НЕ-Я


НЕ-Я
НЕ-Я - противополагаемый «я» один из членов второго основоположения наукоучения Фихте, гласящего: «я» полагает «Н.» или «я» полагает «Н.» в «Я». Исходным требованием всей философии Фихте является осуществление акта самополагания (»я» полагает само себя»), следствием которого становится необходимость для «я» определить самого себя, а значит - отличить себя от всего другого, противоположного ему, того, что является «Н.» (»Н.» не есть «я»). Так как только «я» полагается первоначально, то и противополагать можно только этому «я»; более того, только само «я» есть то, что противополагает, и таким противополагаемым «я» есть «Н.». Данное положение наукоучения не должно трактоваться в том смысле, что «я», полагая «Н.», творит тем самым природу и мир вне человека - т.н. «вещи в себе» Фихтеанское «Н.» не есть вещь вне нас, не есть нечто такое, что находится вне нашего сознания. Фихте совершенно отказывается от кантовской «вещи в себе», полагая, что «Н.», даже будучи отличным от «я», полагается «я» не где-нибудь, а именно в сознании (отсюда: «я» полагает «Н.» в «Я»), т.е. «Н.» само является только чем-то представленным в сознании, в «Я», его содержанием и не более. В определенной мере отношение «я» и «Н.» может быть выражено через категории субъекта и объекта, в качестве двух необходимых первичных противопоставлений, содержащихся в акте самосознания и мыслимых только по отношению друг к другу. Как субъект не может мыслиться без объекта, так и объект не мыслим без субъекта. Дальнейшее развитие этого взаимоотношения (»я» и «Н.») осуществляется у Фихте через категорию взаимодействия, выражающую взаимное определение ими друг друга. Так формулируется третье основоположение фихтеанского наукоучения: «я» противополагает в «Я» делимому «я» делимое «Н.», из которого следует затем разделение всего наукоучения на практическое и теоретическое. Так как «я» и «Н.» оба полагаются в «Я» и через «Я», как ограниченные друг другом, то соответственно их объединение предполагает их одновременное взаимное ограничение, в котором с необходимостью содержатся два действия: 1) либо «я» определено «Н.», и между ними складывается причинное отношение основания, и «я» оказывается теоретическим; 2) либо «Н.» определено «я», и между ними складывается причинное отношение цели и действия, а «я» оказывается практическим. Соответственно, системы теоретического и практического наукоучения становятся двумя координированными рядами, образующими связанное целое, в котором реальность «Н.» может быть уяснена только из теоретического «я», а необходимость последнего - из практического «я». Т.обр., Фихте преодолевает кантовский дуализм и обосновывает единство теоретического и практического «я», показывая основополагающую роль практически-деятельностного отношения к миру.

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. . 1999.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.