КИРЕЕВСКИЙ

КИРЕЕВСКИЙ
КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич (1806-1856) - русский философ, литературный критик и публицист. Начинал как литературный критик. В 1820-х подружился с А. Хомяковым. Испытал влияние немецкой философии и немецкого романтизма (в 1831 был в Германии, слушал лекции Гегеля, Шлейермахера, Шеллинга). С начала 1840-х - ведущий представитель славянофильства (хотя К. не всегда принимал термин «славянофил» и свою доктрину называл «православно-славянской» или «славянско-христианской»). Крупнейшие работы: «Девятнадцатый век» (1832; за эту статью был запрещен его журнал «Европеец»); «В ответ А.С. Хомякову» (1839); «О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России» (1852, за эту работу был запрещен «Московский сборник», а К. отдан под гласный надзор полиции); «О необходимости и возможности новых начал для философии» (1856) и др. К. был уверен, что пришла «пора для России сказать свое слово в философии» и в основу этого «слова» он (как и Хомяков) положил духовную философию Восточных Отцов Церкви. Главная задача К. - задать направление самостоятельности русской философии, сделать ее самобытной на пути православного просвещения, которое мыслилось им как синтез восточно-христианской Истины (православия) и мирской мудрости просвещения. Условием подобного православного просвещения, по К., является цельность «внутреннего сосредоточия духа» человека, «главный характер верующего мышления заключается в стремлении собрать все отдельные силы души в одну силу, где разум, и воля, и чувство, и совесть, - и весь объем ума сливаются в одно живое единство, и... восстанавливается существенная личность в ее первозданной неделимости», которая не поддается разрушению грехом. Носитель православного просвещения противопоставляется К. человеку западной культуры и просвещенности, которые не способствуют собиранию личности в целое. Дух православия должен восполнить и исправить пороки Запада, где человек раздробляет свою личность на отдельные стремления и постоянно требует выбора: «раздвоенность и рассудочность - последнее выражение западной культуры», которая достигла своего апогея - «чувства недовольства и обманутой надежды». Эти выводы К. сделал на основе сравнительного анализа истоков «общественного и частного быта» Запада и России. В основе просвещенности Запада, по мнению К., лежали: христианство; варварский дух народов, разрушивших Римскую империю; наследие древнегреческой философии. Восточная просвещенность лишена третьего основания, которое своим рационализмом исказило первоначальное христианство и привело на Западе «к непомерному выпячиванию отвлеченно-рассудочной, формально-логической стороны деятельности человеческого сознания. Римская церковь не смогла противостоять наследию Древней Греции и Рима». Восточное же христианство (православие) пришло в Россию отфильтрованным Византией и сохранило полноту истины, которая, впоследствии, все же, согласно К., была искажена Стоглавым Собором 1551, реформами Петра I, некоторыми ересями, формализмом церковников. Исправить это положение следует в опоре на самобытность российской просвещенности, что невозможно без возрождения православного вероучения и его главной функции - способствовать достижению человеком цельности внутреннего бытия, основание которого «заключало бы в себе самый корень древнерусской образованности, а развитие состояло бы в сознании всей образованности западной и в подчинении ее выводов господствующему духу православно-христианского любомудрия». Путь русской философии К. видит не в отрицании западной мысли, а в ее преодолении через восполнение ее расчлененности и гиперболизированной рациональности (рассудочности), которые приводят западную культуру к крайним формам идеализма, оторванности от мира. Многие идеи К. стали программными для русской философии как у его апологетов, так и критиков. Философия К. замечательна сочетанием трезвого анализа и интуитивизма, веры в будущее и консерватизма, реализма и утопизма, что не делает ее эклектичной, а искренней. Именно К. и др. славянофилы стояли у истоков русской философии 19-20 вв.

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. . 1999.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "КИРЕЕВСКИЙ" в других словарях:

  • КИРЕЕВСКИЙ — Иван Васильевич (1806 56), религиозный философ, литературный критик и публицист, один из основоположников славянофильства. В 1823 вместе с А. И. Ко шелевым основал Общество любомудров (самораспустилось после восстания декабристов). В 1832 начал… …   Русская история

  • КИРЕЕВСКИЙ —         Иван Васильевич [22.3(3.4).1806, Москва, 11 (23). 6. 1856, Петербург], рус. философ идеалист, лит. критик и публицист; наряду с Хомяковым основоположник славянофильства. Входил в кружок «любомудров», испытал влияние нем. идеалистич.… …   Философская энциклопедия

  • Киреевский — (Иван Васильевич) один из основателей славянофильства,род. в Москве 22 марта 1806 г. Происходил из семьи столбовых дворянБелевского уезда Тульской губ., где находилось и родовое имениеКиреевских, с. Долбино. На шестом году К. лишился отца,… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Киреевский И. — Иван Васильевич Киреевский (22 марта (3 апреля) 1806, Москва  11 (23 июня) 1856, Санкт Петербург)  русский религиозный философ, литературный критик и публицист. Сын орловского помещика Василия Ивановича Киреевского и Авдотьи Петровны, урождённой… …   Википедия

  • Киреевский И. В. — Иван Васильевич Киреевский (22 марта (3 апреля) 1806, Москва  11 (23 июня) 1856, Санкт Петербург)  русский религиозный философ, литературный критик и публицист. Сын орловского помещика Василия Ивановича Киреевского и Авдотьи Петровны, урождённой… …   Википедия

  • Киреевский — Киреевский  русская фамилия. Киреевские  русский дворянский род. Известные носители: Киреевский, Иван Васильевич (1806 1856)  религиозный философ, литературный критик и публицист. Киреевский, Илья Васильевич  русский технолог …   Википедия

  • Киреевский — I Киреевский         Иван Васильевич [22.3(3.4).1806, Москва, 11(23).6.1856, Петербург], русский философ идеалист, литературный критик и публицист; наряду с А. С. Хомяковым основоположник славянофильства (См. Славянофильство). Происходил из… …   Большая советская энциклопедия

  • КИРЕЕВСКИЙ — 1 . Иван Васильевич (22.III.1806 11.VI.1856) рус. литератор, критик, философ. Брат П. В. Киреевского. Из дворян Тульской губ. В 1822 1824 слушал лекции в Моск. ун те. В печати стал выступать с 1828. В 1830 вместе с братом Петром слушал лекции в… …   Советская историческая энциклопедия

  • Киреевский — КИРЕЕВ КИРЕЕВСКИЙ Кирей производная форма имени Кирилл (с греческого маленький господин). В старину рассеянных дразнили; Эх ты, Кирей, не нашел дверей . (Ф) См. Кириллов Читатель из Тулы просит объяснить фамилию, которую носила его мать, ее… …   Русские фамилии

  • Киреевский, Петр Васильевич — брат Ивана Васильевича, собиратель произведений русского народного творчества, род. 11 февраля 1808 года в селе Долбине, вблизи г. Белева, родовом имении своего отца, ум. 25 октября 1856 года в своей орловской деревне Киреевской слободке, в трех… …   Большая биографическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»