- ЭФФЕКТ ДОХОДА
- ЭФФЕКТ ДОХОДА
-
(income effect) Часть реакции в спросе на товар в ответ на изменение его цены, которая обусловлена увеличением реального дохода потребителей в результате снижения цены. Этот эффект обычно характеризуется положительной величиной, за исключением товаров низкого качества, для которых эффект дохода носит негативный характер. Горизонтальная ось показывает количество товара X; вертикальная ось показывает количество всех остальных товаров в постоянных относительных ценах, обозначенных Y. ABC является линией старого бюджета в первоначальных ценах. В является точкой старого равновесия, где потребитель достиг кривой безразличия i0. ADE является линией нового бюджета после снижения цены товара X. D является точкой нового равновесия, где потребитель достигает кривой безразличия in. Сдвиг от В к D может быть разложен на составные части двумя альтернативными путями. Рис. 13. Эффекты дохода и замещения 1. Точка F на in показывает равновесие со старыми ценами, но на новом уровне благосостояния; угол наклона in в F равен углу наклона ABC. Сдвиг от В к F является эффектом дохода, поскольку реальные доходы растут, пока относительные цены остаются неизменными; сдвиг от F к D является эффектом замещения, поскольку относительные цены меняются, сохраняя реальный доход на постоянном уровне. 2. В альтернативном варианте точка G представляет ситуацию со старым уровнем благосостояния, но с новыми относительными ценами; угол наклона i0 в G равен углу наклона ADE. Сдвиг от В к G является эффектом замещения, поскольку относительные цены меняются, сохраняя реальный доход на постоянном уровне; сдвиг от G к D является эффектом дохода, поскольку реальный доход повышается при сохранении относительных цен на постоянном уровне. При очень маленьких изменениях BF и GD равны и параллельны, как и BG и FD. При дискретных изменениях цен эти равенства являются лишь приблизительными.
Экономика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000.
- ЭФФЕКТ ДОХОДА
-
воздействие, оказываемое изменением цены товара на реальный доход потребителя, на количество продукта, которое приобретает покупатель, приняв в расчет эффект замещения.
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.
Экономический словарь. 2000.