ГУМПЛОВИЧ

ГУМПЛОВИЧ
ГУМПЛОВИЧ (Gumplowich) Людвиг (1838-1909) - польско-австрийский социолог и правовед, преподаватель в университетах Кракова и Граца, автор многих социологических и юридических работ, основоположник теории «социального конфликта», «этноцентризма», оригинальных теорий происхождения государства, рас и законов социального развития. Основные сочинения: «Раса и государство» (1875), «Расовая борьба» (1883) и др. Г. весьма убедительно показал принципиальное отличие социологии от истории, психологии, права, политэкономии, определив специфический характер ее объекта и предмета исследования. Подчеркнув, что для истории и других гуманитарных наук предметом являются те или иные действия личности, события, Г. обосновывает, что «предмет социологии составляет система движений социальных групп, повинующихся столь же вечным, неизменным законам, как солнце и планеты». Предметом социологии, по Г., являются закономерности развития человечества, его классов, социальных групп, социальных отношений, возникающих из взаимодействия человеческих групп и общностей. «Отыскать во всех этих столь различных процессах социального развития социальные законы, действующие в них и управляющие ими, - писал Г., - великая и отнюдь не легкая задача социологии». Г. первым в социологии не только сформулировал ее общие и специфические законы, но и создал их классификацию. Исходя из той методологической посылки, что субстратом социологического закона является социальная группа, человеческий род, и чертами социологического закона, как и природных явлений, являются однообразие, повторяемость, он характеризует такие специфические законы: правильность развития, периодичность, сложность, взаимодействие разнообразного, всеобщая целесообразность, тождество сил, тождество процессов, параллелизм. Общество развивается, по Г., строго закономерно, под действием социальных законов. Его движущей силой является стремление социальных групп к самосохранению и постоянному повышению своих благополучии. Это стремление в свою очередь «приводит к стремлению властвовать над другими социальными группами и их порабощению, - которое, при столкновении с подобными же стремлениями других групп, приводит к борьбе за власть над другими социальными группами». Вся история человеческого развития - сплошная борьба социальных групп. Борьба между ордами (т.е. группами, объединенными физико-антропологическими и этническими признаками), в результате которой возникает государство, в дальнейшем сменяется борьбой, с одной стороны между государствами, с другой - внутри государств: между группами, классами, сословиями, политическими партиями. Особенно много внимания уделил Г. борьбе рас в книге «Расовая борьба». Но понятие «раса» он определял социальными признаками, а не биологическими. Поэтому по существу речь шла о борьбе классов. Г. является автором теории «этноцентризма», которая также обосновывается им прежде всего в книге «Расовая борьба». Он утверждал, что существует разный характер отношений внутри группы и между группами. Опираясь на выведенный им «всеобщий высший закон» - закон самосохранения, Г. доказывал, что если для отношений внутри группы характерны сплоченность, солидарность, высокое уважение к выработанным внутри группы нравственным и эстетическим ценностям, то для отношений между группами, напротив, характерны враждебность, недоверие, взаимное презрение и т.п. В настоящее время термин «этноцентризм» применяется в социологии и социальной психологии. Г. - автор оригинальной концепции происхождения и сущности государства. По Г., объективные закономерные действия социальных групп ведут к созданию государства. Первое действие здесь состоит в порабощении одной орды другой, одного племени другим, одной социальной группы другой, в организации господства над порабощенными, для чего создаются соответствующие учреждения. «Каждое государство является совокупностью учреждений, имеющих целью господство одних над другими, и именно меньшинства над большинством. Поэтому государство есть организация господства меньшинства над большинством». Таким же путем, по Г., происходило и образование наций. По его мнению нации образовались не путем собственного роста племени, народности, а путем порабощения многих племен более могучими, иногда объединенными племенами. Поэтому в государственной форме объединения людей как правило есть несколько народностей, наций. Внеся достойный вклад в развитие социологии, Г. стремился возвысить социологию над всеми гуманитарными науками. Он считал, что она есть основа всех социальных наук: «... как наука о человеческом обществе и о социальных законах социология представляет, очевидно, фундамент всех наук, занимающихся отдельными частями человеческого общества, отдельными направлениями человеческой деятельности, наконец, отдельными проявлениями общественной жизни».

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. . 1999.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "ГУМПЛОВИЧ" в других словарях:

  • ГУМПЛОВИЧ — (Gumplowicz) Людвиг (09.03.1838, Краков 19.08.1909, Грац) польско австр. социолог и правовед, проф. университета в Граце, представитель социального дарвинизма. Согласно Гумплович, социология философская основа всех социальных наук. Несмотря на… …   Энциклопедия социологии

  • Гумплович — (польск. Gumplowicz) польская фамилия. Известные носители: Гумплович, Владислав (1869 1942) польский политический деятель, публицист, географ и экономист, профессор Свободного польского университета; Гумплович, Людвиг австрийский социолог,… …   Википедия

  • ГУМПЛОВИЧ —         (Gumplowicz) Людвиг (9.3.1838, Краков, 19.8.1909, Грац), польскоавстр. социолог и юрист. Представитель социального дарвинизма. Предметом социологии считал социальные группы, а непрерывную и беспощадную борьбу между ними гл. фактором… …   Философская энциклопедия

  • ГУМПЛОВИЧ — (Gumplowicz) Людвиг (1838 1909), австрийский социолог и юрист. По происхождению поляк. Представитель социального дарвинизма, один из основателей социологического направления в государствоведении. Труды по государственному праву, истории… …   Современная энциклопедия

  • Гумплович — (Людвиг Gumplovicz) род. в 1838 г.; поляк попроисхождению, профессор государственного и административного права вграцском унив. В целом ряде сочинений Race u. Staat (В., 1875); DasRecht des Nationalitaten и. Sprachen in Oesterreich Ungarn (Иннсбр …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ГУМПЛОВИЧ (Gumplowicz) Людвиг — (1838 1909) польский и австрийский социолог и правовед, представитель социального дарвинизма. Профессор университета в Граце. Считал, что государство возникает из борьбы за господство этнических групп (рас); ввел понятие этноцентризм ( Расовая… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Гумплович, Людвиг — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гумплович. Людвиг Гумплович Ludwig Gumplowicz …   Википедия

  • Гумплович, Владислав — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гумплович. Владислав Гумплович польск. Władysław Gumplowicz Род деятельности: политический деятель, публицист, географ и экономист, профессор …   Википедия

  • Гумплович Людвиг — (Gumplowicz) (1838 1909), польско австрийский социолог и правовед, представитель социального дарвинизма. Профессор университета в Граце. Считал, что государство возникает из борьбы за господство этнических групп (рас); ввёл понятие «этноцентризм» …   Энциклопедический словарь

  • Гумплович — (Людвиг Gumplovicz) род. в 1838 г.; поляк по происхождению, профессор государственного и административного права в Грацском университете. В целом ряде сочинений Race u. Staat (В., 1875); Das Recht des Nationalitäten u. Sprachen in Oesterreich… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»