ГЕССЕН

ГЕССЕН
ГЕССЕН Сергей Иосифович (1887-1950) - русский философ, педагог, правовед. Учился в Гейдельбергском (у В. Вин-дельбанда, Б. Ласка, М. Контора, Г. Еллинека) и во Фрей-бургском (у Г. Риккерта и И. Кона) университетах. В 1909 защитил докторскую диссертацию (»Об индивидуальной причинности»). По возвращению в Россию с 1910 по 1914 входил (вместе с Ф.А. Степуном, Б.В. Яковенко (с 1911), В.Е. Се-земаном (с 1913), в редакцию журнала «Логос». Регулярно выезжал по делам журнала в Германию, кроме того слушал курсы у Когена, Наторпа, Н.Гартмана, познакомился с М. Ве-бером. С 1914 по 1917 - приват-доцент Петербургского университета (где среди его студентов был Гурвич). Поддерживал отношения с Петражицким и Кистяковским. С 1917 по 1921 заведует кафедрой педагогики на историко-филологическом факультете Томского университета. В 1921 вернулся в Петроград. Эммигрировал. Занимал кафедру педагогики в Русском высшем педагогическом институте в Праге. В 1931 P.O. Якобсон привлек его к сотрудничеству в Славистском обществе, образовавшемся при Немецком университете в Праге, и Пражском лингвистическом кружке. С 1923 по 1929 - один из руководителей журнала «Русская школа за рубежом». С 1935 преподавал в Варшаве, принял польское гражданство. После войны - профессор педагогики в университете Лодзи (ректор - Котарбиньский). Архив и рукописи Г. (в том числе и две работы, излагавшие его собственную версию современного общества, и подробная разработка «Философии воспитания») погибли во время Варшавского восстания. Основные опубликованные работы: «Философия наказания» (»Логос», 1912-1913); «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» (1923); статья «Монизм и плюрализм в системе понятий» (1928), «Трагедия добродетели в «Братьях Карамазовых» Достоевского (1928); «Проблема конституционного социализма» (»Современные записки», 1924-1928) и др. Г. защищал принципы трансцендентализма, пытался соединить их с диалектическим методом, позволяющим принять «плюрализм в систематике понятий» (достаточную независимость различных «групп понятий»). Задача философии - обнаружить за плюрализмом понятий скрытую в нем иерархию, позволяющую синтезировать монистическое и плюралистическое видение, придать понятиям конкретность. Такой синтез осуществим на основе «метода полноты». Выявленная иерархия понятий дает картину «умаления конкретности». Центральное понятие для Г. - личность. Отсюда возникает проблема применения принципов трансцендентализма в сфере антропологии (а не только этики). Зеньковский указывает, что Г. дал наиболее удовлетворительное в неокантианстве решение этой проблемы. Своеобразие личности заключено в ее духовности, которая задает человеческую индивидуальность. Она обретается в работе над сверхличными задачами и соизмеряется сотворенным. Мир и личность не исчерпываются физической и психической действительностью. Есть еще и царство ценностей и смыслов (которое не трансцендентно, но трансцендентально). Есть ценности, содержащие цели в себе и в этом смысле абсолютные. Эти цели - суть задачи, которые не могут быть разрешены ни в какой конкретной деятельности (не в силу их мнимости, а из-за их неисчерпаемости). Цели-задания (абсолютные ценности) просвечивают сквозь реализуемые цели - данности (относительные ценности), задают полноту бытия личности, являясь ценностями культуры. Последняя есть деятельность, направленная на осуществление безусловных целей - заданий. Их выявление - задача философской рефлексии, реализуются же они в конкретных человеческих практиках через свое предварительное нормирование. Личность, таким образом, всегда созидается через приобщение к миру «сверхличных» ценностей культуры. «Созидание» личности полагает своим условием свободу. «Начало свободы» в человеке трансцендентально, вытекает из потенциально живущей в нем силы автономии духа, заставляет исходить из должного. Свободное действие предполагает свою безусловную новизну в силу своей проективности. Свобода не есть факт - но цель, не данность - но задание, хотя она, указывает Г., «не нарушает законов природы» (она не вне, а внутри). Механизмы реализации свободы задаются через этику и право, посредством которых осуществляется практическая волевая интуиция (»волезрение»). В этом ключе Г. специально анализируется проблема преступления как нарушения закона ответственным субъектом (формальный анализ) и как симптома дисгармонизации между законностью и жизнью (содержательный анализ). Г. приходит к выводу о том, что высшая мера наказания противоречит концепции правосудия, так как наказание перестает быть выражением справедливости, уничтожается (с уничтожением субъекта права) сама возможность реализации права. В этом же ключе дан и анализ этической проблематики романа Достоевского «Братья Карамазовы», в котором все основные герои рассматриваются как носители разных стадий добродетели (как естественная основа нравственности, как объект размышления, как любовь (»из-за ничего») и т.д.). Однако основное внимание Г. на протяжении всей его жизни было сосредоточено на исследовании процессов образования и воспитания, которые наряду с процессами созидания гражданственности (право и государственность) и цивилизации (хозяйство и техника) задают культуру общества. Образование - область реализации дисциплины через свободу, а свободы - через закон долга. Свобода здесь - не выбор между наличными путями, а созидание нового пути, не существовавшего ранее даже в виде возможного выхода. Она - основа взаимоотношений учителя и ученика. Она же требует акцента на методе и его самостоятельном применении (задача обучения - овладение методом). За сказанным всегда должен быть план несказанного, подразумеваемого, в знании должно просвечивать другое знание. Реализация этих максим требует постоянной про-блематизации обучения, созидания себя как нравственной, свободной и ответственной личности через приобщение к ценностям (целям - заданиям) культуры как цели образования. Отсюда основополагающее убеждение Г. в том, что даже самые конкретные вопросы педагогики выводятся в последних своих основах из чисто философских проблем. И обратно - самые отвлеченные философские вопросы имеют практическое значение и могут быть (через «метод полноты») доведены до уровня реализации. Педагогика при этом пони мается Г. двояко. С одной стороны, как практическая, а не теоретическая наука (направлена не на сущее, а на должное, не на бытие, а на установление правил и норм деятельности). С другой стороны, как прикладная философия. Как прикладную философию трактовал педагогику и Наторп, но он не выводил ее на уровень конкретной применимости (работа «Социальная педагогика»). Таким образом, Г. можно рассматривать как одного из основоположников философии (и социологии) образования.

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. . 1999.

Игры ⚽ Нужен реферат?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ГЕССЕН" в других словарях:

  • Гессен — земля, Германия. Истор. обл. Гессен (Hessen) получила название по жившему на ее территории крупному герм, племени, упоминаемому в латин. источниках как хатты (chatti), в раннем Средневековье как хаосы или хессы. Географические названия мира:… …   Географическая энциклопедия

  • Гессен — (Hesse), одна из земель ФРГ. В 19 в. это назв. относилось как к Великому герцогству Гессен Дарм штадтскому, так и к курфюршеству Гессен Кассель. В 1866 г. курфюршество Гессен Кассель стало союзником Австрии, в рез те чего после австро прусской… …   Всемирная история

  • ГЕССЕН —         Сергей Иосифович (1887 1950) философ и публицист. Окончив юрид. ф т С. Петербург, ун та, Г. продолжил образование в Германии, в Гейдельберг. и Фрейбург. ун тах, где занимался под рук. Виндельбанда, Риккерта и Г. Еллинека.         Г.… …   Энциклопедия культурологии

  • ГЕССЕН —     ГЕССЕН Сергей Иосифович [16 (28) августа 1887, УстьСысольск Вологодской губ. 2 мая 1950, Лодзь, Польша] русский философ, публицист, соредактор журнала “Логос”. После окончания 1 й Петербургской гимназии изучал философию в университетах… …   Философская энциклопедия

  • Гессен — адвокат, один из выдающихся руководителей кадетской партии. До последних лет был единомышленником Милюкова и соредактором последнего по Речи . После Октябрьской революции возглавлял правое крыло эмигрантов кадетов, редактируя белогвардейскую… …   1000 биографий

  • ГЕССЕН — Иосиф Владимирович (1865 1943), один из лидеров партии кадетов, адвокат, публицист. Депутат 2 й Государственной думы. Редактор газеты Речь . С 1919 в эмиграции. В 1921 37 издавал в Берлине сборник документальных материалов Архив русской революции …   Русская история

  • гессен — сущ., кол во синонимов: 2 • город (2765) • земля (106) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • ГЕССЕН — 1 . Иосиф Владимирович (1866 1943) один из основателей и член ЦК партии кадетов. Деп. 2 й Гос. думы от Петербурга. Редактор журн. Право , соредактор (вместе с П. Н. Милюковым) газ. Речь . Белоэмигрант. Враг Сов. власти. С 1920 в Берлине издавал… …   Советская историческая энциклопедия

  • Гессен — I Гессен         Иосиф Владимирович [2(14).4.1866 1943], русский буржуазный публицист, юрист, один из основателей (1905) и лидеров партии кадетов (См. Кадеты), член её ЦК. Родился в Одессе. В 1889 окончил юридический факультет Петербургского… …   Большая советская энциклопедия

  • Гессен — У этого термина существуют и другие значения, см. Гессен (значения). Hessen Гессен Германия Флаг …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»