РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
- РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
-
РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА - разновидность биологического направления в социологии второй половины 19- начала 20 в. Основателем школы является французский социолог Ж. Гобино. Основным трудом Гоби-но, в котором были заложены теоретические направления Р.-А.Ш. явилась книга «О неравенстве человеческих рас» (1853-1955). В этой работе Гобино сделал попытку обосновать необходимость существования господствующей в обществе элиты и выдвинул теорию, согласно которой неравенство, связанное с расовыми различиями и вытекающая из него борьба рас являются главной движущей силой развития народов и общества. По мнению Гобино, наиболее способной к культурному развитию является белая раса, и особенно ее германская ветвь, что и определяет ее ведущую роль по отношению к другим расам. Гобино отмечал, что, стремясь к расширению своего влияния, белая раса постепенно смешивается с представителями других рас, а это оказывает негативное влияние на ее способности и культуру. Гобино вошел в историю науки как ученый, выдвинувший первую расистскую концепцию. Другими известными представителями Р.-А. Ш. являются Ж. Лапуж (Франция), X. Чемберлен и Ф. Гальтон (Великобритания), Л. Вольтман и О. Аммон (Германия) и др. Чемберлен в своих работах призывал к возрождению «арийского духа» и явился одним из главных предшественников идеологии немецкого фашизма. Аммон и Лапуж явились основоположниками такой ветви Р.-А.Ш. как ан-тропосоциология, сделав попытку установить и научно обосновать универсальную связь между классовой принадлежностью и некоторыми размерами головы человека. Несмотря на различное содержание исследований, относящихся к Р.-А.Ш., можно выделить общие черты и положения этого направления в социологии. Это представление о том, что культура и социальная жизнь являются, в первую очередь, результатом воздействия расово-антропологических факторов; отрицание существования равенства рас; деление рас на «высшие» и «низшие»; интерпретация общественного развития и социального поведения людей в понятиях биологической наследственности и борьбы «высших» и «низших» рас; оценка смешения рас как негативного явления с точки зрения социального и культурного развития общества. Концепции Р.-А.Ш. оказали сильное влияние на развитие концепций расизма, проповедующего физическую и психологическую неполноценность некоторых человеческих рас, исконное разделение людей на полноценные и неполноценные расы, определяющие влияние расовых различий на историю и культуру общества. Хотя идеи Р.-А.Ш. и подвергаются резкой критике, отдельные ее положения еще оказывают влияние на интерпретацию данных антропологии, этнопсихологии и других наук, изучающих специфику расовой культуры современного общества.
Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом.
А. А. Грицанов.
1999.
Полезное
Смотреть что такое "РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА" в других словарях:
Расово-антропологическая школа — одна из влиятельных школ в социологии и антропологии второй половины XIX начала XX века. Основателем школы является французский социолог А. Гобино. Иногда её также называют антропосоциологией. Содержание 1 Идеи расово антропологической школы … Википедия
РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА — течение в социологии 2 й пол. 19 нач. 20 вв. (Ж. А. Гобино, Ж. Лапуж, Х. Чемберлен, О. Аммон, Ф. Гальтон, К. Пирсон). Расово антропологическая школа переносила на человеческое общество биологические законы борьбы за существование и естественного… … Большой Энциклопедический словарь
РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА — (или антропосоциология) одна из влиятельных школ в социологии и антропологии вт.пол. 19 н. 20 в.; осн. идея решающее воздействие расового фактора на истор. и культурное развитие народов. Р. а. ш. сформировалась в условиях роста… … Энциклопедия культурологии
Расово-антропологическая школа — течение в социологии 2 й пол. 19 нач. 20 вв. (Ж. А. Гобино, Ж. Лапуж, Х. Чемберлен, О. Аммон, Ф. Гальтон, К. Пирсон). Расово антропологическая школа переносила на человеческое общество биологические законы борьбы за существование и естественного… … Политология. Словарь.
РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА — англ. race antropologic school (anthroposociologie); нем. Rassisch anthropologische Schule (Anthro posoziologie). Разновидность биол. направления в социологии (Ж. Гобино, Ж. Лапуж, X. Чемберлен, Ф. Гальтон, О. Аммон и др.), обосновывающая расовое … Энциклопедия социологии
расово-антропологическая школа — течение в социологии 2 й половины XIX начала. XX вв. [Ж. А. Гобино, Ж Лапуж, X. Чемберлен, О. Аммон, Ф. Гальтон, К. Пирсон (K. Pearson)]. Расово антропологическая школа рассматривала общественное развитие с точки зрения понятий наследственности … Энциклопедический словарь
РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА — разновидность биологического направления в социологии второй половины 19 начала 20 в. Основателем школы является французский социолог Ж. Гобино . Основным трудом Гобино, в котором были заложены теоретические направления Р. А.Ш., явилась книга О… … Социология: Энциклопедия
РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА (АНТРОПОСОЦИОЛОГИЯ) — англ. race antropologic school (anthroposociologie); нем. Rassisch anthropologische Schule (Anthro posoziologie). Разновидность биол. направления в социологии (Ж. Гобино, Ж. Лапуж, X. Чемберлен, Ф. Гальтон, О. Аммон и др.), обосновывающая расовое … Толковый словарь по социологии
Расово-антропологическая школа — в социологии, течение в буржуазной социологии 2 й половины 19 начале 20 вв. К Р. а. ш. относят Ж. А. Гобино, Ж. Лапужа (Франция), Х. Чемберлена (Великобритания), О. Аммона (Германия), а также Ф. Гальтона и К. Пирсона (Великобритания).… … Большая советская энциклопедия
Расово-антропологическая школа — течение в социологии во 2 й половине 19 начале 20 вв. (Ж. Гобино, Ж. Лапуж, Х. Чемберлен, О. Аммон, Ф. Гальтон, К. Пирсон). Теоретики Р. а.ш. переносили на человеческое общество биологические законы борьбы за существование и естественного… … Педагогический терминологический словарь