БУДНЫЙ

БУДНЫЙ
БУДНЫЙ Беняш (кон. 16 - нач. 17 вв.) - белорусский гуманист, писатель, переводчик античных авторов. Окончил Кенигсбергский протестантский университет. Жил при дворах белорусских магнатов (Ф. Скумина, А. Хрептовича), служил экономом у Николая Криштофа Радзивила. Свои взгляды излагал в предисловиях и комментариях к переводимым и издаваемым им книгам. У Б. заметна тенденция к христианизации античной этики и модернизации самой античной философии, стремление найти общечеловеческие принципы и нормы морали. Б. исходил из того, что человек должен жить в согласии со своей природой, т.е. разумно и нравственно. Этический идеал - мудрец-философ как свободный человек, не боящийся никого и ничего. Умение владеть собой - условие достижения подлинной свободы и счастья, которое невозможно без добродетельности, знаний и духовности. Этические взгляды Б. находились в целом под значительным воздействием стоического идеала, который он и пытался синтезировать с христианской моралью. Кроме переводов известен своей работой «Краткие и ясные повести, называющиеся по-гречески Апафегматами» (1599), представляющей собой философско-этические сентенции, возникшие при изучении жизни древних философов и политических деятелей. Работа многократно переиздавалась на разных языках (в том числе и на русском - первое русское издание было осуществлено по распоряжению Петра I) вплоть до начала 18 в.
БУДНЫЙ Сымон (ок. 1530-1593) - мыслитель Беларуси эпохи Возрождения, религиозный реформатор, филолог, педагог, поэт. Имеют место разные интерпретации его жизни и творчества. Точно не известно место рождения (в польских или в белорусских Будах), а, следовательно, и кто он по национальности, что не столь важно для истории мысли, однако, вызывает напряженность в «паракультурных» «спорах». Получил хорошее образование в Краковском университете, возможно, продолжил образование в Базельском протестантском университете. С 1558 - проповедник кальвинизма в столице Великого княжества Литовского (ВКЛ) - Вильне. С 1560 - проповедник в Клецке. В Несвиже создал типографию, воспользовавшись шрифтом Скорины. Здесь в 1562 был издан «Катехизис» на белорусском языке, а также вышла книга «Оправдание грешного человека перед Богом». В атмосфере относительной веротерпимости в ВКЛ Б. прошел серьезную философско-теологическую эволюцию от кальвинизма к антитринитаризму, заложив идейные предпосылки социанства. Результаты этой духовной работы отражены в его произведениях (»О двух природах Христа», «По поводу аргументов Симлера» (Симлер-швейцарский теолог, выступивший с критикой Б. за то, что тот привнес в Писание собственные мысли), «О наибопее важных положениях христианской веры», вышедших после 1573 в Лоске), в переписке со швейцарским теологом Г. Булингером. Начало пересмотру взглядов Б. было положено его работой по анализу известных ему переводов Библии (в том числе и «Библии» Скорины) для своего польского ее перевода и развернутого комментария к нему (1572, однако, издателями был опущен комментарий). В 1574 переиздал «Новый завет» со своими комментариями и предисловием. Религиозно-философская концепция Б. оригинальна и весьма радикальна. В частности, он отрицал многие догмы религии, выдвигая деистические и натуралистические принципы, склоняясь к трактовке Бога как космической первопричины, отвергая Троицу как фантастическую сущность. Дух - не равнозначная субстанция, а атрибут Бога, Иисус Христос - человек, избранный Богом спасительной для человечества миссии. Б., отрицая бессмертие души, утверждал, что душа - не что иное, как человеческая жизнь. А если прибавить к сказанному его рационалистические трактовки чудес, то становятся вполне понятными те нападки, которым он подвергся со стороны церкви (в 1582 был лишен возможности проповедовать, а в 1584 он был исключен из братской общины). Б. эволюционировал ко все более рациональным идеям и мировоззрению, причем, по свидетельству ряда его оппонентов, к концу жизни Б. приходит якобы к абсолютному атеизму. Во всяком случае, Б. - один из наиболее последовательных рационалистов в нашей философской мысли, причем, не только в вопросах теологии, но и в социальной философии. Б. отстаивал приоритет индивидуального разума, выступал против крайностей интеллектуальной нетерпимости и догматизма мышления. Средством их преодоления считал свободу высказывания своих мыслей и полемическое обсуждение возникающих разногласий. Понятия разума возникают из чувственного опыта, а не являются врожденными. С другой стороны, они постоянно нуждаются в переинтерпретации, в извлечении и экспликации истин, находящихся в текстах (в том числе и в Писании) в свернутом виде. Истина - такое положение, которое не противоречит разуму и опыту человека и требует охвата для своего обоснования максимально широкого круга фактов. Она не безразлична к контексту, из которого извлекается. Основа светской жизни человека - личная моральная ответственность перед Богом за свои поступки. Особый интерес представляет трактовка Б. понятия «логос». Он понимал его как единство мысли и его практического выражения - языка, считая его универсальным понятием. В социальной философии Б. отстаивал рационализированное государственное устройство типа просвещенной монархии с хорошо действующей правовой основой и принципиально боролся с лево-радикальными антитринитариями (социальными утопистами, провозглашавшими необходимость отмены частной собственности и всякой власти). Б. отстаивал приоритет свободы личности (в чем был близок Пико делла Мирандоле и продолжал традиции Скорины). Основные работы Б. по социальным вопросам - «Оборона достоверного учения про светскую власть» (1580) и «О светской власти» (1583). Существует версия, что он является и автором предисловия к работе А. Фрыча Моджевского «Об усовершенствовании Речи Поспо-литой» (1577). Взгляды Б. были развиты в социанстве, снявшем атеистически окрашенный радикализм Б., а также в трудах его друга Цяпинского.

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. . 1999.

Игры ⚽ Нужна курсовая?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "БУДНЫЙ" в других словарях:

  • Будный — Будный, Симон Симон Будный Сымон Будны Дата рождения: январь 1530 Дата смерти: 13&# …   Википедия

  • БУДНЫЙ — Симон (р. в сер. 30 х гг. 16 в. – ум. ок. 1593) – идеолог реформации и гуманизма в Польше, Белоруссии и Литве. Образование получил в Краковской академии. Примыкая к кальвинизму, издал в 1562 в Несвиже Катехизис для простых людей языка русского и… …   Философская энциклопедия

  • будный — прил., кол во синонимов: 2 • поташный (2) • селитряный (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • БУДНЫЙ — Симон [1530(?), дер. Буды в Мазовии, Польша, 13.1.1593, с. Вишнёвое, ныне в Минской обл.], белорус, просветитель, идеолог реформац. движения в Вел. княжестве Литовском (кальвинизма, позднее социнианства). Образование получил в Ягеллонском… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • БУДНЫЙ — Симон (30 е гг. 16 в. 13.I.1593) видный деятель польск. и белорус. культуры 16 в., активный участник реформац. гуманистич. движения в Белоруссии, Польше и Литве. Происходил, видимо, из среды мазовских или зап. рус. мелких дворян. Окончил… …   Советская историческая энциклопедия

  • БУДНЫЙ — Катехизис. Несвиж, 1562 (РГБ. Л. 1) Катехизис. Несвиж, 1562 (РГБ. Л. 1) [польск. Budny] Симон [белорус. Сымон; польск. Шимон] (ок. 1530, дер. Буды, Мазовия 13.01.1593, мест. Вишнев (Вишнево), близ Молодечно), западнорус. протестант. проповедник,… …   Православная энциклопедия

  • Будный —         Симон (1530, деревня Буды в Мазовии, Польша, 13.1.1593), деятель белорусской культуры, гуманист, активный деятель религиозно национального движения в Литве и Белоруссии, попавших под власть Польши. Происходил, видимо, из среды мазовских… …   Большая советская энциклопедия

  • БУДНЫЙ — Ян Андреевичь Будный, писарь пинский. 1678. Арх. Сб. VI, 353 …   Биографический словарь

  • Будный Симон — (1530, деревня Буды в Мазовии, Польша, ≈ 13.1.1593), деятель белорусской культуры, гуманист, активный деятель религиозно национального движения в Литве и Белоруссии, попавших под власть Польши. Происходил, видимо, из среды мазовских или… …   Большая советская энциклопедия

  • БУДНЫЙ Симон — (ок. 1530 93) один из руководителей реформационного движения в Белоруссии и Литве. Организатор типографии в Несвиже, где издал на белорусском языке Катехизис (1562) и другие книги …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»