предмету, названному образующим именем существительным, или проявлять признак, названный образующим именем прилагательным (кисли́ть, па́русить, пружи́нить, хитри́ть и т.п.)
5) наделять качеством, названным образующим именем существительным или именем прилагательным (вини́ть, грязни́ть, желти́ть, румя́нить, сини́ть, соли́ть, черни́ть и т.п.)
6) совершать действие, обычное для места, названного образующим именем существительным (база́рить и т.п.)
7) вызывать чувство, приводить в состояние, названное образующим именем существительным (весели́ть, злить, печа́лить и т.п.)
8) иметь место, происходить - о явлениях природы, названных образующим именем существительным (дожди́ть, моро́зить, мороси́ть, пороши́ть и т.п.)
9) удалять что-либо, названное образующим словом, с поверхности или изнутри чего-либо (потроши́ть, шелуши́ть и т.п.).

Толковый словарь Ефремовой. 2000.


.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.