МИЛЛС

МИЛЛС
МИЛЛС (Mills) Чарльз Райт (1916-1962) американский социолог и публицист. Один из идеологов движения «новых левых». В 1939 закончил Техасский университет по специальности философия и социология. Работал в университете штата Висконсин под руководством Г. Беккера, где защитил докторскую диссертацию по социологии прагматизма. Первые работы посвящены социологическим концепциям знания, нововведений и мотивов, изучению логики и языков культуры. С 1945 - в Колумбийском университете, где занялся эмпирическими исследованиями, в частности, мелкого бизнеса и городской жизни. В 1954 предпринял попытку связать макроскопические и микроскопические методы социологического исследования, что положило начало третьему периоду его творчества. Занял социально-критическую позицию, выступив одним из основных критиков эмпирической социологии в американской традиции. В его концепции прослеживается влияние идей Веблена и М. Вебера. М. - виднейший представитель неомарксизма на американской почве, создатель «новой социологии» (как разновидности «радикальной социологии»). Сам свою позицию квалифицировал как среднюю между марксизмом и либерализмом. Основные работы: «Малый бизнес и гражданское благосостояние» (1946); «Беловоротничковый: американский средний класс» (1951); «Характер и социальная структура» (1953); «Властвующая элита» (русск. изд. - 1959); «Причины третьей мировой войны» (1958), «Социологическое воображение» (1959); «Марксисты» (1962), «Социология и прагматизм» (1964); «Власть, политика и народ» (1967) и др. Два лейтмотива творчества М. - тема властвующей элиты и роли интеллектуалов в обществе и тема культуры и социальной структуры. С позиций социальной критики оценивал состояния современного ему американского общества как кризисное, утратившее импульсы к своему развитию. Сложившуюся социальную структуру квалифицировал как разрушающую основополагающие человеческие ценности (свободу, творчество, способность к воображению и т.д.). Двигаясь в традиции, заложенной Р. Михельсом (1876-1936), Г. Моской (1858-1941) и Парето, развивал идею элитистской структуры общества. М. критикует взгляды, связывающие господство элит с их морально-психологическими особенностями, видя его причину в занимаемых элитами позициях в основных социальных институтах общества и образуемой этими институтами социальной структуре. Основной тип отношений между людьми - отношения господства и подчинения, конкретизирующиеся в наборах социальных ролей, закрепляемых в институциональных порядках, комбинация которых определяет лицо социальной структуры. М. различает и исследует пять основных институциональных порядков современного общества, имеющих тенденцию к интегрированию в единое целое, - политический (власть), экономический (труд, техника, хозяйство, отчасти распределение благ), военный, семейный и религиозный. М. считал, что в современную эпоху есть больше оснований говорить о «политическом» или «военном» детерминизме общественной жизни, чем об детерминизме «экономическом», а также о господстве промышленной, политической и военно-бюрократической элит, нежели о господстве какого-либо класса. Классовая структура общества сохраняется, но формируется «новый средний класс» (»белые воротнички»), в силу уровня получаемых доходов и «вписанности» в институциональные порядки, не обладает импульсами к социальным изменениям. В силу этого господство элит достаточно иерархически «простроено», монопольно и идеологически привлекательно обоснованно (принцип борьбы за статус и признание в социальной структуре классового индустриального общества). В связи с этим М. резко критикует сторонников плюралистических концепций власти (Рисмен и др.). Единственной группой, способной противостоять этим тенденциям и возродить «великую американскую общественность» времен Т. Джефферсона, М. признает интеллектуалов (прежде всего социогуманитарную интеллигенцию) в силу их особого места в культуре общества. Культура рассматривается им как «тотальность», равнозначная социальной структуре. Культура - это интеллектуальные и моральные области человеческого бытия, способы мышления и чувствования, воображения и восприятия. Культура суть общий знаменатель духовных способов освоения человеком окружающего мира. В связи с этим М. вводится понятие «нации-государства» как институционального «культурного» носителя социальной структуры. В культуре, вслед за Ч. Сноу М. выделяет две области: связанную с естественнонаучным знанием (»фальшивую», «претенциозную», «двусмысленную») и связанную с социо-гуманитарным знанием. Последнюю, в условиях отсутствия социальной науки представляет литература, которой никогда не хватало «интеллектуальной ясности». В современном обществе ее место должна занять прежде всего социология (»новая социология», порождающая «социологическое воображение»). М. всегда отстаивал тезис о влиянии идей, взглядов и мнений на ход исторического развития. Здесь же он усиливает требование их критической обоснованности, что позволило бы задать новый знаменатель человеческому существованию (через набор понятий и категорий способов мышления и восприятия, которыми должен руководствоваться современный человек). С точки зрения культуры важно правильно определить эпоху. М. считает, что на смену Античности, Ориентализму (неправильно определенному как «Темные века») и Новому времени приходит четвертая эпоха. Она характеризуется тем, что обнаруживает историческую ограниченность всех понятий и представлений европейской культуры, их нарастающую дезорганизацию, их неоперационализируемость (т.е. неприменимость к современным реалиям). Это эпоха краха идей Просвещения (идей достижения прогресса посредством разума, идей демократии и науки как механизмов достижения благоденствия, идей либерализма и социализма и т.д.). В современных структурах идеи разума и свободы стали, как минимум, спорными, а идеи классового сознания (Маркс) и психоаналитической терапии (Фрейд) как средство «прояснения» разума вообще утратили под собой какую-либо реальную почву. Увеличение рационализации жизни не ведет к росту свободы человека. Технологическое изобилие плохо отражает критерии культурного и человеческого прогресса. Возможны рациональность без разума и разум, не обладающий высокими качественными параметрами, т.е. отчужденный разум (как отсутствие свободы разума в человеческом бытии). Отсюда центральный вопрос современной эпохи - вопрос человеческой индивидуальности. Задача философии и науки - определение природы человека и предела его возможностей. Необходим анализ факторов, порождающих и противостоящих возможному наступлению эпохи «жизнерадостного робота». Порождающий источник, в конечном итоге, - властвующие элиты, «замыкающиеся на себя» и изживающие принципы свободного критического мышления. Противостоит этим тенденциям неотчуждаемость человека, его постоянный интеллектуальный вызов бытию, независимость и критичность его мышления. В разной мере эти проблемы исследовали, согласно М., Маркс, Фрейд, Дж. Мид, Хорни и др. Однако уровень задачи требует порождения «третьей» культуры, «новой социологии» (»социологического воображения»), противостоящей как ограниченности «высокой теории» (Пар-сонс), так и «абстрактного эмпиризма» (П. Лазарсфельд).

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. . 1999.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "МИЛЛС" в других словарях:

  • Миллс — или Миллз (англ. Mills)  английская фамилия, этимологически восходящая к англ. mill  мельница. Известные носители: Миллс Миллс, Бернард Ярнтон (род. 1920)  австралийский астроном. Миллс, Билли  американский… …   Википедия

  • МИЛЛС — (Mills) Чарлз Райт (28.08.1916, Уэйко, шт. Техас, США 20.03.1962, Нью Йорк) американский социолог и публицист леворадикальной политической ориентации. Один из идеологов движения новых левых , претендовал на создание новой социологии . Испытал… …   Энциклопедия социологии

  • МИЛЛС —         (Mills) Чарлз Райт (28.8.1916, Уэйко, шт. Техас, 20.3.1962, Нью Йорк), амер. социолог и публицист. Последователь нем. социологов М. Вебера и К, Манхейма. Испытал известное влияние идей К. Маркса, считал плодотворным его метод, однако… …   Философская энциклопедия

  • Миллс Ч. Р. — МИЛЛС (Mills) Чарлз Райт (1916–62), амер. социолог и публицист; последователь М. Вебера и К. Манхейма. Выступил с резкой критикой социальной структуры совр. амер. общества ( Властвующая элита , 1956). Оказал влияние на идеологию т.н. новых… …   Биографический словарь

  • Миллс Ч. — Чарльз Райт Миллс (англ. Charles Wright Mills; 28 августа 1916, Уэйко, Техас 20 марта 1962, Найэк, штат Нью Йорк) американский социолог и публицист. Учился в Университете Техаса в Остине (1939), Университете Висконсина (Ph. D., 1941) , испытал… …   Википедия

  • Миллс Ч. Р. — Чарльз Райт Миллс (англ. Charles Wright Mills; 28 августа 1916, Уэйко, Техас 20 марта 1962, Найэк, штат Нью Йорк) американский социолог и публицист. Учился в Университете Техаса в Остине (1939), Университете Висконсина (Ph. D., 1941) , испытал… …   Википедия

  • Миллс Лейн — Общая информация Полное имя: Миллс Бии Лейн 3 (Третий) ( англ. Mills Bee Lane III) Прозвище: Судья Миллс Лейн (англ. Judge Mills Lane) Гражданство …   Википедия

  • Миллс лэйн — Миллс Лейн Общая информация Полное имя: Миллс Бии Лейн 3 (Третий) ( англ. Mills Bee Lane III) Прозвище: Судья Миллс Лейн (англ. Judge Mills Lane) Гражданство …   Википедия

  • Миллс Чарлз Райт — (Mills) (1916 1962), американский социолог и публицист. Последователь М. Вебера и К. Манхейма. Выступил с резкой критикой социальной структуры современного американского общества («Властвующая элита»). Оказал влияние на идеологию так называемых… …   Энциклопедический словарь

  • Миллс (Mills) Чарльз Райт (1916-1962) — американский социолог и экономист, последователь М.Вебера. Считал плодотворным метод К.Маркса, однако теорию марксизма считал устаревшей. Миллс пытался соединить лучшие элементы двух экономических доктрин Ч либерализма и марксизма на основе… …   Словарь бизнес-терминов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»