ПИФАГОРЕИЗМ

ПИФАГОРЕИЗМ
ПИФАГОРЕИЗМ - древнегреческая философская школа, которая существовала в 6-4 вв. до н.э., исходившая из того, что число является, во-первых, сущностью всех вещей и, во-вторых, принципом, который упорядочивает и организует вселенную. Пероначально П. существовал в рамках религиозно-философского сообщества, основанного Пифагором. Первое письменное изложение П. дал Филолай, от произведения которого дошли немногочисленные фрагменты. С конца 5 в. до н.э. П. сближается с линией сократовско-плато-новской философии. Последний крупный представитель П. - Архит Тарентский (начало 4 в. до н.э.). В 1 в. до н.э. традицию П. продолжает неопифагореизм, существовавший вплоть до 3 в., основные представители которого- Фигул, Аполлоний Гианский и Нумений. Если ионийская школа рассматривала сущность вещей как ту или иную стихию, как нечто чувственное и материально определенное, то П. впервые под сущностью стал понимать умопостигаемую природу. Такой нечувственной сущностью, субстанцией всех вещей и было названо число. По замечанию Гегеля, за определением «числа» в П., как и за определением «идеи» у Платона, скрывается определение «спекулятивного понятия» как основного инструмента философского познания. Первой характеристикой сущности, первым «числом», или первым «спекулятивным понятием» П. выделяет неарифметическую единицу - чистое равенство и единство вообще. Единица, по П., есть такая всеобщая сущность, которая является деятельным началом и формой всех вещей. Посредством причастности к единице через «подражание» всякая вещь делается равной самой себе, т.е. «одной». Второй характеристикой сущности выступает двоица, представляющая собой чистое неравенство, неопределенность и противоположность как таковую. Двоица, будучи пассивной категорией, получается из прибавления единицы к самой себе, когда единица полагается в качестве неравной себе, или отличной от себя. Единица и двоица в П. - основные характеристики сущности, поэтому они суть всеобщие способы существования вещей. Единица и двоица лежат в основе десяти главных противоположностей, которые образуют своеобразную таблицу категорий: предел и беспредельное (бесконечное), нечетное и четное, единство и множество, правое и левое, мужское и женское, покоящееся и движущееся, прямое и кривое, свет и тьма, доброе и злое, квадрат и параллелограмм. К этой таблице, по мысли пифагорейцев, можно свести любое определение вещи. Третья характеристика сущности - это троица, в ней единица достигает своей реальности и своего завершения. Получается троица из целостности единого и множественного, когда единица образует единство с неопределенным множеством двоицы. Вселенная и все вещи определены через троицу, так как любая вещь причастна равному и неравному, единому и многому. Четверица, четвертая характеристика сущности возникает из удвоения чистого различия двоицы. В ней троица находит свое телесное воплощение. Теорию познания П. связывает с учением о «числе». Так, предметом «мысли» является единица, предметом «науки» - двоица, предметом «мнения» - троица (»число плоскости»), предметом «чувственного ощущения» - четверица (»число телесного»). В представлении пифагорейцев «число» как реальная сущность всего сущего насчитывает три измерения: арифме-тическо-геометрическое, акустическое (музыкальное) и астрономическое. Музыкальное измерение числа представители П. провозгласили через свое открытие математических характеристик музыкальных соотношений. Астрономическое измерение связано с космологией пифагорейцев. По учению П., Вселенная шарообразна и состоит из десяти небесных сфер - это «неподвижные звезды», а также Сатурн, Юпитер, Марс, Венера, Меркурий, Солнце, Луна, Земля, а также невидимая «Противоземля». В центре Вселенной расположен невидимый с Земли «огонь», называемый пифагорейцами «стражем Зевса». Вокруг него вращаются все сферы, включая и Землю. Однако этим центральным «огнем» не считалось Солнце. Каждая сфера, поскольку она определена «числом», издает свойственный только ей звук, в результате космос в целом представляет собой гармонический мировой хор. (см. ГАРМОНИЯ СФЕР). Круговорот вещества во вселенной характеризуется «числом». В этот круговорот включена и человеческая душа. За сущностью (т.е. душой) человека пифагорейцы усматривали самодвижущееся «число». Отсюда их учение об индивидуальном бессмертии и переселении душ (метемпсихозе). В дальнейшем, идеи П. получили распространение в средние века и в Новое время. Особо следует выделить влияние П. на учение Каббалы.

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. . 1999.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ПИФАГОРЕИЗМ" в других словарях:

  • ПИФАГОРЕИЗМ — совокупность др. греч. филос. и научных концепций, восходящих к Пифагору (6 в. до н.э.) и основанному им замкнутому элитарному духовному обществу в «Великой Греции» (греч. города гос ва на юге Аппенинского полуострова и на востоке Сицилии). Почти …   Философская энциклопедия

  • ПИФАГОРЕИЗМ —     ПИФАГОРЕИЗМ, одно из влиятельных течений античной мысли, существовавшее с 6 в. до н. э. до конца Античности. Более чем тысячелетнее развитие пифагореизма и разнообразие форм, в которых он проявлялся (философия, точные науки, арифмология,… …   Античная философия

  • Пифагореизм — Пифагореизм  религиозно философское учение, основанное в Древней Греции VI IV вв. до н. э. Содержание 1 История пифагорейского союза 2 …   Википедия

  • ПИФАГОРЕИЗМ — религиозно философское учение в Др. Греции 6 4 вв. до н. э., основанное Пифагором и исходившее из представления о числе как основе всего существующего. Числовые соотношения источник гармонии космоса, структура которого мыслилась в пифагореизме… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПИФАГОРЕИЗМ — ПИФАГОРЕИЗМ, религиозно философское учение в Древней Греции 6 4 вв. до нашей эры, основано Пифагором и исходившее из представления о числе как основе всего существующего. Числовые соотношения источник гармонии космоса. Пифагорейцы учили о… …   Современная энциклопедия

  • ПИФАГОРЕИЗМ — ПИФАГОРЕИЗМ, пифагореизма, мн. нет, муж. (ист. филос.). Учение древнегреческого философа Пифагора (6 в. до н.э.), признававшего бессмертие и переселение душ и рассматривавшего мир (космос), как закономерное стройное целое, подчиненное законам… …   Толковый словарь Ушакова

  • пифагореизм — сущ., кол во синонимов: 1 • пифагорейство (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Пифагореизм — ПИФАГОРЕИЗМ, религиозно философское учение в Древней Греции 6 4 вв. до нашей эры, основано Пифагором и исходившее из представления о числе как основе всего существующего. Числовые соотношения источник гармонии космоса. Пифагорейцы учили о… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • пифагореизм — а; м. В Древней Греции 6 4 вв. до н.э.: религиозно философское учение, возникшее на идеях Пифагора (число, количество выражают суть вещей). ◁ Пифагореец, рейца; м. Пифагорейский, ая, ое. П ая философия. * * * пифагореизм религиозно философское… …   Энциклопедический словарь

  • пифагореизм — идеалистическое учение последователей древнегреческого философа Пифагора, получившее особое распространение в 4 в. до н. э., исходившее из того, что количественные отношения являются сущностью вещей; п. был также политической организацией… …   Словарь иностранных слов русского языка


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»