- МАРКИ ПОЧТОВЫЕ
-
знаки оплаты почт, сбора за пересылку и доставку почт. отправлений. Вып. почт, ведомствами стран и тер., обладающих почт, независимостью. Первые почт, марки вышли в Великобритании 06.05.1840, затем — в Бразилии (1843), США (1847), Франции (1849). Швейц. кантоны Цюрих и Женева ввели почт, марки в 1843, Базель — в 1845. В России первая марка изд. в дек. 1857 и введена в обращение с 01.01.1858.
На марках обычно помещаются: назв. гос-ва или почт. адм. на яз. страны и на франц. или англ. яз. (или в лат. транскрипции), номинальная стоимость (не указывается в редких случаях), а также надписи памятного, пропагандистского или пояснительного характера. Кроме того, могут указываться фамилия худ. или гравера, назв. типогр., номера серий и др. В последние годы по решению ВПС на марках в обязательном порядке помещается год вып. Некот. марки имеют надписи и на оборотной стороне.
На почт, марках классического периода помещались портреты царствующих особ, геральдические и цифровые композиции. Затем тематика рис. стала расширяться. В США уже в 1869 на марках появились изображения пароходов, паровозов и др. В настоящее время на марках можно встретить изображения произведений искусства, рис. отражают различные стороны деятельности человека, воспроизводят представителей флоры и фауны и т. д. Композиции на марках создаются на основе оригинальных рис. и гравюр, фотографий. Почт, марка часто представляет собой политический плакат и является одним из средств пропаганды и агитации.
При печатании марок использ. высокая, глубокая и плоская печать. В последнее время наряду с бумагой различных сортов применяются металлическая фольга, ткани, синтетические материалы. Для облегчения и автоматизации сортировки почт, отправлений марки печатаются на флуоресцентной бумаге, снабжаются графитными и др. полосками и т. д.
Первые марки предназначались для оплаты пересылки почт. кор. Затем появляются марки специального назначения — для оплаты пересылки газет, заказных писем, переводов, авиакор., для пневматической почты. Стали вып. юбилейные, памятные, почт.-благотворительные и др. марки. Всего насчитывается около 70 видов марок.
Все почт, марки делятся на 3 группы: официальные — марки, вып. почт. адм. для использ. на тер. страны; полуофициальные — марки, вып. непочт, организациями или учреждениями для оплаты дополнительных сборов, обычно с согласия почт, адм., гасятся почт, штемпелями; марки частных почт — вып. в некот. странах в 19 и частично в 20 вв. частными почтами, использ. только в пределах их деятельности. «Марки» несуществовавших гос-в (напр., Нагаленда, Окуси-Амбено, Дафара и др.) не относятся ни к одной из этих групп, являются фантастическими, спекулятивными вып. и не имеют какой-либо коллекционной ценности.
Виды марок — наиболее общая классификация почт, марок по характеру их использ. в почт, обращении. Различают марки общего (универсального) назначения для различных видов почт, отправлений; марки специального назначения — для почт, отправлений определенных видов, категорий или разрядов (напр., авиапочт., заказные, спешной почты, жел. дор. почты, газетные и др.). Особо выделяют марки, использ. непосредственно почт, работниками (доплатные, расчетные, некот. виды служебных марок и др.). Отдельный вид образуют марки, не имеющие франкировальной силы (напр., разрешительные, контрольные, удостоверяющие и др.), а также обязательного сбора (напр., почт.-налоговые).
Обозначение вида — форма указания почт, назначения знаков оплаты. Чаще всего определяется текстом служебной надписи (напр., «Почта», «Доплата», «Авиапочта», «Служебная», «Для заказных писем» и др.). В некот. случаях О. в. производится с помощью особого рис. или специального элемента внешнего оформления знака почт, оплаты (напр., авиапочт, марка РСФСР 1922 № 59 изд. с дополнительной надпечаткой контура самолета), определенного цвета краски, кот. отпечатан рис. (напр., обычные и доплатные марки некот. земских почт России отличались только цветом), формой рис. (треугольной формой выделялись почт, марки Чехословакии 1937 и 1946 для доставки отправлений «В собственные руки») и др.
Дефекты марок — различные изъяны, недостатки, ухудшающие качество марок — следствие упущений при производстве, хранении и обращении с марками. К дефектам печати относятся плохая приправка, сдвиги красок (прогонов), размазанная краска, пятна, измятости, изломы, склейки бумажного полотна. Дефекты перфорирования — плохая центровка, отсутствие одного или нескольких перфорационных отверстий (зубцов), плохая («слепая») перфорация, диамантная зубровка, перфорация, проходящая по изображению марки (если это не аннулирующая перфорация) и др. Производственные дефекты клея — неравномерный клеевой слой с комками и пропусками, клеевой слой на лицевой стороне марки. Марки с некот. дефектами, возникающими при производстве, — пропусками красок (прогонов), пропусками перфорации, сдвигами строчек надпечаток и т. д. — большинство филат. считает разновидностями, хотя формально они относятся к полиграфическому браку и должны отбраковываться при контроле. Дефекты хранения и обращения — загрязнения, жирные пятна, потертости, выцветание или окисление красок, окрашенность отмытых марок чернилами и красками подложек, помятости, сгибы, изломы, светлые и тонкие места (окна), грязные жирные штемпеля, поврежденный или смытый клей, грубые наклейки или их остатки, оторванные или укороченные зубцы (за исключением некот. угловых зубцов при линейной зубцовке), слишком узкие поля беззубцовых марок (особенно если задет рис. марки), надрывы, проколы и т. д. К серьезным Д. м. относятся грибковые пятна, вызванные бактериями. Д. м. снижают ценность марок, а значительные дефекты или их совокупность делают марки непригодными для коллекций. Некот. Д. м. удается устранить чисткой, отмывкой, проглаживанием, но реставрация (надставление полей, зубцов, подклейка окон, наведение клея и т. п.) считается частичной фальсификацией.
Качество — состояние, совершенство или несовершенство полиграфического исполнения, степень сохранности марки или ее элементов. Филат. предъявляют высокие требования к К. марки, отбираемой для коллекции: свежие, невыцветшие краски, отсутствие потертостей, сгибов, измя-тостей, изломов, пятен, тонких мест (окон), проколов и т. д., для марок без зубцов — поля не уже половины расстояния между марками в листе, для марок с зубцами — хорошая центровка, отсутствие оторванных, укороченных или обтрепанных зубцов. Гашеные марки не должны иметь грязного жирного оттиска штемпеля, закрывающего значительную часть марки, окрашенности от отмывания. Чистые марки после 1945 должны иметь оригинальный клей. Отдельные дефекты марок, а тем более их совокупность, в той или иной мере снижают ценность марки. В филат. литературе встречаются различные определения К.: любительский, кабинетный, превосходный, отличный, очень хороший, хороший, средний экз., экз. с небольшими и незначительными изъянами, бракованный экз., полный брак и т. д. Каталоги указывают цены, как правило, за хорошие экз.
Реставрация — исправление дефектов марок, улучшение их состояния и внешнего вида, затрагивающие основу марок, изменяющие их в-во. К Р. относится: дополнение (вставление) недостающих частей подклейкой с обратной стороны однотипной, срезанной наискось бумаги от др. марок или вплетение размягченных волокон бумаги для восстановления углов, зубцов; заполнение тонких мест бумажной массой; заделка изломов и разрывов бумаги; подмена марки в почт, блоке или в полоске; дорисовывание потертых мест или выцветшего фона; нанесение нового клея и т. д. Р. является частичной подделкой.
Ремонт — различные операции по восстановлению поврежденных марок, улучшению их состояния, если при этом не добавляется и не заменяется в-во марки (бумажная масса, краски, клей). К косметическому Р. относится: снятие наклейки с чистой марки без повреждения клеевого слоя; восстановление химическим путем первоначального цвета поблекшей краски; закрытие булавочных отверстий; удаление различных пятен и загрязнений; выпрямление и укрепление смятых зубцов; разглаживание сгибов и измятости; ослабление грубого штемпеля. Др. виды Р. относятся к реставрации марок.
Отмывка (т. н. водяная баня) — процедура, применяемая для удаления с марок клея, отделения их от вырезок с конвертов и карточек, очистки от грязных (нежирных) пятен, остатков наклеек и др. Марки с целой вещи следует отмывать лишь тогда, когда др. элементы (штемпеля, адреса и т. д.) не представляют интереса. Для О. использ. кипяченая отстоявшаяся вода комнатной температуры или подогретая не выше 35° (лишь в редких случаях до 50...60°). Можно добавить 0,5 чайной ложки соли или чайную ложку уксуса на глубокую тарелку воды, в кот. моют марки. Перед О. следует отделить марки с меловой сеткой, на мелованной бумаге, на вырезках с чернильными пометками или орнаментами, печатавшимися анилиновыми красками. Их так же, как марки с водочувствительными красками и лаковым покрытием, моют иначе. Начинающим не рекомендуется мыть одновременно более 10...15 марок. Марки по одной, изображением вниз, погружают в тарелку или фотографическую кювету. Через несколько минут пинцетом осторожно удаляют бумагу вырезок, наклейки. Мягкой кисточкой смывают с марок клей, легко моют лицевую сторону загрязненных марок. Переносят марки пинцетом во 2-ю тарелку, полощут, удаляя остатки клея, а затем просушивают (см. ПРОСУШКА). Отсортированные марки моют отдельно, не погружая их в воду, а оставляя плавать лицевой стороной вверх. Когда увлажнится бумага вырезок и наклеек, их удаляют и, уложив марки на чистое стекло, соскабливают клей пластмассовым ножом. Марки хорошо просушивают, расправляют и помещают под пресс. Марки на вырезках с чернильными пометками, анилиновыми красками увлажняют, положив на лицевую сторону сложенную в несколько слоев мокрую белую промокательную бумагу или ткань.
Просушка — операция, следующая за отмывкой. Сначала удаляют с марки значительную часть влаги, подсушивая на полотенце или натянутой марле. Не совсем просохшие марки укладывают на лист промокательной бумаги, накрывают таким же листом, снизу и сверху кладут еще 2 листа бумаги (можно газетной) и помещают под пресс из 2—3 книг. Для блоков с перфорацией, сцепок и др. пресс должен быть более легким. Сушат около суток. Марки со следами сгибов, помятостей и т. п. можно просушить, прогладив через бумагу теплым (не горячим) утюгом. Марки, с кот. клей смыт не полностью или только соскоблен, сушат досуха, расправляют, втирают немного талька и помещают под легкий пресс. Марки, на кот. стараются сохранить клей, после снятия остатка марочной наклейки, сушат, плотно прижав к шлифованной пластинке фторопласта. Он не воспринимает клей, и марка, просохнув, отскакивает от пластинки.
Достоинство марок — (см. НОМИНАЛ).
Формат — размер почт, марки, кот. измеряется по расстоянию между линиями, делящими перфорацию пополам либо проходящими через середину расстояния между рис. соседних марок (для марок без зубцов). Первая цифра означает размер по горизонтали, вторая — по вертикали. Размер рис. определяется по его рамке.
Форма — внешнее очертание. Большинство марок имеют прямоугольную Ф. Первые марки многих стран вып. в виде вертикального прямоугольника, вскоре появились и горизонтальные прямоугольники, а также квадратные марки, треугольные, трапециевидные, ромбовидные, шести- и восьмиугольные, круглые. Существуют и марки, не соотв. ни одной из геометрических фигур (см. МАРКИ СВОБОДНОЙ ФОРМЫ).
Большой филателистический словарь. — М.: Радио и связь. Н. И. Владинец, Л. И. Ильичев, И. Я. Левитас, П. Ф. Мазур, И. Н. Меркулов, И. А. Моросанов, Ю. К. Мякота, С. А. Панасян, Ю. М. Рудников, М. Б. Слуцкий, В. А. Якобс. 1988.