ГРОТ

ГРОТ
ГРОТ Николай Яковлевич (1852-1899) - русский философ и психолог. В 1875 окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, после чего пробыл два года в Германии. С 1876 преподавал в Историко-филологическом институте в Нежине. Магистерская диссертация: «Психология чувствований в ее истории и главных основах», докторская - «К реформе логики» (1882). Первый этап творчества Г. носил ярко выраженный позитивистский характер. Начало второго (»метафизического») этапа датируется переездом Г. в Одессу, где он занял кафедру философии в Новороссийском университете. В 1886 приглашен в Московский университет, где проработал до конца жизни. С именем Г. связано реформирование Московского психологического общества (в 1888 избран его председателем) и организация журнала «Вопросы философии и психологии» (в 1889), редактором которого он был до 1896 (с 1894 совместно с Лопатиным). Имел широкий круг знакомств, дружил с B.C. Соловьевым, Лопатиным, князьями Трубецкими, Кавелиным. Был близок с Толстым. Основные работы: «Отношение философии к науке и искусству» (1883); «К вопросу о свободе воли» (1884); «О научном значении пессимизма и оптимизма как мировоззрений» (1884); «Джордано Бруно и пантеизм» (1885); «О душе в связи с современными учениями о силе» (1886); «Жизненные задачи психологии» (1890); «Основания нравственного долга» (1892); «К вопросу о значении параллелизма в психологии (1894); «Основные моменты в развитии новой философии» (1894); «Устои нравственной деятельности» (1895); «Основания экспериментальной психологии» (1895); «Критика понятия прогресса» (1898); «Философия и ее общие задачи» (1904) и др. В первый период творчества находился в круге идей позитивизма с акцентом на органицизм Спенсера. Абсолютизировал научное знание как достоверное, опытным путем добытое. Отвергал любую метафизику как лжеучение и источник заблуждений разума. За философией признавал лишь функцию синтеза знания и средства его «очищения» от следов метафизики, трактовал ее как научную дисциплину. В психологии и теории познания исходил из принципа психофизиологического параллелизма. Чувствование (удовольствие и страдание) понимал как «субъективную оценку гармонии или дисгармонии между тратой веществ в организме и их накоплением в ходе взаимодействия с внешним миром». В психологии был под заметным влиянием идей Сеченова. Познание трактовал как совокупность «психических оборотов»: оно начинается с внешних впечатлений, «переходит» во внутренние психические движения, вызывает волевые стремления и заканчивается снова внешними движениями. Умственные процессы при этом - ассоциации чувственных образов, но не «механические», а «органические» (предполагают процессы интеграции - дифференциации образов). Этика Г. исходила из практической установки, требовавшей нахождения оптимального баланса между оптимизмом и пессимизмом как возможности увеличения счастья. Второй период творчества Г. отмечен отказом от установок и многих идей позитивизма, часто измененных на прямо противоположные (в частности, от отрицания свободы воли Г. пришел к ее признанию). Главное же в этот период для него - обоснование необходимости метафизики. Особенно велико в этот период на него было влияние философии Шопенгауэра. Тем не менее многие свои ранние идеи Г. сохранил и переосмыслил в своей новой философии, которую определял как «монодуализм». Это идеи прогресса, «психологической энергетики» (усиленной после знакомства с работами Оствальда), чувствования. Именно из переосмысливания пантеистических идей Бруно Г. и извлек новую для себя идею философии чувства именно как философии (метафизики, а не науки), основанной на анализе состояний познающего субъекта при помощи «априорного метода» и «метода субъективной индукции». Задача философии - перевод «чувства всемирной жизни» в понятия об истинно существующем. Философия Г. строится принципиально не как монистическая, а как допускающая признание нескольких исходных начал (минимум двух), но и не постулирующая их дуализм, а предполагающая их некоторое объединение на «нейтральной» основе. Отсюда - «монодуализм». Основная содержательная тема последнего - анализ «высшей вселенской мировой воли», в которой слиты воедино сущее и должное, т.е. силы. «Божественная мировая воля» задала акт творения, а в своем нравственном аспекте она есть мировая любовь. «Личная воля человека» предназначена усиливать пульс идеальной жизни в мире, содействовать торжеству разума. Соответственно Г. было переосмыслено и понятие прогресса, который стал пониматься как увеличение нравственной жизни во Вселенной в силу роста в нем сознания и самосознания. Ранняя смерть не позволила Г. полностью осуществить свою программу реформирования позитивистской философии.

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. . 1999.

Игры ⚽ Нужна курсовая?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ГРОТ" в других словарях:

  • грот — грот, а …   Русский орфографический словарь

  • ГРОТ — муж. пещера, вертеп, выход, подвал, подземелье, копаное и украшенное или природное. Гротный вход. II. ГРОТ муж., мор. на парусных судах, большой прямой парус, на нижнем рее средней мачты; косой или штормовой грот, треугольный парус внизу этой же… …   Толковый словарь Даля

  • ГРОТ — муж. пещера, вертеп, выход, подвал, подземелье, копаное и украшенное или природное. Гротный вход. II. ГРОТ муж., мор. на парусных судах, большой прямой парус, на нижнем рее средней мачты; косой или штормовой грот, треугольный парус внизу этой же… …   Толковый словарь Даля

  • ГРОТ — (голланд. groot, от нем. gross большой). Большой прямой парус, привязываемый к нижней рее главной мачты. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГРОТ (итал. grotta). Пещера. Словарь иностранных слов,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ГРОТ — (1. Main sail. 2. Main) 1. Прямой парус, самый нижний на второй мачте от носа (грот мачте). Привязывается к грота рею. 2. Слово, прибавляемое к наименованиям реев, парусов и такелажа, находящимся выше марса грот мачты. Самойлов К. И. Морской… …   Морской словарь

  • грот — 1. ГРОТ, а; м. [итал. grotta] Неглубокая пещера с широким входом; парковое сооружение в виде такой пещеры. Естественный г. Искусственный г. 2. ГРОТ, а; м. Мор. Нижний прямой парус на грот мачте. * * * грот (франц. grotte), 1) неглубокая пещера со …   Энциклопедический словарь

  • грот- — (от голланд. groot, букв. большой) (мор.). Первая часть сложных морских терминов, обозначающих принадлежности грот мачты, напр. грот марсель (второй снизу парус на средней мачте), грот стаксель (парус, протянутый между грот и фок мачтами).… …   Толковый словарь Ушакова

  • грот- — (от голланд. groot, букв. большой) (мор.). Первая часть сложных морских терминов, обозначающих принадлежности грот мачты, напр. грот марсель (второй снизу парус на средней мачте), грот стаксель (парус, протянутый между грот и фок мачтами).… …   Толковый словарь Ушакова

  • ГРОТ — Николай Яковлевич (род. 16 апр. 1852, С. Петербург – ум. 23 мая 1899) рус. философ, профессор (с 1886), председатель Московского психологического общества (с 1888). В каждом философском течении стремился выделить содержащееся в нем зерно истины,… …   Философская энциклопедия

  • грот — а, м. grotte f. ит. grotta > гол. grot. Пещера. Сл. 18. Гротта, сиречь пещера. РГЛ 40. В гроте сего леса сидел толкователь буудущих человеческих случаев. Прим. Вед. 1738 149. Не источние, но шумная река выливается из сего самородного грота. В …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • грот- — [от голл. groot большой] Первая часть сложных слов. Мор. Обозначает принадлежности грот мачты. Грот марсель (второй снизу парус на средней мачте); грот стаксель (парус, протянутый между грот и фок мачтами) …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»