СЕН-СИМОН


СЕН-СИМОН
СЕН-СИМОН (Sen-Simon) Клод-Анри де Рувруа (1760- 1825) - французский мыслитель, социолог, автор утопических социальных проектов - «Промышленная система», «Новое христианство». Потомок старинного рода французских аристократов, ученик д\'Аламбера, математика и энциклопедиста. Юношей поступает на военную службу, участвует в войне за независимость северо-американских колоний против Великобритании. В 1783 возвращается во Францию и, выйдя в отставку, отправляется в путешествие по Европе. Осенью 1789 прибывает на родину, в Пикардию. С интересом следит за ходом революции, пропагандируя ее лозунги свободы, равенства и братства. Отказывается от своего дворянства и графского титула, называя себя «гражданином Боно-мом». В период Конвента поддерживает якобинцев, затем становится сторонником Директории и Консульства Наполеона Бонапарта. С 1797 обращается к научным знаниям: слушает лекции в Политехнической и Медицинской школах, посещает с образовательными целями Англию и Германию. Конт некоторое время был его секретарем и соавтором. К концу жизни вокруг С.-С. сплотился небольшой кружок учеников и последователей - Б.П. Анфантен, С.А. Базар, О. Родриг и др. - образовавших затем школу сен-симонизма, которая просуществовала до сер. 30-х 19 в. Основные сочинения: «Письма женевского обитателя к современникам» (1802), «Очерк науки о человеке» (1813-1816), «Труд о всемирном тяготении» (1813-1822), «О промышленной системе» (1821), «Катехизис промышленников» (1823-1824), «Новое христианство» (1825). С.-С, видя, что революция во Франции не достигла цели, что она не построила нового общества, пришел к выводу, что сами революции, порожда-ясь стихией бедности и стремлением неимущих к равенству и перераспределению богатства, приводят общество в состояние хаоса и анархии. Чтобы избежать подобных потрясений в будущем, будучи рационалистом в духе 19 в., поставил перед собой цель создать и претворить в жизнь научную социальную систему, которая позволит свести «кризисы, которые народы должны испытать на себе и которых не может предотвратить никакая сила в мире, к простым переменам в их правительствах и финансах». Единственный путь к достижению этой цели С.-С. видел в том, что люди должны иметь общество, наиболее выгодное для наибольшей массы и которое способно улучшить положение многочисленного бедного класса. Это заставило С.-С. обратиться к проблемам исторического развития в целом. Разделяя взгляды французских материалистов и выступая против деизма, пришел к выводу, что законы «социальной физики» и, в первую очередь, универсальный характер ньютоновского закона всемирного тяготения, распространяются и на общественные явления. Два положения - идея закономерности, объективности развития природы и общества и идея поступательного, прогрессивного развития человечества - составляют сущность философских взглядов С.-С. Главный критерий прогресса - развитие научных знаний, морали, религии, производным от которого является и другой показатель - благосостояние и счастье большинства общества. Соответственно история, по С.-С, прошла в своем движении от низших общественных форм к высшим три стадии развития: 1) «теологическую» (от первобытного идолопоклонства до политеизма, на котором основывалось рабство); 2) «метафизическую», основанную на монотеизме христианства, приведшего к феодальному строю; 3) «позитивную» - будущий общественный строй, когда единого Бога сменит единый закон притяжения и возникнет научное мировоззрение с его носителями - светскими учеными и «промышленниками». Общество будущего, по С.-С, - это общественный идеал, воплощенный в «промышленной системе», переход к которой является универсальной исторической неизбежностью: «Все народы на земле стремятся к одной цели, она состоит в том, чтобы перейти от правительственного, феодального, военного режима к административному, промышленному и мирному...». Основной принцип «промышленной системы», согласно С.-С, - искоренение «всякого паразитизма» и всемерное развитие производительных сил общества, которое позволило достичь громадного роста богатства в интересах класса «промышленников», охватывающего всех тех, кто непосредственно занят в системе производства: земледельцы, фабриканты, инженеры, рабочие, торговцы и др. Будущее общество у С.-С. основано на: научно и планово организованных производствах с сохранением частной собственности и классов; введении обязательного для всех производительного труда, когда каждый имеет право работать и получать вознаграждение «по способностям»; управлении не людьми, а распоряжении вещами и руководстве производством. «Промышленная система» была дополнена концепцией «нового христианства», имевшей религиозную форму изложения, так как С.-С. считал, что «простой народ» не способен принять положительную философию в чистом виде, ему нужна вера и поэтому необходимо новой философской системе придать силу религиозного чувства, согласованного с «прогрессом наук». Религиозная форма учения, его лозунги приоритета общего блага над личным (»Все люди - братья») должны были дополнить моральными - материальные стимулы «промышленной системы». Исторические взгляды С.-С. явились значительным шагом вперед в понимании смысла и движущих сил общественного развития. С.-С. рассматривал историю как смену созидательных и разрушительных периодов, как потом стало принято говорить у сен-симонистов, эпох «органических» и «критических». Первым увидел и понял основу общества в промышленном производстве (индустрии), отвел важнейшую роль в экономической деятельности формам собственности, а также классам, находящимся в определенном отношении к этим формам. С.-С. были высказаны идеи о неизбежности объединительной тенденции в развитии человечества (в первую очередь, Европы) через утверждение всемирной ассоциации народов и стирания национальных границ. Некоторые мысли С.-С. положили начало ряду конкретных социологических теорий. Например, теория бюрократии имеет теоретические истоки у С.-С, который первым обратил внимание на роль организации и управления в развитии общества; идея особого назначения людей, обладающих знаниями и способностями, необходимыми для достижения общественных целей, заложила основы для теории технократии. С.-С, наряду с французскими энциклопедистами, впервые разделил на теоретическом уровне понятия «гражданское общество» и «государство», ввел термины «индустриализация», «индустриальное (промышленное) общество». Идеи С.-С. оказали большое влияние на развитие социалистических учений во Франции, Германии, Италии и России. Идеи С.-С. о роли носителей знания в историческом процессе получили развитие в современных концепциях техно- и экспертократии (см. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ).

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. . 1999.

Смотреть что такое "СЕН-СИМОН" в других словарях:

  • СЕН-СИМОН — (Saint Simon) Клод Анри де Рувруа (1760 1825) фр. мыслитель, теоретик социализма. В работах «Письма женевского обитателя к современникам» (1802), «О промышленной системе» (1821), «Катехизис промышленников» (1823 1824) С. С. выступил с проектом… …   Философская энциклопедия

  • СЕН-СИМОН — (Saint Simon) Клод Анри де Рувруа (17.10.1760, Париж 19.05.1825, там же) французский мыслитель, социолог, социалист утопист. Ученик Д Аламбера, неудовлетворенный буржуазной революцией, Сен Симон замыслил исправить ее результаты с помощью научной… …   Энциклопедия социологии

  • Сен-Симон — Сен Симон, Анри Анри граф Сен Симон Claude Henri de Rouvroy, comte de Saint Simon основатель школы утопического социализма (се …   Википедия

  • Сен-Симон — Сен Симон, Анри (Генрих) (1760 1825) французский социалист утопист, родился в старинной аристократической семье. Разочаровавшись в окружающей среде, Сен Симон становится решительным врагом паразитических сословий. В своих многочисленных… …   1000 биографий

  • сен-симон — а, м. Сен Симон, утопический социалист начала 19 в. Наиболее известный фр. утопист, символ утопического социального мечтателя. Поэт Самойлов прав, в провинции любых времен Был свой уездный Сен Симон. Ю. Давыдов Бестселлер. // Знамя 2000 8 39 …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Сен-Симон — Луи де Руврэ, герцог (Louis de Rouvroy duc de Saint Simon, 1676 1755) французский мемуарист. Р. в Париже, в семье вельможи. Служил в армии, но рано вышел в отставку (1702). Будучи личным другом Филиппа Орлеанского, в годы Регентства был назначен… …   Литературная энциклопедия

  • Сен-Симон — (Saint Simon) Анри де (полное имя, фамилия и титул Клод Анри де Рувруа (Rouvroy), граф де Сен Симон) (17 октября 1760, Париж 19 мая 1825, там же) французский мыслитель утопист. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук… …   Политология. Словарь.

  • СЕН-СИМОН — (Sen Simon) Клод Анри де Рувруа (1760 1825) французский мыслитель, социолог; автор утопических социальных проектов ‘Промышленная система’, ‘Новое христианство’. Потомок старинного рода французских аристократов, ученик д Аламбера, математика и… …   История Философии: Энциклопедия

  • Сен-Симон — I Сен Симон (Saint Simon)         Клод Анри де Рувруа (de Rouvroy) (17.10.1760, Париж, 19.5.1825, там же), граф, французский мыслитель, социолог, социалист утопист. Под руководством Д Аламбера получил домашнее образование. Офицером французской… …   Большая советская энциклопедия

  • Сен-Симон А. — Анри граф Сен Симон Claude Henri de Rouvroy, comte de Saint Simon основатель школы утопического социализма (сенсимонизм). Дата рождения: 17 октя …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «СЕН-СИМОН» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.