ЧААДАЕВ


ЧААДАЕВ
ЧААДАЕВ Петр Яковлевич (1794-1856) -русский мыслитель, публицист, общественный деятель. По происхождению из дворян, участник войны 1812, находился в оппозиции к царскому режиму и русской дворянской олигархии, не разделяя целиком и принципов демократической идеологии, хотя и состоял в «Союзе благоденствия» (1819), а затем и в «Северном обществе» декабристов (1821). Его теоретические взгляды формировались под влиянием двух противоположных тенденций (просветительского рационализма и христианского монотеизма), поэтому при целостном восприятии творчество Ч. выглядит крайне противоречивым. По крайней мере, до отъезда за границу в 1823 Ч. был сторонником декабристской идеологии и придерживался просветительской ориентации. Перелом произошел в 1824-1825, во время путешествия Ч. по Европе, где он встречался с Шеллингом, Лашенне, Куком; сыграло свою роль и пребывание в масонской ложе, и мистические настроения друзей. В результате к 1829-1830 у Ч. сформировалось новое, философско-истори-ческое и религиозное мировоззрение, которое и проявилось в «Письмах о философии истории» или «Философических письмах» (1829-1831) - самом значительном произведении мыслителя, а также в сочинении «Апология сумасшедшего» (1837). Первое письмо было опубликовано в 1836 в журнале «Телескоп» и вызвало многочисленные и неоднозначные отклики современников, среди которых самым «значительным» был указ императора Николая I, по которому Ч. был объявлен сумасшедшим и взят под надзор. Обращаясь к исторической судьбе России в контексте мировой культуры, Ч. развивает идею целостного понимания исторического процесса в духе «объективного идеализма», согласно которому истинное единство истории - это «религиозное единство». Основой мирового развития выступает «великое ВСЕ», «абсолютное единство», «истинная реальность», которые суть имена Бога и в качестве основных онтологических категорий выражают закон «природы физической» и «природы духовной». Структура этих двух слоев реальности, по Ч., идентична, но элементами первого являются атомы, а второго - идеи. Провиден-циалистское понимание Ч. закона истории означает, что все сущее сотворено Богом и подчиняется мудрости Провидения, «вечной божественной силе», которая ставит перед каждым народом определенную цель, частную по отношению к цели развития всего человечества, идущего к царству Божьему на земле. Ч. отдает предпочтение христианской телеологии, придающей «нравственный смысл» развитию западноевропейских народов, миссия которых заключается в дальнейшем распространении христианского вероучения. Трансляция идей «духовного» мира в мир «физический» осуществляется в своеобразной элитарной форме, в обращении Провидения к народным «массам» посредством избранников, которые дают толчок «коллективному сознанию» нации и приводят ее в движение. Развитие и консолидация людей в единую общность (народ или нацию) основана на традиции - непосредственной передаче истины от одного поколения к другому в непрерывной преемственности, благодаря чему обеспечивается единство и нравственное воспитание народа, достигается общая социальная стабильность и «устойчивость личной жизни» каждого отдельного гражданина. Образцом эволюционного развития для Ч. служит опыт западноевропейских государств, частная и общественная жизнь которых основана на «идеях долга, справедливости, права, порядка» - этих основополагающих и руководящих началах, которые покоятся на духе строгой организации католической церкви и благодаря которым только и возможна связь с прошлым и основания для будущего развития. Снятие всех антитез между Россией и Западом, нормализация русской действительности может осуществиться, по мнению Ч., только путем нравственного воспитания и образования в соответствии с идеалами западного просвещения и религиозного синтеза. Поэтому, по Ч., необходимо устранить разногласия между католицизмом и православием для восстановления не только духовного, но и социального единства России и Европы. Философская концепция Ч. и его попытка исторического анализа закономерностей общественного развития России в контексте западноевропейской и мировой цивилизации стала основой «модернизации» русского национального самосоз: нания и стимулировала дальнейшее развитие русской религиозной и социальной философии.

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. . 1999.

Смотреть что такое "ЧААДАЕВ" в других словарях:

  • Чаадаев — Чаадаев, Пётр Яковлевич Пётр Яковлевич Чаадаев Пётр Яковлевич Чаадаев Дата рождения: 27 мая (7 июня) 1794(17940 …   Википедия

  • ЧААДАЕВ —         Пётр Яковлевич [27.5(7.6). 1794, Москва, 14(26).4.1856, там же], рус. мыслитель и публицист. Друг А. С. Пушкина. В 1819 был принят в «Союз благоденствия», в 1821 в Сев. общество декабристов, но деятельным членом тайных обществ не был и… …   Философская энциклопедия

  • Чаадаев — ЧАДАЕВ ЧЕГОДАЕВ ЧЕОДАЕВ ЧАГАДАЕВ Чегодай из тюркского имени Чагатай в русском произнолшении Чаадай. Так звали, в частности, второго сына Чингисхана, он получил во владение огромную территорию, население которой называли чегодаи (фонетический… …   Русские фамилии

  • Чаадаев — Чаадаев, Петр Яковлевич (1793 1856) друг Пушкина и декабристов, был непродолжительное время членом Тайного общества. В 1820 г., будучи адъютантом командира гвардейского корпуса, кн. Васильчикова, был послан им курьером к Александру I с известием… …   1000 биографий

  • ЧААДАЕВ — Пётр Яковлевич (1794 1856), мыслитель и публицист. Участвовал в Отечественной войне 1812, в 1821 принят в Северное общество декабристов, в 1823 26 за границей. Философско исторические взгляды сложились под влиянием идей католического… …   Русская история

  • Чаадаев, Пётр — Пётр Яковлевич Чаадаев Пётр Яковлевич Чаадаев Дата и место рождения: 27 мая (7 июня) 1794, Москва Дата и место смерти: 14 (26) апреля 1856 …   Википедия

  • Чаадаев П. Я. — Пётр Яковлевич Чаадаев Пётр Яковлевич Чаадаев Дата и место рождения: 27 мая (7 июня) 1794, Москва Дата и место смерти: 14 (26) апреля 1856 …   Википедия

  • Чаадаев П. — Пётр Яковлевич Чаадаев Пётр Яковлевич Чаадаев Дата и место рождения: 27 мая (7 июня) 1794, Москва Дата и место смерти: 14 (26) апреля 1856 …   Википедия

  • Чаадаев —         Петр Яковлевич [27.5(7.6).1794, Москва, 14(26).4.1856, там же] русский мыслитель и публицист. Родился в дворянской семье (мать дочь историка князя М. М. Щербатова). В 1808 11 учился в Московском университете, где сблизился с Н. И.… …   Большая советская энциклопедия

  • ЧААДАЕВ — 1 . Иван Иванович (г. рожд. неизв. ум. 1696) думный дворянин, дипломат, окольничий (с 1676 77). В 1658 66 был воеводой в укр. городах, в т. ч. в Киеве. Стремился укрепить влияние рус. царизма на Украине, защищал привилегии мещан от посягательств… …   Советская историческая энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «ЧААДАЕВ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.