- КОНКУРЕНЦИЯ
- КОНКУРЕНЦИЯ
-
(competition) Ситуация, в которой любой желающий что-либо купить или продать может выбирать между различными поставщиками или покупателями. В условиях совершенной конкуренции существует столь много продавцов и покупателей, что все участники торговли могут игнорировать влияние собственных продаж или покупок на рынок в целом, и пассивно принимая уровень цен и имея возможность купить или продать любое количество товара. В реальной жизни подобная интенсивная конкуренция встречается довольно редко. Гораздо более обычной является монополистическая, или несовершенная, конкуренция (imperfect competition) с ограниченным числом покупателей или продавцов. В этом случае покупатели или – что бывает значительно чаще – продавцы понимают, что количество, которое они могут купить или продать, зависит от предлагаемой ими цены. Монополия (monopoly) подразумевает существование только одного продавца, однако такая ситуация также весьма необычна. Монополистические конкуренты обладают некоторой монопольной властью, однако в долгосрочной перспективе она ограничивается потенциальной конкуренцией с новыми компаниями, вступающими в данную отрасль, а также фактической конкуренцией с уже существующими соперниками. Когда речь идет о разовой поставке товаров или услуг, конкуренция принимает форму "конкурентных торгов" ("competitive tendering"), когда вероятные поставщики излагают свои условия поставки и покупатель выбирает одного из них. Обычно при прочих равных условиях предпочтение отдается поставщику, предложившему наиболее низкую цену; однако покупатели должны быть уверены в том, что победители торгов обладают достаточными техническими возможностями и финансовыми ресурсами, для того чтобы обеспечить своевременную поставку заказанных товаров или услуг. Конкуренция за рынки сбыта не только ведется посредством цен, но и принимает разнообразные неценовые формы. Конкурентные позиции наряду с ценой определяются качеством продукции, сроками поставки, гарантиями, надежностью поставщика, возможностями продажи в кредит и послепродажным обслуживанием. Конкурентоспособностью (competitiveness) называется способность конкурировать. В конкурентной борьбе фирм из различных стран мира за рынки сбыта позиции фирм той или иной страны могут существенно укрепляться в результате девальвации национальной валюты. При падении курса национальной валюты фирмы данной страны получают возможность предлагать свою продукцию за рубежом по более низким (в иностранной валюте) ценам либо сохранить прежние цены и использовать прирост прибыли в национальной валюте на улучшение качества продукции. К конкурентной девальвации, или девальвации с целью повышения конкурентоспособности национального экспорта (competitive devaluation), прибегают в качестве ответной меры различные страны, стремящиеся поддержать конкурентные позиции национальных фирм на мировых рынках. Хотя большинство экономистов с одобрением относятся к конкуренции и видят в ней стимул к снижению издержек и повышению качества продукции, многие предприниматели и профсоюзные деятели с этим не согласны и утверждают, что при снижении цен конкуренция ведет к распространению многочисленных поддельных товаров и уменьшению доходов производителей, что негативно сказывается на их способности финансировать инновации. Термин "ожесточенная конкуренция" (cut-throat competition) отражает точку зрения, согласно которой слишком интенсивная конкуренция таит в себе серьезные опасности. Жалобы на "недобросовестную конкуренцию" возникают в тех случаях, когда соперники ведут конкуренцию методами, на которые недовольная ими фирма не может или не желает отвечать. Все основания считать конкуренцию недобросовестной возникают в тех случаях, когда иностранные фирмы получают субсидии от своих государств, а фирмам вашей страны в такой поддержке отказано; когда иностранным конкурентам позволено нарушать законы об охране окружающей среды, а в вашей стране государство строго следит за их соблюдением или когда конкуренты нарушают законы об охране здоровья и технике безопасности труда, а вы вынуждены им подчиняться.
Экономика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000.
- КОНКУРЕНЦИЯ
-
(от лат. concurrentia - сталкиваться)состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае - между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике. Различают следующие виды конкуренции: o чистая, идеальная, совершенная конкуренция, имеющая место на рынке со множеством продавцов и покупателей схожего, взаимозаменяемого товара. На таком рынке ни один из продавцов и покупателей не способен оказать решающего влияния на цену и масштабы продаж;монополистическая конкуренция, имеющая место на рынке с большим количеством продавцов и покупателей при значительном разнообразии товаров, продаваемых по разным ценам;олигополистическая конкуренция, имеющая место на рынке с небольшим количеством крупных продавцов товара, способных оказывать существенное влияние на цены, по которым продается данный товар;недобросовестная конкуренция, участники которой нарушают принятые на рынке правила и нормы конкуренции, вступают в сговор против других конкурентов, стремятся их опорочить, дискредитировать, используют ложную рекламу своей продукции, устанавливают дискриминационные, иногда демпинговые цены. Не-добросрвестную конкуренцию в наиболее злостных формах называют хищнической;несовершенная конкуренция - конкуренция в условиях рынка, значительно отличающихся от идеальных, не соответствующая теоретическим представлениям о чистой конкуренции;ценовая конкуренция - конкуренция, осуществляемая посредством снижения цен;неценовая конкуренция - конкуренция, осуществляемая посредством улучшения качества продукции и условий продажи при неизменных ценах.
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.
Экономический словарь. 2000.