- ВЫТЕСНЕНИЕ
- ВЫТЕСНЕНИЕ
-
(crowding out) Вероятность того, что увеличение одних расходов может стать причиной уменьшения других расходов. Вытеснение может происходить различными путями. Предположим, например, что государственные расходы на общественные работы (public works) растут. В результате дефицитные ресурсы, например квалифицированные инженеры, могут отвлекаться от альтернативных инвестиционных проектов, которые, следовательно, откладываются. Кроме того, если возросший спрос порождает инфляцию, следствием этого может стать ужесточение денежно-кредитной политики и, как результат, сокращение всех прочих расходов. Наконец, если частные инвесторы испытывают беспокойство по поводу роста государственного долга, увеличение расходов на общественные работы может привести к резкому падению объема частных инвестиций. Полное вытеснение происходит в тех случаях, когда сокращение всех прочих расходов равно приросту расходов на общественные работы. Частичное вытеснение наблюдается, когда падение всех прочих расходов меньше, чем прирост расходов на общественные работы. При наличии определенных условий, необходимых, например, для работы кейнсианского мультипликатора, или при благоприятном воздействии общего роста государственных расходов на степень уверенности частных инвесторов возможна также ситуация "втягивания" (crowding in), когда происходит фактическое увеличение всех прочих расходов.(shake-out) Процесс оттока ресурсов из некоторых секторов экономики. Он может иметь место как в рамках одной фирмы, так и отрасли в целом благодаря сокращению общего количества компаний. Процесс вытеснения особенно усиливается в плохие времена: сокращение спроса стимулирует фирмы сокращать и свои мощности, и свою рабочую силу; уменьшение прибыли побуждает их затрачивать больше усилий по устранению организационных недостатков, а может вынудить их и вовсе покинуть данную отрасль.
Экономика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000.
- ВЫТЕСНЕНИЕ
-
экономическое - действия одного конкурента в отношении другого, предпринимаемые с целью потеснить его на рынках сбыта товаров, вытеснить из рынка.
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.
Экономический словарь. 2000.