ДАНИЛЕВСКИЙ

ДАНИЛЕВСКИЙ
ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822-1885) - русский публицист, социальный мыслитель, культуролог, идеолог панславизма. Магистр ботаники Петербургского университета (1849). За научно-административную деятельность награждался золотой медалью Русского географического общества. Директор Никитского ботанического сада (1879). Основные сочинения: «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому» (1869), «Дарвинизм. Критическое исследование» (1885-1889), «Сборник политических и экономических статей» (1890) и др. Известность приобрел благодаря работе «Россия и Европа», вызвавшей острую полемику и зачастую несправедливую критику (например, со стороны В. Соловьева, Кареева). Критики обратили внимание прежде всего на поверхностный, связанный с «восточным вопросом», слой книги и проигнорировали (за исключением Страхова и Леонтьева) ее более глубокий социологический и философско-исто-рический план, обнаруживший свое значение позднее. Рассуждая в русле методологии натурализма и отвергая европоцентристский эволюционный принцип объяснения истории, Д. считал невозможной общую теорию общества, управляемого всеобщими законами. Общество - не особая целостность, но только сумма национальных организмов, развивающихся на основе морфологического принципа, т.е. по собственным имманентным законам. Д., следовательно, наметил одну из ранних форм структурно-функционального анализа социальных систем. Человечество в различных точках роста укладывается в крупные социальные формы (организмы), называемые Д. «культурно-историческими типами» (цивилизациями). «Типы» есть интеграция существенных признаков определенного социального организма, объективирующих национальный характер. Положительную роль в истории, по Д., сыграли 11 основных культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский или древнесемитический, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический или аравийский, романо-германский или европейский. Ряд народов не сложились в культурный тип и выполняют либо функцию «бичей Божиих», т.е. разрушителей отживших культур, либо составляют «этнографический материал» для других цивилизаций. В идеальном плане культура структурируется на 4 разряда (или основы): религия; культура в узком смысле слова (наука, искусство и промышленность); политика; общественно-экономическая деятельность. Исторически существовавшие культурно-исторические типы развивали какой-либо один разряд, либо, в лучшем случае, - два (как европейский). Восточнославянский же тип, по мнению Д., будет первым полным «четырехосновным» культурно-историческим типом. На этом основывались вызвавшие неприятие многих современников политические выводы Д. о месте России в Европе и о славянском мире, который ради спасения своей самобытности должен объединиться в особый культурно-исторический тип и отказаться от подражательности иным культурам. Д., используя биологические аналогии, формулирует законы эволюции культурно-исторических типов. Основы цивилизации одного типа не передаются цивилизациям другого типа. Попытка заменить такие основы ведет к уничтожению культуры. Однако Д. не отрицает культурную преемственность, адекватной формой которой является метод «почвенного удобрения», т.е. знакомство народа с чужим опытом и использование его наименее национально окрашенных элементов. Особое значение для развития цивилизации имеет политическая интеграция культурно близких народов. Выход интеграции за пределы культурного типа приносит только вред. Культурно-исторический тип переживает ряд этапов, причем если период накопления культурного запаса народом неопределенно долог, то период цивилизации (»плодоношения», «растраты», «творчества») весьма короток, культура быстро иссякает и приходит к естественному концу. Д. одним из первых увидел опасность концепции линейного прогресса, подчеркнув гибельность для человечества господства какого-либо одного культурно-исторического типа. Ни одна цивилизация не может утверждать, что она представляет высшую точку истории, каждая вносит свои плоды, идет в своем направлении и только в этом многообразии и осуществляется прогресс. Не существует никакой абстрактной общечеловеческой задачи. От общечеловеческого нужно отличать всечеловеческое как совокупность всего национального; всечеловеческое подобно городу, где каждый отстраивает свою улицу по собственному плану, а не теснится на общей площади и не берется за продолжение чужой улицы. В таком развитии и заключается социальный идеал. Концепция Д. стала одной из первых попыток обоснования взгляда на историю как на нелинейный многовариантный процесс. Будучи недооцененными в момент создания, идеи Д. оказались созвучными многим концепциям 20 в.: теории локальных цивилизаций, теории аккультурации, социологии знания и т.д.

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. . 1999.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ДАНИЛЕВСКИЙ" в других словарях:

  • ДАНИЛЕВСКИЙ —         Николай Яковлевич [28.11(10.12). 1822, с. Оберце Орловской губ., 7(19).11.1885, Тбилиси], рус. публицист, социолог и естествоиспытатель, идеолог панславизма. В кон. 40 х гг. участвовал в кружке петрашевцев, но делу которых был в 1850… …   Философская энциклопедия

  • Данилевский — Григорий Петрович (1829 1890) русский писатель. Р. в богатой дворянской семье, учился в Петербургском университете. В 1849 был арестован по делу Петрашевского; в 1850 1857 служил в мин. нар. просв.; в 1868 1881 редактировал «Правительственный… …   Литературная энциклопедия

  • ДАНИЛЕВСКИЙ — Григорий Петрович (1829 90), русский писатель. Романы Мирович (1879), Княжна Тараканова (1883), Сожженная Москва (1886) занимательное чтение на историческом материале из эпохи 18 начала 19 вв …   Современная энциклопедия

  • ДАНИЛЕВСКИЙ — ДАНИЛЕВСКИЙ, Александр Яковлевич (1839 1923), известный биохимик. Окончил Харьковский ун т в 1860 г. В 1863 г. получил степень д ра медицины и был приглашен профессором мед. химии в Казанский ун т, где оставался до 1871 г. С 1871 г. по 1885 г.… …   Большая медицинская энциклопедия

  • ДАНИЛЕВСКИЙ — ДАНИЛЕВСКИЙ, Василий Яковлевич (родился в 1852 г.), известный физиолог. По окончании в 1874 г. медицинского факультета в Харьковском университете Д. получил в 1875 году степень доктора медицины после защиты диссертации «Исследования о… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Данилевский — Содержание 1 Мужчины 1.1 A 1.2 Б 1.3 В …   Википедия

  • Данилевский Н.Я. — Николай Яковлевич Данилевский Дата рождения: 28 ноября (10 декабря) 1822 Место рождения: село Оберце, Российская империя Дата смерти: 7 (19) ноября 1885 Место смерти: Тифлис, Российская империя Р …   Википедия

  • Данилевский Н. — Николай Яковлевич Данилевский Дата рождения: 28 ноября (10 декабря) 1822 Место рождения: село Оберце, Российская империя Дата смерти: 7 (19) ноября 1885 Место смерти: Тифлис, Российская империя Р …   Википедия

  • Данилевский Н. Я. — Николай Яковлевич Данилевский Дата рождения: 28 ноября (10 декабря) 1822 Место рождения: село Оберце, Российская империя Дата смерти: 7 (19) ноября 1885 Место смерти: Тифлис, Российская империя Р …   Википедия

  • Данилевский А. — Александр Сергеевич Данилевский (4 марта (19 февраля) 1911, с. Олефировка, ныне Полтавской обл., 27 июня 1969, Ленинград) советский энтомолог, один из основоположников теории фотопериодизма насекомых, автор классической монографии «Фотопериодизм… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»