ЮНГЕР


ЮНГЕР
ЮНГЕР (Junger) Эрнст (1895-1998) - немецкий мыслитель и философ. Участник Первой (14 ранений, орден «За доблесть») и Второй (офицер вермахта в Париже, заслуживший репутацию «культурного атташе» Германии) мировых войн. Совместно с Элиаде издавал журнал «Antaios» (1959-1971). Лауреат премии имени Гете (1982). Патриот Германии и оппонент национал-социализма. Культовая фигура многих западноевропейских интеллектуалов и политиков 20 в. - вне зависимости от их политических ориентаций (Хайдег-гер, Г. Коль, А. Жид, маршал Ф. Фош, П. Пикассо, Ф. Миттеран, Ж.-М. Ле Пен, И. Бехер, А. Гитлер и др.). Основные сочинения: «Стальные грозы» (1922), «Тотальная мобилизация» (1930), «Рабочий. Власть и персонаж» (1932), «Хвала звуку» или «Секреты речи» (1941), «Излучения» (1944), «Речь и телосложение» (1947), «За чертой» (1950), «Гордиев узел» (1953), «Типаж, имя, действующее лицо» (1963) и др. Испытал существенное влияние взглядов Ницше и Шпенглера. Сторонник миропонимания «философии жизни». В русле этих интеллектуальных традиций Ю. сумел продемонстрировать высокую эффективность замены традиционалистских философских категорий мифологизированными образами действительности и в середине - второй половине 20 ст. Основные проблемы философского творчества Ю. - связь человека и космоса, соотношение жизни и смерти, оппозиция мира и войны. Целостную совокупность исходных, первичных жизненных сил, воплощающих в себе нерасторжимую связь индивида с родом, Ю. трактовал как основу одушевленной телесности любого человеческого организма. Выступая как неотъемлемая часть природы, человек, согласно Ю., переживает изначальную глубину мироздания вне границ непосредственного опыта посредством таких эмоций как: а) мира сновидений; б) ощущений страха и ужаса, минимизирующих дистанцию между личностью и предожиданием смерти; в) экстаза упоения жизнью. Человек, по Ю., неизбывно зависит от тотемических, магических, технических и иных внешних, чуждых ему сил. Современное индустриальное государство, по Ю., предельно технизировано (индивид лишен каких-либо осмысленных представлений о ценностях жизни: культ техники выступает и как «высокая» метафизика, и как повседневная этика, полностью подавляющие его самость). Мировые войны 20 ст., по мнению Ю., могут быть интерпретированы как один из факторов всеевропейского «гигантского индустриального процесса», как ипостась «воли к власти», результирующейся в массовом жертвенном самоотречении людей. Пафос героики в данном случае отсутствует: человек реализует собственную предназначенность как придатка технических механизмов. Тоталитарное государство в целях выживания, объективации своей абсолютной воли и сопряженной с ними геополитической экспансии вынуждено трансформировать идеи «общественного договора» и идеалы либерализма в глобальную модель перспективного «рабочего плана», в рамках которого стираются базисные социальные водоразделы социума и, в частности, каждый «рабочий» (»работник») необходимо выступает и как «солдат». В динамике как мирного, так и военного времени (согласно Ю., это в конечном счете взаимозаменяемые понятия) данный «рабочий план» может быть обозначен как состояние «тотальной мобилизации». «Рабочий» у Ю., - это не столько обобщенный термин для обозначения представителя определенного общественного класса, сколько категориальная словоформа для фиксации универсального типа человека. Последний являет собой естественный продукт эволюции техники, выступая носителем новаторского сознания, присущего 20 ст. Значимость обретения абстрактной свободы для таких людей, по Ю., в пределе своем уступает активному участию в репер-туарах героического служения Отчизне и безукоризненному выполнению своих функциональных обязанностей как граждан. В эпоху второй половины 20 в., маркированной знамением термоядерной катастрофы, Ю. призывал каждого, кто в состоянии осознать и бороться за свою индивидуальную свободу, осознав ее ценность, выбрать для себя (пусть даже и в полном одиночестве и изоляции) так называемый «путь через лес» (эссе Ю. «Прогулка в лесу»). Человек, готовый в одиночку противостоять тоталитарному государству, - «человек, идущий через лес» - неизбежно, по Ю., обречен на обретение встречи с подлинным самим собой, восстанавливая свою изначальную духовно-телесную связь с родом, т.е. свое истинное наследие. Смерть - не угроза для человека, наконец обретшего себя. Согласно Ю., «с возрастом надо укреплять дружбу со смертью.., давая ей прорасти в тебе деревом, дающим тень».

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. . 1999.

Смотреть что такое "ЮНГЕР" в других словарях:

  • Юнгер Э. — Юнгер, Эрнст Юнгер, Эрнст Эрнст Юнгер (Ernst Jünger) (29 марта 1895  17 февраля 1998)  писатель, мыслитель, один из главных теоретиков немецкой консервативной р …   Википедия

  • ЮНГЕР — (Junger) Эрнст (19.03.1895, Гейдельберг) нем. писатель, политолог, философ. В годы, предшествующие нацизму крайне правый публицист, теоретик так называемой консервативной революции , автор ходячих политических формул (например, тотальной… …   Энциклопедия социологии

  • ЮНГЕР — (Jünger) Эрнст (род. 29 марта 1895, Гейдельберг – ум. ?) – нем. писатель и философ; автор ряда философских соч. Работал над философским толкованием военных событий. Для философии существования является важной его книга «Der Arbeiter, Herrschaft… …   Философская энциклопедия

  • ЮНГЕР — Елена Владимировна (родилась в 1910), актриса. На сцене с 1930. С 1936 в Ленинградском театре комедии. Для Юнгер характерно тонкое чувство жанра и стиля, игра окрашена легкой, изящной иронией: Принцесса ( Тень Е.Л. Шварца, 1940, 1960), Диана (… …   Современная энциклопедия

  • ЮНГЕР — Елена Владимировна (род. 1910), актриса, народная артистка РСФСР (1950). Жена Н. П. Акимова. С 1936 в Ленинградском театре комедии. Для Юнгер характерны тонкое чувство жанра и стиля, лёгкая, изящная, ироничная манера игры. Роли: Принцесса ( Тень… …   Русская история

  • ЮНГЕР — (Junger) Эрнст (родился в 1895), немецкий писатель и философ. Тезис противостояния германского и славянского миров, трактовка войны как глубочайшего жизненного переживания в военных дневниках В стальных грозах (1920); идеи паневропеизма и защиты… …   Современная энциклопедия

  • Юнгер Е. В. — Елена Юнгер Имя при рождении: Елена Владимировна Юнгер Дата рождения: 3 мая 1910 Место рождения: Санкт Петербург, Российская империя …   Википедия

  • Юнгер Е. — Елена Юнгер Имя при рождении: Елена Владимировна Юнгер Дата рождения: 3 мая 1910 Место рождения: Санкт Петербург, Российская империя …   Википедия

  • Юнгер — немецкая фамилия. Известные носители: Юнгер, Эрнст (1895 1998) немецкий писатель и мыслитель. Юнгер, Фридрих Георг (1898 1977) немецкий писатель, эссеист Юнгер, Елена Владимировна (1910 1999) советская актриса …   Википедия

  • Юнгер — (Jünger)         Эрнст (р. 29.3. 1895, Гейдельберг), немецкий писатель и мыслитель (ФРГ). Офицер в 1 ю мировую войну 1914 18, Ю. получил широкую известность как автор дневника «В стальных грозах» (1920). Изображая ужасы войны, Ю. в то же время… …   Большая советская энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «ЮНГЕР» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.