- ВЫГОДЫ ОТ ТОРГОВЛИ
- ВЫГОДЫ ОТ ТОРГОВЛИ
-
(gains from trade) Возможный рост благосостояния в странах, торгующих между собой, по сравнению со странами, проводящими политику автаркии. Существует два главных источника выгод от торговли. Один из них – различная наделенность факторами производства (factor endowments): страны различаются по своим природным ресурсам, в них складываются различные соотношения между трудом и капиталом. Следовательно, страны могут извлекать выгоду из межотраслевой торговли, экспортируя товары, для производства которых они располагают достаточными ресурсами, и, импортируя товары, возможности производства которых отсутствуют или ограничены. Другим источником выгод от торговли является экономия на масштабах (economies of scale): внутриотраслевая торговля (intra-industry trade) дифференцированными продуктами позволяет отдельным странам производить ту или иную разновидность продукции в значительных масштабах, тогда как потребители получают пользу от широкого разнообразия предлагаемой продукции. Хотя выгоды от межотраслевой торговли могут получать преимущественно страны, в изобилии обладающие теми или иными факторами производства, а страны, в которых наблюдается дефицит факторов, в результате такой торговли несут потери, выгоды от внутриотраслевой торговли доступны всем. Таким образом, в странах, где хорошо развиты обе формы торговли, выгоды от торговли, весьма вероятно, возникают благодаря всем имеющимся в них факторам производства.
Экономика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000.
Экономический словарь. 2000.