СТРАХОВ

СТРАХОВ
СТРАХОВ Николай Николаевич (1828-1896) - русский философ, литературный критик и публицист. Окончил Главный педагогический институт (1851). Член-корреспондент Петербургской Академии наук (1890). Один из ведущих идеологов почвенничества. Близкий друг Л.Н. Толстого и Достоевского, биограф последнего. Находился под влиянием идей Гегеля, позже - Шопенгауэра, А.А. Григорьева, Л.Н. Толстого, Данилевского. Наследие С. весьма разнообразно по тематике (естествознание, психология, философская антропология, философия истории и многое другое). Основные работы С: «Письма об органической жизни» (1859). «Значение гегелевской философии в настоящее время» (1860), «Метод естественных наук» (1865), «Мир как целое» (1872), «Борьба с Западом в нашей литературе» (в 3-х т.; 1882, 1883, 1895), «О вечных истинах» (1887), «Из истории литературного нигилизма» (1892). Переводил на русский язык работы Шеллинга, Фишера, Ф. Ланге и др. Из философских идей С, прежде всего, следует выделить его антропоцентри-стскую космологию и гносеологию. В работе «Мир как целое» С. писал: «Мир есть связанное целое, - в нем нет ничего «самого по себе существующего», он функционирует как «иерархия существ и явлений», являющихся различными степенями воплощающегося духа. «Вещественная» сторона мира подчиняется и осваивается духовной составляющей (духом). Центр мира, вершина его иерархии - человек (»узел мироздания»). Через человека духовное начало овладевает веществом; человек познает мир и пытается раскрыть его загадку, что возможно только на пути к Абсолюту, на пути разрыва связей с этим миром. «В нашем сознании сознает себя то вечное духовное начало, в котором - корень всякого бытия. Все от Бога исходит и к Богу ведет и в Боге завершается». Антропоцентризм, по С, должен осознаваться только как сфера религиозного состояния, без которого сущность человека - постижение мира и Абсолюта - превращается всего лишь в подобие игры воображения, в одностороннюю плоскую познавательность - рационализм. За такой рационализм, который привел к секуляризму, С. критикует западную культуру: «Европейское просвещение это могущественный рационализм, великое развитие отвлеченной мысли», породившей позитивизм, материализм и нигилизм как симптомы упадка духовности, как доктрины, отрицающие высшие духовные сферы. «Никакого выхода из рационализма не может существовать внутри самого рационализма». В отличие от старших славянофилов (Хомякова и Киреевского, в частности) С. не выступал за «исправление» западно-европейского рационализма ценностями восточно-православной культуры. Будучи сторонником теории культурно-исторических типов Данилевского, С. считал, что нельзя говорить об общекультурной миссии славянства - славянские идеалы и ценности значимы только для славянского этноса (как отдельного культурно-исторического типа) и их ненавязывание другим народам как общечеловеческих и общеобязательных свидетельствует только в пользу миролюбия и терпимости славянства. В вопросах взаимоотношения России и Европы С. выступал ярым критиком Вл.С. Соловьева, утверждая, что его исследования «Из истории русского сознания» «плодят» «поклонников Конта и Спенсера» и выражают мысль об отсутствии самобытности и самостоятельности русского национального сознания. Самобытность России С. видит, в первую очередь, в возможности отказаться от панрационализма, который проник уже в русское просвещение: «Требуется... изменить характер нашего просвещения, внести в него другие основы, другой дух» из «некоторой духовной области», в которой «русский народ постоянно жил и живет», «в которой видит свою истинную родину, свой высший интерес». Флоровский взгляды С. называл антропологическим национализмом, в котором базой самобытности является «особенность социологического или антропологического типа, а не оригинальность культурных содержаний».

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. . 1999.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "СТРАХОВ" в других словарях:

  • Страхов — Фамилии, образованные от существительных с отвлеченными значениями, были весьма в ходу у семинарских наставников. Страхов, Трепетов напоминали воспитанникам об их долге быть богобоязненными. Впрочем, в документах древности встречаются и крестьяне …   Русские фамилии

  • Страхов — Николай Николаевич (1828 1896) критик, публицист. Р. в Белгороде, Курской губ., в семье священика. Учился в духовной семинарии. В 1851 кончил Главный педагогический ин т. Был десять лет преподавателем математики и естественных наук в Одессе и… …   Литературная энциклопедия

  • СТРАХОВ — Николай Николаевич (1828 96), российский философ, публицист, критик. В книгах Мир как целое (1872), О вечных истинах (1887), Философские очерки (1895), полагая высшей формой познания религию, критиковал современный материализм, а также спиритизм; …   Современная энциклопедия

  • Страхов Н.Н — Николай Николаевич Страхов (1828 1896) известен как активный сотрудник неославянофильских журналов «Время», «Эпоха», «Заря», в которых он отстаивал идею «русской самобытности», высказывал свое… …   Википедия

  • Страхов — Страхов  русская фамилия. Известные носители: Страхов, Адольф Иосифович (1896 1979)  скульптор, художник. Страхов, Александр Борисович (р. 1948)  российско американский учёный этнолингвист и русский поэт. Страхов, Алексей… …   Википедия

  • СТРАХОВ — Николай Николаевич (16 окт. 1828 – 26 янв. 1896) – рус. философ гегельянец, идеолог почвенничества, публицист и лит. критик. Окончил Костромскую духовную семинарию (1845), учился па физико математич. ф те Петерб. ун та, затем в Педагогич. ин те,… …   Философская энциклопедия

  • Страхов — I Страхов         Николай Михайлович [р. 2(15).4.1900, г. Волхов, ныне Орловской области], советский геолог и геохимик, академик АН СССР (1953; член корреспондент 1946). Окончил Московский университет (1928). С 1934 работает в Геологическом… …   Большая советская энциклопедия

  • СТРАХОВ — 1. СТРАХОВ Владимир Николаевич (род. 1932), геофизик, академик РАН (1992). Сын Н.М. Страхова. Труды по теории интерпретации геофизических полей, методам решения некорректных задач геофизики. 2. СТРАХОВ Николай Михайлович (1900 78), геолог,… …   Русская история

  • Страхов Николай Николаевич (писатель I) — Страхов (Николай Николаевич) известный писатель. Родился 16 октября 1828 г. в Белгороде, Курской губернии; сын магистра Киевской академии, протоиерея и преподавателя словесности Белгородской семинарии. Рано лишившись отца, Страхов был взят на… …   Биографический словарь

  • Страхов Николай Иванович — Страхов (Николай Иванович) сатирический писатель XVIII в.; перевел и составил Рассматриватель жизни и нравов (Санкт Петербург, 1811), Нынешнее состояние калмыцкого народа с присовокуплением калмыцких законов (Санкт Петербург, 1810), Вакефильский… …   Биографический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»